kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему: «Разряды частиц. Формообразующие частицы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему: «Разряды частиц. Формообразующие частицы».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Задачи:

обучающие:

  • формирование понятия о функциях формообразующих частиц;
  • показать отличие  частицы от других служебных частей речи и её своеобразие;
  • формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций;
  • формирование у учащихся умения работать в группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Разряды частиц. Формообразующие частицы».»

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по русскому языку на тему: «Разряды частиц. Формообразующие частицы».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Задачи:

обучающие:

  • формирование понятия о функциях формообразующих частиц;

  • показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие;

  • формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций;

  • формирование у учащихся умения работать в группах.

развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость;

  • развивать речь учащихся, ввести термины: чемпион, арбитр

  • активизировать мыслительные операции, познавательную активность на уроках русского языка;

  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;

  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

  • воспитательные:

  • создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;

  • развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, карточки, задания для работы в парах, толковый словарь Ожегова, учебник «Русский язык» 7 класс, Т.А.Ладыженская

Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Прозвенел звонок весёлый,

Он позвал нас на урок,

Все задания сегодня

Выполнить должны мы в срок.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Орфографический словарный диктант


- Запишите словарные слова.

Чемпион, альпинист, снаряд, тренер, инвентарь, центровой, арбитр

-Составьте с ними словосочетания и предложения.

& Работа с Толковым словарём:

Арбитр - судья, в некоторых видах спорта.


3.

Повторение материала «Частица как часть речи».


- А сейчас поиграем в игру «Поймай частицу».

-Я называю предложение, а вы добавляете в него нужную частицу.

Бежит дорога.

Ты написал сочинение.

Голубушка, ты хороша!

Ты придумал предложение.

Здравствует солнце!

В нашем лесу росли ель, сосна.




- Прочитайте текст. Назовите частицы.






А вот бежит дорога.

Неужели ты написал сочинение?

Голубушка, как ты хороша!

Ты придумал бы предложение.

Да здравствует солнце!

В нашем лесу росли ель да сосна.

Пусть сильнее грянет буря.


Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.

4.

Сообщение темы урока


- Посмотрите на слова, записанные на доске, и подберите к ним антонимы.

Родной - … (чужой)

неряшливый - … (аккуратный)

горький - … (сладкий)

светлый - … (тёмный)

ложный - …(истинный)

разбитый - … (целый)

пассивный - … ( активный)

-Тема урока зашифрована в словах, которые вы назвали. Как она будет звучать?

- Прочитайте тему урока.

- Что вы знаете о частице?

- Чем же частица отличается от других частей речи?





– Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы урока «Формообразующие частицы».


Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно формулируют тему урока.










- она не связывает слова в предложения, не связывает однородные члены предложения, а нужна для дополнительных оттенков значения и образования форм наклонения глагола.

E Составляют цели, проговаривают их классу

(изучить, научиться, развивать, уметь писать, применять)

- познакомиться с формообразующими частицами, научиться отличать формы частиц от других частей речи.

5.

Введение нового материала. Работа над темой:

«Разряды частиц. Формообразующие частицы».











- Посмотрите внимательно на название разряда и скажите, для чего они служат?

- Какие наклонения глагола вам известны?

Работа с карточками

- Прочитайте предложения. Найдите частицы.










- Для образования, каких форм слова необходимы частицы?




- Откройте учебник на стр. 169 и прочитайте, какие частицы относятся к формообразующим?





E Исследовательская работа (по карточкам)

Если бы он много занимался, он бы добился успехов.

Да перестаньте вы болтать!

Каждому хотелось бы побывать на Олим­пиаде.

Эта выставка более интересная, чем прош­логодняя.

Ехал бы далече, да болят плечи.

Давайте говорить друг другу комплименты.


Дети формулируют вывод.

Вывод:

Формообразующие частицы служат для образования условного и повелительного наклонения глаголов.

6.

Физкультминутка


Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.


7.

Закрепление изученного материала.


1. Выполнение упр. № 363 (по цепочке - на доске и в тетрадях).

- Формообразующие частицы заключите в овал, над остальными надпишите, какой частью речи они являются.


