Конспект урока по русскому языку "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения"
Конспект урока по русскому языку "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения"
Урок поможет повторить изученный материал по сложным предложениям, закрепить умения отличать сложносочинённые предложения от сложноподчинённых, правильно употреблять знаки препинания в них, делать полный синтаксический разбор данных предложений. Многочисленные упражнения и задания будут хорошей тренировкой перед итоговой контрольной работой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 120 города Донецка»
Конспект урока на тему
«Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения»
подготовила
учитель русского языка и
литературы
Буянская Л. Н.
Тема урока: Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.
Цели: повторить изученный материал о сложном предложении, его видах, закрепить основные признаки и особенности ССП и СПП, обратить внимание на строение данных синтаксических структур и их употребление в речи, сравнить сложносочинённое и сложноподчинённое предложения, научить определять тип предложений, выделять смысловые отрезки сложного предложения, отличать сложносочинённое от других видов предложений, обратить внимание на постановку знаков препинания в ССП, научить составлять предложения заданной конструкции, делать полный синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения;
развивать логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки сравнительного анализа и частично-поисковой познавательной деятельности, память и внимание, культуру речи и коммуникативные умения, вырабатывать навыки работы в коллективе и индивидуально, умение сотрудничать и оценивать собственную работу;
воспитывать любовь к родному языку, внимательное и уважительное отношение к предмету, стремление к речевому самосовершенствованию, умение слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, чувство коллективизма и взаимопомощи.
- Сегодня на уроке мы повторим типы сложных предложений. Вспомним, как отличать простое предложение от сложного, ССП – от СПП, поговорим об их особенностях, о расстановке знаков препинания. Будем делать полный синтаксический и пунктуационный разбор ССП.
3. Актуализация опорных знаний.
- Проведем небольшую лингвистическую разминку, повторим правила правописания.
- Из ряда слов выпишите только имена существительные:
- Попробуем составить словосочетания с данными словами. Используя записанные слова и добавляя свои, составьте словосочетания со связью согласование, управление и примыкание.
- Найдите лишнюю конструкцию среди прочих.
Незабываемое путешествие
Поделись с другом
Я счастлив
По-летнему жарко
Острые скалы
В течение месяца
Рассказ о себе
Призыв к сплочению
Изобразительное искусство
Деталь интерьера
Уникальное произведение
Творческое вдохновение
4. Закрепление полученных знаний.
- Чем отличается предложение от словосочетания?
- Какие типы предложений выделяют по количеству грамматических основ?
- Какое предложение называется сложным?
- Дополните начало предложения так, чтобы оно осталось простым или стало сложным.
Ярко- багровое пламя отбрасывало гигантские тени на деревья и …
- Перестройте предложения так, чтобы простое стало сложным, а сложное – простым.
«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, повествующее о воинских подвигах русичей.
Я долго глядел в тёмно-синюю глубину неба, она была переполнена созвездиями.
- На какие группы делятся сложные предложения?
- Сложносочинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого равноправны между собой по смыслу и связаны сочинительными союзами.
- Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия. Выделяются главная часть и придаточная, между ними можно поставить вопрос.
- Бессоюзным предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой только посредством интонации.
- Давайте сравним предложения:
Поезд пришёл – пассажиры заторопились к выходу.
Поезд пришёл, и пассажиры заторопились к выходу.
Когда поезд пришёл, пассажиры заторопились к выходу.
- Что между ними общего? (Это сложные предложения).
- Чем они отличаются? (смысловыми отношениями между частями, союзами, типом связи).
- Давайте заполним сравнительную таблицу ССП и СПП.
ССП
СПП
1. Части предложения равноправны по смыслу.
2. Сочинительная связь.
3. Средства связи – сочинительные союзы.
1. Одна часть по смыслу подчинена другой.
2. Подчинительная связь.
3. Средства связи – подчинительные союзы или союзные слова.
5. Выполнение практических заданий на закрепление материала.
- Вставьте начало утверждений:
1. …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительной связью. (СПП)
2. …это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов. (БСП)
3. ...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа. (ПП)
4. …это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений (СП)
5. …это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью. (ССП)
- Определите тип сложных предложений (работа с сигнальными карточками)
1. В лесу стало тихо: замолкли птичьи голоса. (БСП)
2. Молодежь разъехалась, и деревня опустела. (ССП)
3. Я вышел на террасу, и зимний холодок пронизал меня насквозь. (ССП)
4. Волчонок смело шагнул вперёд и, визжа от страха, вошёл в тёмную пещеру. (ПП)
5. Воздух так чист, что видна каждая ветка. (СПП)
6. Каштанка не помнила, как она попала на незнакомый тротуар. (СПП)
7. Мне показалось, будто в комнате запахло цветами. (СПП).
