Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Склонение причастий. Безударные гласные в окончаниях причастий»»
Конспект урока в 6 классе
Тема: «Склонение причастий. Безударные гласные в окончаниях причастий».
Цели урока:
Методы и приёмы:
наблюдение, сопоставление языковых явлений;
орфографический и пунктуационный разборы;
тренинг по осознанному применению правила;
работа с картиной и текстом искусствоведческого содержания;
сочинение-миниатюра.
Оборудование урока:
репродукции картин русских художников, посвященных осени для создания эмоционального настроя (И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», В.Поленов «Осень в Абрамцеве», М.Нестеров «Осенний пейзаж», С.Жуковский «Лесное озеро»);
демонстрационная таблица: «Волшебный спасательный круг, или Как не утонуть в море орфограмм»;
транспарант с образцом обозначения условий выбора изучаемой орфограммы;
на доске эпиграф к уроку:
Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно…
А.С.Пушкин
Ход урока.
I. Слово учителя. (Эмоциональный настрой, целеполагание).
Так уж получилось, что изучение темы “Причастие” приходится на осенние дни. Одарив нас последним теплом “бабьего лета”, она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил эту пору, умел находить в ней свою прелесть.
(Чтение эпиграфа)
-Как вы понимаете слова А.С.Пушкина “мила красою тихою, блистающей смиренно”?
Дети, объясняя слова поэта, говорят о неяркой, неброской красоте поздней осени. Учитель подскажет ещё один синоним: “кроткая”. Нельзя не заметить и слова “блистающей”, утверждающего настоящую, высокой пробы красоту.
“Дням поздней осени” посвятит поэт немало чарующих своей красотой стихотворных строк. Среди них и эти, из романа в стихах “Евгений Онегин”, без которых не обходится ни одна хрестоматия.
(Выразительное чтение строк.
Записанные на выдвижной доске, они станут материалом для орфографического и пунктуационного разборов).
II. Орфографический и пунктуационный разбор.
Уж(?) небо осенью дышало, Уж(?) реже солнышко бл.стало, Короче ст.новился день. Лесов т.инстве(н,нн)ая сень С печальным шумом обн.жалась, Л.жился на поля туман, Гусей крикливых караван Т.нулся к югу: пр.ближалась Довольно скуч(?)ная пора; Стоял ноябрь уж(?) у двора.
Объясняется постановка знаков препинания. Рисуются схемы предложений и сравниваются со схемами, приготовленными учителем на выдвижной доске.
Попутно отметим необыкновенную наблюдательность поэта, от взора которого не укрылась ни одна из примет поздней осени, “прозрачность” синтаксиса, скупо используемые тропы
(эпитеты “таинственная сень”, “с печальным шумом”), перенос (“…приближалась довольно скучная пора”), “разбивающий ритм, приближающий текст к разговорной речи.
III. Актуализация знаний.
Задание.
Выписать словосочетания “прилагательное + определяемое слово” (из этого стихотворного отрывка - I вариант и из эпиграфа - I I вариант), обозначить орфограмму “Безударное окончание прилагательного”.
таинственная сень с печальным шумом
поздней осени
читатель дорогой
гусей крикливых скучная пора
красою тихою красою блистающей
Обязательно найдётся несколько человек, выписавших словосочетание “красою блистающей”: ведь мы только ещё в самом начале большой дороги изучения причастий, но эта ошибка поможет понять главное: правописание безударных окончаний прилагательных и причастий регулируется одним правилом.
- Почему достаточно легко спутать причастие с прилагательным?
Причастие по форме напоминает прилагательное (отвечает на вопрос какой?, изменяется, как и прилагательное, по родам, числам и падежам, имеет ту же систему окончаний. (Проверим, просклоняв словосочетание “краса тихая, блистающая”).
- Какие части речи тоже похожи по форме на прилагательные?
Порядковые числительные, определительные местоимения. А значит, и их безударные окончания регулируются тем же правилом.
- Определим место изучаемой орфограммы в системе орфограмм. Вспомним наш
“Волшебный спасательный круг”.
(Вывешивается таблица “Волшебный спасательный круг, или Как не утонуть в море орфограмм”).
Учитывая основной принцип русской орфографии - морфологический, орфограммы располагаются в секторах круга (1- орфограммы в приставке, 2- орфограммы в корне, 3 – орфограммы в суффиксе, 4 – орфограммы в окончании).
- Можно ли сразу объяснить условие выбора орфограммы, если она находится в окончании?
Нет, только орфограммы, находящиеся в приставке и корне (учащиеся “выходят” сразу на правило: «Если орфограмма в суффиксе или окончании, то надо определить, к какой части речи относится слово, потому что у каждой изменяемой части речи своя система суффиксов и окончаний, написание которых регулируется особыми правилами».
Вывод.
Выбор безударных гласных в существительном зависит от склонения и падежа, у глагола – от спряжения, у причастия (как и у прилагательного, порядкового числительного, определительного местоимения – то есть слов, отвечающих на вопросы, какой?) – от вопроса, задаваемого к нему от определяемого слова. (Проверяем по учебнику правильность своих выводов).
Спишите текст, согласовав причастия с определяемым словом.
Вставьте пропущенные буквы, объясните условия выбора орфограмм.
Это было началом нов.й пейзажн.й ж.вопис(е,и). Левитан стремился передать общее сост.яние пр.роды, “погоду пейзажа”, передать влажность воздуха, как бы (опутавший) предметы и (стёрший) его оч.ртания.
Серая и з.л.тая осень, печалью (дышащий) с холста, щемила у зрителей сердце.
По д.р.жке Сокольнического парка идёт м.л.дая жен(?)щина в ч.рном. Она одна среди осе(н,нн).. рощ(е,и). Одиночество, (окружающий) её ощущением грусти и задумчивости, тревожит душу.
(Пр.обр.тённый) Третьяковым и (пом.щённый) в его галере(е,и) картина усилила уважение к автору, способствовала его пр.знанию. (По К.Г.Паустовскому)
3. Работа по развитию письменной речи.
Используя предложенные опорные словосочетания, и впечатления от картин русских художников, написать сочинение-миниатюру “Лес поздней осенью”.
Потемневшее осеннее небо. Нависшие тучи. Оголённые деревья. Дорожка, покрытая увядшими листьями. Покосившийся мостик. Мелкий дождик, сеющийся с утра. Улетающие на юг птицы. Листва, шуршащая под ногами.
Выписать 10-12 предложений с причастиями из I главы рассказа И.А.Бунина “Антоновские яблоки” на тему “Осень”. Обозначить условия выбора орфограммы “Безударное окончание причастия”.