Воспитательные: Воспитывать умение слушать учителя и друг друга, бережное отношение к животным, сочувствие.
Речевой материал: схватила за крыло: сломала; ранняя осень; на юг; не могла летать; поздняя осень; озеро замерзло; плавала в полынье; съесть утку; охотник на лыжах; спряталась; лежала; встал на лыжи; вылечил утку.
Оборудование: доска, проектор, презентация, индивидуальные карточки с фрагментами текста, картинки.
Ход урока: 1. Организационный момент.
Будем слушать и отвечать на вопросы (работа за экраном):
- Какое сейчас время года?
- Какая сейчас осень?
- Назови первый месяц осени.
- Какой сейчас месяц?
- Какой последний месяц осени?
- Какое время года будет после осени?
II. Речевая зарядка. Работа со звуком [т] (слайд 1):
Будем хорошо говорить звук [т], следить за слитностью речи:
а-о-у-и-ы
та-то-ту-ти-ты
та – улетают
ты – жёлтые
ту – наступает
Наступает осень.
Птицы осенью улетают на юг.
Слушайте. Какая тема урока? (Слайд 2)
III. Работа по теме.
Актуализация опорных знаний.
Будем отвечать на вопросы (работа за экраном):
- Назови осенние месяцы.
- Какая бывает осень?
- Назови признаки ранней осени.
- Назови признаки поздней осени.
(ответы обучающихся)
Целевая установка: Сегодня мы будем составлять текст по картинкам, будем отвечать на вопросы, а помогут вам слова на доске (схватила за крыло: сломала; ранняя осень; на юг; не могла летать; поздняя осень; озеро замерзло; плавала в полынье; съесть утку; охотник на лыжах; спряталась; лежала; встал на лыжи; вылечил утку).
Работа с картинками по вопросам (слайд 5).
Прочитайте задание. Что будем делать? (будем отвечать на вопросы)
Кто нарисован на картинке?
Что сделала лиса?
Почему утка не могла летать?
Какое наступило время года? (назови признаки ранней осени)
Куда осенью улетают утки?
Почему одна утка осталась на берегу?
Назови признаки поздней осени.
Где плавала утка?
Кто сидел на берегу?
Кто пришёл к озеру?
Кого увидел охотник на берегу?
Что делала утка на снегу?
Что сделала лиса?
(обучающиеся отвечают на вопросы по картинкам, используя опорные слова на доске).
Учитель: У меня есть еще одна картинка, как вы думаете, что там нарисовано? (ответы детей; показ картинки, проверка предположений). Беседа по вопросам:
Кто это? Кого держит? Что сделал охотник? Что бы сделали вы – спасли или оставили? (ответы детей).
Работа с индивидуальными карточками – фрагментами текста.
Учитель раздает детям фрагменты текста (2-3 предложения), соответствующие содержанию картинок.
А) Лиса схватила утку за крыло и сломала его. Утка не могла летать.
Б) Наступила ранняя осень. Все утки улетели на юг. Утка одна осталась на берегу озера.
В) Наступила поздняя осень. Ночью озеро замёрзло. Утка плавала в полынье. Лиса сидела на берегу и хотела съесть утку.
Г) Однажды к озеру подошёл охотник на лыжах. Охотник увидел утку. Утка лежала на снегу и не могла идти. Лиса спряталась и стала смотреть.
Д) Охотник встал на лыжи, взял утку и пошёл домой. Дома охотник вылечил утку.
Учитель: Будем подбирать к картинкам текст. Прочитайте предложения. У кого текст к первой картинке?
(Обучающиеся внимательно прочитывают про себя свои предложения.Ученик, чьи предложения соответствуют картинке, поднимает руку, читает текст, остальные внимательно слушают, исправляют или подтверждают соответствие текста картинке. Учитель подкладывает текст к картинке, обучающие хором читают этот фрагмент.
После полного подкладывания предложений к картинкам прочитывается хором весь текст).
Работа с картинками (за экраном)
Учитель раздает ребятам картинки, за экраном зачитывает предложение.
-Все утки улетели на юг. У кого такая картинка?
(Обучающиеся слушают, тот, у кого услышанное предложение совпадает с картинкой, поднимает ее и показывает классу).
- Охотник увидел утку. У кого такая картинка?
- Утка не могла летать. У кого такая картинка?
- Наступила поздняя осень. У кого такая картинка?
- Дома охотник вылечил утку. У кого такая картинка?
5. Работа с картинками и опорными словами.
Учитель убирает с доски текст, оставляет только картинки и опорные слова, на слайде вопросы.
Учитель: Будем рассказывать текст по картинкам. В помощь вам будут вопросы и опорные слова.
(1-2 обучающихся рассказывают весь текст по картинкам с помощью вопросов и опорных слов)