2. Самостоятельная работа.

- От данных глаголов образуйте сначала форму повелительного, а потом условного наклонения единственного и множественного числа с помощью нужных частиц



3.Анализ предложений.

























4. Коллективная работа.

-Укажите формообразующие частицы и формы слов, образованные с их помощью.






5. Творческая работа.

Упр.364

-Допишите рассказ на тему: «Горе - мечтатель», используя предложения с частицами давай, пусть и другие.











Образец:

Писать – давай пиши, давайте пишите, писал бы, писали бы;


Говорить -…

Молчать - …

Думать - …

Бежать -…


Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей!

Мы коньками режим звонкий, серебристый, чистый лед, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведет: «Вот бы если бы коньки мы точить о лед могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли».

Задания к тексту:

- Найдите грамматическую основу в первом предложении,

во втором предложении прямую речь.

- В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором?

- С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?


а) Щепотки волосков Лиса не пожалей, остался б хвост у ней (И.Крылов); б) Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я.

в)Нет такой платы, которая была бы велика за веру в человека.



8.

Домашнее задание

§ 63, стр.169 (выучить правило); упражнение № 362

Выполнить тестовые задания (Приложение №1)

Составить диалог по теме «Разговор о пользе утренней зарядки»


9.

Рефлексия.


- Чему учились? Что помогало?



- Что было легко?

-Что было сложно?

-Что было непонятно?

- Что понравилось?









- Поставьте смайлики напротив утверждений:


E Отвечают на вопросы.

-

- Я умею находить формообразующие частицы;

- я умею отличать формы частиц от других частей

- хорошо усвоил


- отлично усвоил и могу применить на практике


- усвоил хорошо, но есть вопросы


- многое непонятно.



Приложение №1

Тест по теме: «Частица»

1.Найдите правильное утверждение.

а) Частицы служат для связи слов в предложении.

б) Частицы являются членами предложения.

В) Частицы выражают оттенки значения в предложении.

2.Укажите предложение с формообразующей частицей.

А) Пусть сильнее грянет буря.

Б) Именно этот спортсмен был победителем соревнований.

В) Я не могу ответить на это письмо.

3.Найдите предложение с вопросительной частицей.

А) Даже он отказался от такого предложения.

Б) Можно ли написать этот текст на доске?

В) Едва ли он закончит доклад за вечер.

4.Укажите предложение, в котором частица пишется через дефис.

А) Знал(бы) ты, как красив был закат!

Б) Ну(ж) был денёк!

В) Скажи(ка), дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?

5. Укажите предложение, в котором пишется частица НЕ.

А) Я увидел н..большое, а миниатюрное строение.

Б) На небе н.. облачка.

В) Он стоял н.. жив, н.. мёртв.

6.Укажите предложение, в котором пишется частица НИ.

А) Он никого н.. ждал.

Б) Комар носу н.. подточит.

В) В комнате н.. души.

7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска во всех словах пишется И (НИ).

А ) Я н.. мог н.. знать об этом.

Б) Н..когда я так не страдал, даже не написал н.. строчки.

В) На берегу моря н.. было н.. души.

8. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Е?

А) н.. с того н.. с сего, куда н.. шло

Б) н.. мог н.. видеть, н..кого спросить

В) н..когда н.. было, н..кого не вижу.

9.В каком ряду во всех словосочетаниях частица НИ пишется раздельно?

А) (ни)кто не обратил внимания , (ни)когда не жалел

Б) (ни)в чём не обвинял, (ни)как не возьму в толк

В) (ни)ответа (ни)привета

10.В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ?

Рисовать Егор (1)н.. умел и (2)н.. разу в жизни (3)н.. видел (4)н.. одной картины.

А) 1,2,4

Б)1,3

В) 2, 4.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему: «Разряды частиц. Формообразующие частицы».

Автор: Новик Надежда Григорьевна

Дата: 06.09.2016

Номер свидетельства: 342562

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Дефисное  и  раздельное  написание  частиц.Конспект  урока."
    ["seo_title"] => string(61) "diefisnoie-i-razdiel-noie-napisaniie-chastits-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "264387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449690704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства