Министерство науки и культуры Республики Казахстан
Тема: «Правило ча - ща, чу - щу»
Выполнила: Искандерова Г.Ш.
Тема: «Правило ча-ща, чу-щу»
Цели:Закреплять правило написание слов с сочетаниями
ча-ща в словах.
Упражнять детей в написании слов со всеми
изученными буквами.
Повторять знания детей о звуках и буквах,
правил оформления на письме предложений.
Развивать наблюдательность, речь.
Воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное к хвастливости и зазнайству.
Оборудование:рисунки портреты Незнайки и Мальвины,
демонстрационные карточки, плакаты с заданиями,
д/игра «Поезд», папка почета «Красиво писать – красоту творить»
Ход урока
Орг. момент
Работа по теме:
1. - Ребята, обозначим дату на середине строки. (в это время поднимают руки дети, которые не получили тетради)
- И верно, ваши тетради очень понравились Мальвине (Открываю ее портрет). Она их положила в папочку, которая называется «Красиво писать – красоту творить»
- Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написание букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.
-А кто читает то, что вы написали? (мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу)
-А главное уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать? (Красиво, аккуратно и разборчиво) И будем учиться писать грамотно, без ошибок.
-Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях (Учитель вручает под аплодисменты товарищей лучшие тетради ученикам)
Все дети записывают в тетрадях число.
2. Повторение знаний о звуках и буквах.
Игра «Что лишнее»
А) , , , ш, , , (Лишняя буква «ш» - она печатная)
б) е, ё, и, ю, я; (Лишняя буква «и» - она не обозначает 2 звука)
в) д, м, п, щ, х; (Лишняя буква «щ» - она обозначает всегда мягкий согласный звук)
- А какие буквы еще обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы «ч», «й»)
3. Сообщение цели урока:
Загадка
Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки
Как зовут его?
Дети хором: Незнайка
(Учитель помещает на доску портрет Незнайки)
-Незнайка написал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда
мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чем он ошибся? (Буква «Й» обозначает не глухой согласный звук)
(Учитель стирает букву й)
-Сегодня на уроке мы будем упражняться в красивом написании букв «ч» и «щ» в словах. А так же познакомимся с новым правилом написания трудных слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.
4. Каллиграфическая минутка.
5. Физминутка
- Произнесем звуки, которые обозначаются этими буквами:«ч-щ, ч-щ, ч-щ».
- Чья это песенка?
Дети встают «паровозиком», двигаются по классу и поют:
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу –
Бежит паровоз, далеко, далеко
Ребят он повез.
6. Сообщение знаний о написании сочетаний Ча-ща, чу-щу
Сказка
Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, а остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали-искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодный, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чем не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.
-Так от этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.)
На наборном полотне выставляются пары слогов: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Дети проговаривают хором правило:
«ЧА-ЩА – пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У»
7. Закрепление правила. Выполнение упражнений.
Упражнение 1
На доске слова с пропущенными буквами:
Ч..ща, чищ.., щ..ка, ч..до.
Дети объясняют, какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило. (Учитель вписывает цветным мелом нужную букву)
- Проговорим слова еще раз и спишем их в тетрадь. Подчеркнем сочетания ча-ща, чу-щу.
Упражнение 2
Загадка
Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы. (Щука)
-Какое ошибкоопасное место встретилось в слове щука ?
-Слово щука приехало к нам на поезде и просит составить с ним предложение.
(В пруду щука ловит леща.) Дети составляют предложение, а учитель ставит вагончики в нужном порядке.
- Какие правила нужно вспомнить, прежде, чем записать это предложение?
(Дети повторяют правила заглавной буквы в начале предложения, правило написания щу-ща)
Упражнение 3. Д/игра «Отремонтируй слово»
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Работа с комментированием у доски.
Физминутка
- Отгадайте, кто это?
В огороде Тит стоит
Ничего не говорит,
Сам с грядок не берет
И воронам не дает. (Чучело)
- Встанем дружно, ребята, и изобразим огородное чучело-пугало.
(Дети импровизируют. Интересные образы чучел у ребят отметить)
Упражнение 4
- Ребята, тише-тише! Незнайка что-то хочет нам сказать. (Учитель говорит за Незнайку)
-О! Я все запомнил! Я все теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:
Яхочуугоститьвасчаем.
(Ребята смеются)
- Дети, какое правило не запомнил Незнайка? (Слова в предложении пишется отдельно друг от друга)
-Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесем это предложение. Какое слово первое? Второе?...Пятое?
-Запишите это предложение
Упражнение 5
- Незнайке очень стыдно за хвастовство и зазнайство. Он извиняется перед вами и пригласил нас на чаепитие.
- Какие слова он вам приготовил? Составим и запишем проговаривая. О чем будем помнить, записывая эти слова? (ЧА пиши с буквой А)
III. Итог урока:
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- А что, ребята, вы положили в сердце? (Стыдно хвастаться и зазнаваться. А так же нужно быть благодарными за помощь.)