kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ УРОКА по ФГОС «Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе по УМК Рыбченковой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА по ФГОС «Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах»»


«Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах»

Исаенко Галина Васидьевна


МБОУ Городищенская СОШ


Учитель русского языка и литературы


Русский язык


5 класс


Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»(2часа)

Урок №2


Базовый уч Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. «Русский язык 5 класс»

М.,«Просвещение», 2015



Необходимое техническое оборудование: компьютер



  1. Тип урока: «Урок открытия новых знаний»

  2. Цели:

Образовательные:

- формировать умение распознавать обобщающие слова при однородных членах;

- упражнять в умении подбирать обобщающие слова и составлять предложения с обобщающими словами.

Развивающие:

- развивать речь, любознательность, мышление, пунктуационную зоркость. Способствовать развитию произвольного внимания, вербального, наглядного мышления.

Воспитательные:

-воспитывать культуру поведения при фронтальной,парной и индивидуальной работе, сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

Формировать УУД:

УУД:

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с обобщающими словами.

Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные:

- Знать, что такое обобщающее слово

Уметь находить в предложении обобщающее слово, отличать его от однородных членов предложения, применять пунктуационное правило.

Личностные:

-уметь сотрудничать друг с другом, взаимовыручка

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

-уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов, формулировать вопросы, находить на них ответы.


11. Задачи урока:

- формировать умение работать с теоретическим материалом, таблицами и схемами, анализировать предложения и текст, пунктуационно оформлять предложения с однородными членами и обобщающим словом, моделировать и использовать в речи предложения с однородными членами;

-развивать навыки исследовательской работы и умение планировать свою деятельность;

-воспитывать культуру работы в парах.


План урока









Этап урока




Деятельность учителя




Деятельность ученика




УУД

1

2

3

4


1

Орг. момент

Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя.



включение учащихся в деятельность.









Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм.

Вот и прозвенел звонок.

Ты готов начать урок?

Все на месте?

Всё в порядке?

И учебник, и тетрадки?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

- Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке.

-Выберите ту картинку (солнышко или тучка), которая соответствует вашему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется фигурка, которую выбрали большинство ребят

Подготовка класса к работе

Личностные - настрой на позитивное начало урока

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные – планирование урока


2


Актуализация знаний и пробное учебное действие

в начале изучения нового материала

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.



Организует повторение знаний, закрепление умений.

- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке -синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме,

Игра «ДА»- «НЕТ»

- Синтаксис изучает словосочетание?

- Предложение?

- По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, и невосклицательные?

-Словосочетания бывают глаг., именные,?

- По интонации предложения бывают воскл и невоскл?

- Грамматическая основа состоит обязательно из подлежащего и сказуемого?

- Предложение может состоять только из главных членов предложения?

- Однородные члены предложения- это слова одного рода?

Графический диктант.

Составить схемы предложений с однородными членами. Предложения для графического диктанта:

1) Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева)

2) Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! (В. Гладышева)

3) Зазнайство не возвышает, а унижает.

4) Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши.

5) Катится клубочек по высоким горам и зеленым лугам, по топ­ким болотам и глухим местам.






Проговаривают определение однородных членов и правило постановки знаков препинания при них.














Выполняют задания, определяя лишнее слово, аргументируя свою точку зрения, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами.


Познавательные – анализ объектов с целью выделения общего для всех слов понятия

Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа.



3

Мотивация к деятельности

Постановка учебной цели

Цель этапа: включение учащихся в деятельность; построение проекта выхода из затруднения



Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе (проблемная ситуация):

1. Астры , цветы, гладиолусы, георгины.

2. Подосиновики, подберезовики, грибы, лисички.

Создает проблемную ситуацию

-Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению(обобщающим)?

-Придумайте предложения с данными словами, ставя лишнее слово впереди группы однородных членов и после них.

-Какие знаки препинания вы поставите?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Чего мы ещё не знаем?

-Сформулируйте проблемный вопрос и тему сегодняшнего урока.

Составляем и записываем предложения

В саду у сторожа росли цветы астры, гладиолусы, георгины.

Подосиновики, подберезовики, лисички все грибы лежали в лукошке лесника.,

Ставят цели, составляют план достижения цели.

Формулируют проблему и тему урока.


Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.

Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе

4

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа:

обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).


Прослушайте текст и ответьте на вопрос: о каком знаке препинания идёт речь?

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.






Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Познавательные – понимание и осмысление прослушанной информации.

Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.


5

5.Этап построения проекта выхода из затруднения.


Какой же знак препинания нужен в предложениях с обобщающим словом?

- Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? (Двоеточие.)

- Может после обобщающего слова ставится двоеточие?

Организация исследования проблемной ситуации. Давайте проверим.

Поиск решения, открытие нового знания, формулирование правила.

Откройте учебник на стр. 135. и в рамочке прочитаем правило.

- Итак, что мы узнали? После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие. Графически обобщающее слово обозначается …

Предлагает сделать вывод о постановке знаков

препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения, пользуясь результатами исследования, теоретическим материалом и правилом на стр.135


















Работают с информацией, содержащейся в учебнике (параграф 69(стр.135)

Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.

Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.

Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической грамотностью


6

Реализация построенного проекта

Цель этапа:

Выработать алгоритм применения полученных знаний




В саду у сторожа росли: цветы астры, гладиолусы, георгины.

Подосиновики, подберезовики, лисички - все грибы лежали в лукошке лесника.

2)Найти в предложениях однородные члены и обобщающее слово.

3)Сравнить однородные члены и обобщающее слово:

- на какой вопрос отвечают;

- от какого слова зависят;

- одинаковыми или разными членами предложения являются;

- какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающим словом.

4)Составить схемы.


3.Физминутка



На основе материала учебника и своих наблюдений

делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм:

  1. Прочитаю предложение.

2.Найду в предложении однородные члены.

3..Определю, есть ли обобщающее слово.

3.Выберу нужный знак препинания.




7


Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания при обобщающем слове перед однородными членами предложения и после них.


































Корректирует работу , выслушивает ответы детей , помогает найти верные способы действия слабоуспевающим учащимся











.




1. Выполняют упражнение 538.


Регулятивные – контроль, оценка, коррекция.

Личностные – формирование критического мышления.

Регулятивные – понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные – умение сотрудничать.

Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.


8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности











Организует деятельность по применению новых знаний










Смысловое чтение

Цветочный город

  В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли ______ маргаритки ромашки одуванчики. Там даже _______ назывались именами_______ улица Колокольчиков аллея Ромашек бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом.

  Лето подходило к концу, и на улицах ______ самые красивые цветы белые хризантемы красные георгины разноцветные астры.
























Демонстрирует на экране образец правильного выполнения задания (компьютер)


А


Переписывают предложения, расставляя

необходимые знаки препинания. Зелёным фломастером подчеркивают обобщающие слова при однородных членах.


Осуществляют самоконтроль

Регулятивные – понимание цели того этапа работы.

Познавательные – умение применять полученные знания на практике.

Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других



8

Рефлексия деятельности.

Домашнее задание.


Цель: осознание учащимися своей учебнй деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

(2-3 минуты)

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

Рефлексия

Я все понял, легко выполняю задания по схеме, поэтому готов оказать помощь товарищам .

3

Я понял, но мне необходимо еще поработать по данной теме, готов принять помощь.


2

Я не понял тему, мне необходимо больше времени для изучения данной темы.



1



Упр.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели? Каким способом?

Какие получили результаты?

Что вызвало особые затруднения?

Где можно применить новые знания?

Называют ключевые слова темы.

Поднимают солнышко или тучку тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.

Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности



Ход урока


  1. Орг. момент

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Вот и прозвенел звонок.

Ты готов начать урок?

Все на месте?

Всё в порядке?

И учебник, и тетрадки?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Выберите ту картинку (солнышко или тучка), которая соответствует вашему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется фигурка, которую выбрали большинство ребят.

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие в начале изучения нового материала

Организует повторение знаний, закрепление умений.

- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке -синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме,

Игра «ДА»- «НЕТ»

- Синтаксис изучает словосочетание?

- Предложение?

- По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, и невосклицательные?

-Словосочетания бывают глаг., именные,?

- По интонации предложения бывают воскл и невоскл?

- Грамматическая основа состоит обязательно из подлежащего и сказуемого?

- Предложение может состоять только из главных членов предложения?

- Однородные члены предложения- это слова одного рода?


  1. Графический диктант. Составить схемы предложений с однородными членами. Предложения для графического диктанта:

Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева)

Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! (В. Гладышева)

Зазнайство не возвышает, а унижает.

Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши.

Катится клубочек по высоким горам и зеленым лугам, по топ­ким болотам и глухим местам.


  1. Мотивация к деятельности. Постановка учебной цели

1. Астры , цветы, гладиолусы, георгины.

2. Подосиновики, подберезовики, грибы, лисички.

Создает проблемную ситуацию

-Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению(обобщающим)?

-Придумайте предложения с данными словами, ставя лишнее слово впереди группы однородных членов и после них.

-Какие знаки препинания вы поставите?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Чего мы ещё не знаем?

-Сформулируйте проблемный вопрос и тему сегодняшнего урока.

Составляем и записываем предложения

В саду у сторожа росли цветы: астры, гладиолусы, георгины.

Подосиновики, подберезовики, лисички – т все грибы лежали в лукошке лесника.,


  1. Выявление места и причины затруднения

Прослушайте текст и ответьте на вопрос: о каком знаке препинания идёт речь?

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слеж

5. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Какой же знак препинания нужен в предложениях с обобщающим словом?

- Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? (Двоеточие.)

- Может после обобщающего слова ставится двоеточие?

Организация исследования проблемной ситуации. Давайте проверим.

Поиск решения, открытие нового знания, формулирование правила.

Откройте учебник на стр. 135. и в рамочке прочитайте правило.

- Итак, что мы узнали? После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие. Графически обобщающее слово обозначается …

Предлагает сделать вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения, пользуясь результатами исследования, теоретическим материалом и правилом на стр.135.


  1. Реализация построенного проекта.

В саду у сторожа росли цветы: астры, гладиолусы, георгины.

Подосиновики, подберезовики, лисички – т все грибы лежали в лукошке лесника.,


2)Найти в предложениях однородные члены и обобщающее слово.

3)Сравнить однородные члены и обобщающее слово:

- на какой вопрос отвечают;

- от какого слова зависят;

- одинаковыми или разными членами предложения являются;

- какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающим словом.

4)Составить схемы.

Физминутка


  1. Первичное закрепление Задание: Расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложения, графически обозначьте однородные члены предложения и обобщающее слово. Работаем по алгоритму

Выполняем упр. 538

1.Найду в предложении однородные члены.

2.Определю, есть ли обобщающее слово.

3.Выберу нужный знак препинания.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) Найдите грамматическую основу предложения, однородные члены, обобщающее слово. Составьте схему предложений.

В стужу белка кормится осенними запасами: орехами, грибами, шишками.

В саду, в доме – всюду стояла тишина.

2) Смысловое чтение



Цветочный город

  В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли ____________ маргаритки ромашки одуванчики. Там даже _____________ назывались именами__________ улица Колокольчиков аллея Ромашек бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом.

  Лето подходило к концу, и на улицах _________ самые красивые цветы белые хризантемы красные георгины разноцветные астры.



  1. Рефлексия деятельности.

Тест по теме

«Обобщающие слова при однородных членах предложения»


1. Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.


2. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

а) Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.

б) Дни стояли синеватые пасмурные.

в) Туча росла и захватывала запад и восток


3.Укажите, в каком предложении с обобщающим словом при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

а) На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.

б) Восход осыпал потоками золотой пыли все - сосну, утес, реку, облака

в) На полях и в лесных просеках – везде пар поднимался от земли.



Я все понял, легко выполняю задания по схеме, поэтому готов оказать помощь товарищам .

Я понял, но мне необходимо еще поработать по данной теме, готов принять помощь.

Я не понял тему, мне необходимо больше времени для изучения данной темы.




Домашнее задание.




Дополнительный материал для учителя


а) Вставьте обобщающее слово к однородным членам.

Деревья, травы и земля внезапно побагровели.

Ни музы, ни труды, ни радости досуга не заменят единственного друга.

Особенно часто обобщающими словами бывают следующие:

всё, всё это, все они, вот что, никто, ничто, везде, всюду, нигде,

всегда, никогда,

б) Укажите слово, которое не может быть обобщающим.

А растения

Б животные

В одуванчик

Г вредители

в) Распространите предложения однородными членами.

На столе лежали разные вещи…..

……. разные цветы росли в саду.

Всюду ……….гремела музыка и слышался смех.


Тест по теме

«Обобщающие слова при однородных членах предложения»


1. Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.


2. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

а) Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.

б) Дни стояли синеватые пасмурные.

в) Туча росла и захватывала запад и восток


3.Укажите, в каком предложении с обобщающим словом при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

а) На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.

б) Восход осыпал потоками золотой пыли все - сосну, утес, реку, облака

в) На полях и в лесных просеках – везде пар поднимался от земли.


_____________________________________________________________


Тест по теме

«Обобщающие слова при однородных членах предложения»


1. Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.


2. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

а) Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.

б) Дни стояли синеватые пасмурные.

в) Туча росла и захватывала запад и восток


3.Укажите, в каком предложении с обобщающим словом при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

а) На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.

б) Восход осыпал потоками золотой пыли все - сосну, утес, реку, облака

в) На полях и в лесных просеках – везде пар поднимался от земли.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Исаенко Галина Васильевна

Дата: 20.11.2016

Номер свидетельства: 360864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "КОНСПЕКТ УРОКА  по ФГОС «Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах» (УМК Рыбченковой Л.М.) "
    ["seo_title"] => string(137) "konspiekt-uroka-po-fgos-znaki-priepinaniia-v-priedlozhieniiakh-s-obobshchaiushchim-slovom-pri-odnorodnykh-chlienakh-umk-rybchienkovoi-l-m"
    ["file_id"] => string(6) "223232"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437426488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства