Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в казахском классе "Служебные части речи (повторение)"»
Тема урока: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи(повторение).
Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Морфология . Самостоятельные и служебные части речи»
Задачи урока : Образовательная: закрепление материала о различиях между самостоятельными и служебными частями речи, отработка навыка нахождения и употребления самостоятельных и служебных частей речи;
Воспитательная: способствовать формированию экологической грамотности, духовно-нравственных качеств и расширению кругозора.
Тип урока: урок обобщения , систематизации и контроля изученного по данной темеФорма обучения: индивидуальная, фронтальная, парная
Методы обучения: По источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические По способу организации познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.
Оборудование и наглядность: раздаточный материал(карточки),учебники, мультимедия другие ТСО
План урока:
I. Оргмомент:
1. Приветствие
2. Внутренняя и внешняя готовность учащихся к уроку
3. Диалог по развитию речи
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний
IV. Постановка цели занятия перед учащимися
V. Работа по обобщению изученного и введение его в систему раннее усвоенных знаний;
VI. Контроль за результатом учебной деятельности
VII. Закрепление
VIII. Домашнее задание
IX. Подведение итогов урока:
Ход урока:
I. Оргмомент:
1. Приветствие
2. Внутренняя и внешняя готовность учащихся к уроку
3. Диалог по развитию речи
II. Проверка домашнего задания:
1.Проверь себя! (тест стр. 38)
III. Актуализация опорных знаний:
БЛИЦ-ОПРОС:
1. О каком разделе русского языка шла речь на прошлом уроке? (Фразеология)
2. Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову)
3. Как называется раздел русского языка , в котором изучаются звуки речи ?(Фонетика)
5. В каком разделе русского языка изучаются части речи? (Морфология)
IV. Постановка цели занятия перед учащимися:
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока. - Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по самостоятельным и служебным частям речи.
Ваша задача- принять активное участие в работе и подтвердить свои знания по данной теме. V. Работа по обобщению изученного и введение его в систему раннее усвоенных знаний;
1. Индивидуальная работа. (Ребята получают карточки с названием частей речи, о которых им необходимо рассказать в процессе составления алгоритма)
2. Составление алгоритма:Итак, составим алгоритм и вы мне в этом поможете.(при помощи вопросов учителя записывается следующая схема)
Части речи (10) Самостоятельные части речи:
6 1. Имя существительное (кто? что?) 2. Имя прилагательное (какой? чей? ) 3. Глагол (что делать? что сделать?) 4. Местоимение (кто? что? какой? сколько?) 5. Имя числительное (какой? который ? сколько?) 6. Наречие (как? где? когда? ) Служебные части речи: 3+1 1. Союз (а, но, да, и, или, либо, как, что) 2. Предлог (в, на, за, к, под) 3. Частица (не, ни, же, бы, ли -ка) Междометие (Ах, ох, ой-ой) VI. Контроль за результатом учебной деятельности 1. Работа по развитию речи: - чтение текста по цепочке, по абзацам (упр.60, стр 41) - беседа по содержанию: о чем говорится в тексте? определите основную тему текста? (о природе, о пагубном влиянии человека на природу, стоит вопрос о необходимости защиты природы) 2. Синтаксический разбор предложения: - В каком предложении выражена основная мысль текста? Мы, земляне, - члены гигантского сообщества, и закон в сообществе для всех один: что взял у природы, верни. - Давайте его запишем и обозначим самостоятельные и служебные слова как части речи. Сколько частей у этого сложного предложения? Выделите графически. Какие части речи отсутствуют?
3. Работа в парах: (в работе помогут таблицы на стр192-219) 1 пара: Выпишите из 1 абзаца имена существительные, определите род, число, падеж (земляне, члены, сообщества, закон, в сообществе, у природы, дерево, урожай, пшеницы, почве, растения, рыбу, мальков, пруд) 2 пара:
Выпишите из текста имена прилагательные, укажите разряд. (гигантского, каменного, циклической, безотходной, бездымной, чистой ) 3 пара: Выпишите из текста имена числительные, определите разряд по значению. Какое из указанных числительных (один, три миллиарда, сорок, пять миллиардов) имеет 2 падежные формы (сорок). 4 пара: Из 3 абзаца выпишите местоимения, укажите разряд. (Это, она, такое, все, всё, наша, такой) 5 пара: из 3 абзаца выпишите наречия, определите разряд (просто, возможно, замечательно ,всюду) 6 пара: Произвести морфологический разбор глагола оказывают 4. Распределительный диктант: по, а, к, или, перед, бы, не, из-за, ввиду, насчет, в течение, накануне, как, что, так как, о, даже, вряд ли, фу, ах,ура Распределите в 3 колонки служебные части речи Союзы Предлоги Частицы А,или,как,что,так как,По,к,перед,из-за, насчет, в течение, накануне, оБы, не, даже, вряд ли Дополнительные вопросы: Для чего служат союзы? Укажите непроизводные предлоги? Для чего служат частицы? Чем они отличаются от самостоятельных частей речи (не могут употребляться самостоят-но, не являются членами предложения). Какие слова не включили ни в одну из колонок. Как называют эти слова?
VII. Закрепление: 1. Работа с деформированным текстом. Берегите, всех, зверь, внутри, природа, убивайте, лишь, зверь, внутри, себя (поменять окончание имен существительных) 2. Тест-тренажер с автоматической проверкой и выставлением оценки.
3. Заключительная беседа "Убивай зверей внутри себя". Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна ещё и экология души. Это строки поэта Евгения Евтушенко: Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! О чем говорит здесь поэт? Примерные ответы: -Что нужно беречь природу -Что нельзя убивать зверей -Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.
2.Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Примерные ответы:
-Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, гордыня и т.п. -Это все плохое, черное, дикое, что есть в человеке. -Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
VIII. Домашнее задание:, написать мини- эссе "Экология природы – экология души". упр.63, стр 42.
Подведение итогов урока.
1 пара: Выпишите из 1 абзаца имена существительные, определите род, число, падеж
2 пара: Выпишите из текста имена прилагательные, укажите разряд.
3 пара: Выпишите из текста имена числительные, определите разряд по значению. Какое из указанных числительных имеет 2 падежные формы?
4 пара: Из 3 абзаца выпишите местоимения, укажите разряд.