Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «По галактике Частей речи»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 города Аши Челябинской области (с профессиональным обучением)»
Конспект урока по русскому языку
Тема: Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи»
4 класс
Выполнил: Сулимова Н.М.
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ №9 г. Аша
Аша
2017 г.
Тема: Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи».
Цели: учить применять полученные знания, умения и навыки при выполнении нестандартных заданий; прививать интерес к изучению русского языка, познакомить учащихся с профессией корректора.
Формируемые УУД: п. – применение знаний в нестандартных условиях; умение выполнять задания творческого и поискового характера; соблюдение нормативных предписаний относительно способов выполнения заданий и их очередности;
к. – умения аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
р. – способность к рефлексии собственной деятельности;
л. – устойчивая положительная мотивация к учебной деятельности.
Оборудование: модели космических кораблей, листочки для выполнения заданий, «бортовые журналы» - словари, карточки с текстами заданий, жетоны за правильные ответы, призы, ИКТ, толковый словарь.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по галактике Частей речи. Наши столы – это экипажи кораблей. Для полета вам надо выбрать командира, то есть капитана корабля, и штурмана. Капитан будет руководить командой – распределять обязанности между членами экипажа, а штурман – выбирать курс полета, решать трудные задачи навигации.
- Посмотрите на экран и выберите слова, которые показывают, каким должен быть капитан, каким - штурман, а какими – члены экипажа.
Руководить
Думать
Много знать
Слушать
Выбирать
Капитан
Решать
Соображать
Принимать решения
Уважать
Члены экипажа
Мирить
Брать ответственность
Считать
Находить выход
Штурман
Хвалить
Соглашаться
Предлагать решения
Спорить
Доказывать свое мнение
- Какие бы качества характера добавили вы?
- Выберите штурмана и капитана в своих экипажах.
- Для того, чтобы корабль стартовал, надо произнести речовку:
В кресло сели поскорее.
Шлем натягивать начни.
По сигналу командира
Пристегнули все ремни,
Включили зажигание,
Летим мы курсом знаний.
- Ребята, капитаны и штурманы в каждом экипаже будут не совсем обычные. Они будут играть роль корректоров. Читаем в Толковом словаре: «Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру». Это работник, устраняющий грамматические ошибки, опечатки и другие неточности в готовящихся к печати текстах.
- Сегодня на уроке вы еще много узнаете о профессии корректора от своих капитанов и штурманов.
2. Работа по теме урока.
1) Разминка.
Мы начинаем свой полет с планеты «Имя существительное». Чтобы проверить, исправны ли корабли и готовы ли к испытаниям экипажи, необходимо разгадать шифровку. Команда, выполнившая задание первой и с минимальным количеством ошибок, получает три жетона, вторая команда – два жетона, третья – один жетон.
Перед началом задания капитан первой команды рассказывает о профессии корректора: «Любой письменный текст, которому суждено увидеть свет (в книге, газете или журнале) должен быть изложен безукоризненно грамотно. Достичь этого результата, призвана работа корректора. Ведь рукопись практически всегда содержит ошибки – они неизбежно возникают при наборе и редактировании текстов на компьютере».
Шифровка.
- Какими частями речи могут быть следующие слова? Составьте с ними словосочетания и разберите их по составу.
Покрывало, стих.
Капитаны-корректоры и штурманы-корректоры проверяют задания команд. Учитель выдает жетоны.
2) Планета Имя существительное.
Штурман-корректор продолжает рассказ о профессии корректора: «Между тем ошибки не только делают текст неприятным для читателей (кому же понравится книга, напечатанная так, будто у автора в школе была «двойка» по русскому языку?), но иной раз полностью искажает его смысл».
Задание 1.
- Запишите имена существительные в три столбика в зависимости от рода.
Капитаны-корректоры и штурманы-корректоры проверяют ответы в своих экипажах. Учитель раздает жетоны.
3) Спутник Прилагательное.
Капитан второй команды рассказывает о профессии корректора: «Корректор тщательно вычитывает готовящиеся к печати тексты, исправляя в них грамматические ошибки и опечатки. Кроме того, он следит за соблюдением правил набора и верстки, проверяет, чтобы не были перепутаны подписи к рисункам, номера страниц, оглавление и т.п.».
Штурман-корректор добавляет: «Корректор – одна из самых распространенных профессий в издательском бизнесе, без этих специалистов не обходится ни одно книжное издательство, ни один сколько-нибудь солидный журнал или газета».
Задание 1.
Запишите с данными словами словосочетания, объясняющие прямое и переносное значение одного и того же слова.
После выполнения заданий капитаны-корректоры и штурманы-корректоры проверяют их, а учитель раздает жетоны.
4) Туманность глагол.
Сообщение командира-корректора третьей команды: «Корректором могут работать выпускники филологических, лингвистических факультетов ВУЗов. Но профессия эта очень специфична. Есть даже курсы, на которых обучают корректорскому мастерству».
Штурман добавляет: «Но для того, чтобы стать корректором-профессионалом, потребуются многие годы практики и особое дарование – в русском языке большое количество правил, и еще большее количество исключений из правил, необоснованных законами логики».
- В каком предложении есть местоимение с предлогом?
Вы идете по мягкому ковру палых листьев, игл сосны и ели.
Празднично и радостно вокруг вас.
Бродить по лесу нам приятно.
Задание 2.
- Исправьте ошибки в предложениях.
Я укорял меня за невнимательность. Он хвастун: все время хвалит самого его. Он обиделся на их. Мы с ими давно знакомы. Они ждали него. Я горжусь мной.
Проверка последнего задания. Оценивание.
Подведение итогов урока.
- Проверим, какие космические корабли пришли к финишу с наименьшими потерями. Капитаны-корректоры подсчитайте жетоны.
- У какой команды жетонов больше всего?
Просим экипаж этой команды построиться для награждения.
(Команда-победительница выходит к доске. Члены экипажа получают дипломы и памятные призы. Остальные команды получают от командиров-корректоров и штурманов-корректоров благодарность и сладкие призы).
- Ребята, сегодня вы узнали о новой профессии корректора. Надеюсь, она показалась вам интересной.
- Кто из вас захотел в будущем выбрать профессию корректора?
4. Рефлексия
«Минута славы»
- Расскажите, как вам удалось преодолеть все опасности и выполнить задачи командования успешно.