8.В маленьком доме всю ночь горел свет и бегали люди (ССП)
9. Когда мы возвратились, было уже темно. (СПП)
10. На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий. (БСП)
11. У самой воды росли голубоглазые незабудки и красный клевер (ПП)
12. Звонко стучат топоры в лесу, жужжат быстрые пилы. (БСП)
13. Сани были пустые, а гости уже стояли в горнице. (ССП)
14. Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (СПП)
15. Установилась лётная погода, и экспедиция отправилась в Арктику. (ССП)
16. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами. (СПП)
17. На дворе ярко светило солнце, но было холодно. (ССП)
- Игра «Согласен/не согласен» (физминутка)
1. ССП всегда состоят из двух простых предложений (-)
2. В состав СПП входит главное и одно или несколько придаточных (+)
3. Простые предложения в составе ССП равноправны (+)
4. Придаточное предложение с главным в ССП связано подчинительной или сочинительной связью (-)
5. В роли средств связи в ССП выступают подчинительные союзы (-)
6. В ССП всегда ставится запятая между его частями (-)
7. Придаточное предложение в СПП может стоять только после главного (-)
8. В простом предложении может быть одна или две грамматические основы (-)
9. Союзы а,но, да относятся к сочинительным (+)
10. Сложные союзные предложения делятся на ССП и СПП (+)
- Когда в ССП не ставится запятая?
1) Знак не нужен, когда у двух частей СПП, соединённых одиночными союзами И, ДА (=И), ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, есть общий компонент, коим может оказаться:
второстепенный член (чаще обстоятельство): В дни моей молодости зимы были мягче и люди добрее. Только что калитку кто-то открыл или она сама открылась от ветра.
2) Знак не нужен, когда обе части СПП представляют собой предложения одного типа:
вопросительные по цели высказывания: Где пройдёт конференция и кто её будет вести? Ты сам вернёшь книгу или я должен сделать это за тебя?
побудительные по цели высказывания (здесь часто есть и общая частица): Пусть для всех за земле ласково светит солнце и не вздрагивают от разрывов снарядов дети!
восклицательные по окраске эмоциональной: Как черно сегодня ночное небо и как ярко горят на нём звёзды!
безличные: С крыш капало и вокруг пахло прелью. Не праздновать врагам победу и не топтать их солдатам нашей земли!
- Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире:
Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление:
Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк. Я спешу туда ж – а там уже весь город.
Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):
Ещё напор – и враг бежит. Ещё год, два – и старость....
- В каких из перечисленных предложений нужна запятая?
1. Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно.
2. На улице жара, а цыплятам холодно.
3. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
4. Тело было слабо, и в глазах ощущалась тупая боль.
5. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла
6. Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?
7. Подпустить врага и огонь дать по команде!
8. Как он смешон и как глупы его выходки!
9. Весь сад, согретый солнцем, ожил, и капли росы засверкали на листьях.
- Изменить предложения так, что в них исчезла или появилась запятая.
Как и предсказывали синоптики, подул пронизывающий ветер и небо быстро затянули тучи.
Ранним утром солнце залило лучами всю мою комнату и всё в ней стало нежно-золотистым.
Мы спугнули несколько пар журавлей, и они с печальным криком полетели дальше.
- Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?
Ответ: (1-В, 2-Д, 3-А, 4-Б, 5-Г). 5-Г (ПП лишнее)
1. И нищий наездник таится в ущелье А. как осенняя паутина блестит на солнце.
2. Наступил вечер Б. какие несёт истребление лесов.
3. В ясный день вы увидите в лесу В. где Терек играет в свирепом веселье.
4. Невозможно перечислить бедствия Г. и прогреть землю
5.Солнце ещё не успело подняться Д. и я почувствовал страшную усталость.
- Сделать полный синтаксический разбор ССП
У самого леса вытянулся целый островок молодых осин, а дальше белой стеной начинали подниматься берёзки, но не могли они оттенить мрачную зелень старых елей.
6. Работа с учебником.
- Стр. 47-49. Упражнение № 75 – устно определить типы предложений, письменно сделать разбор одного из них.
7. Подведение итогов урока.
- В чем своеобразие ССП? Когда в ССП не ставится запятая? Что понравилось на сегодняшнем уроке?