Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)
Тип урока: изучение нового материала в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок-исследование.
Метод: эвристический, объяснительно – иллюстративный.
Модель обучения: базовая (5 класс –5 часов в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы». Авторы М. Т. Баранов, Н. М. Шанский, Т. А. Ладыженская. Москва, «Просвещение», 2009 год.
УМК: учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Москва «Просвещение», 2010 г.
Цель урока: обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс) »
БУКВЫ З – С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК. ( 5 КЛАСС)
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску. На ней изображена лестница успеха. Давайте посмотрим, в чем заключается его секрет. Читаем, начиная снизу.
- Так в чем заключается секрет успеха?
- Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов.
Главное сказать себе: «Я хочу это сделать!»
2.Лингвистическая сказка.
А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)
Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.
Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм,
графически обозначать изученную орфограмму.
*Выслушал их мудрец и дал совет… Как вы думаете? Какой?
Повелел мудрец звонкому З стоять в словах перед звонкими согласными, а глухому С – перед глухими, тогда снова наступит мир и лад в государстве. Послушали умного совета жители государства и поныне живут дружно, беспрекословно следуют правилу, безмерно рады друзьям и бесконечно счастливы!
Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок!
-Какой урок извлекли из сказки? (Ученики своими словами формулируют правило).
-А чему ещё научила вас сказка? (дружить)
3. Вернёмся к нашим словам.
- Почему слова записаны в 2 столбика?
Расчертить раздать
Вспомнить взлететь
- От каких условий зависит написание приставок на З –С?
4. Мы смогли сами сформулировать правило, а сейчас обратимся к учебнику. Что же говорят ученые? (дети читают правило). Учебник стр. 30 п.83
- Как графическим выделить орфограмму?
- Есть ли у нас разногласия с учёными?
Учёные называют эти приставки хитрыми, говорят, что они умеют приспосабливаться. Например, приставка \раз\ может превратиться в \рас\.
Почему же они хитрые, вы не знаете?
5. Перед вами алгоритм. Расставьте его шаги в нужном порядке.
Если корень начинается с глухого согласного, то пишем С.
Если корень начинается со звонкого согласного , то пишем З.
Посмотрите на букву согласного звука после приставки.
Выделите в слове приставку.
6.Физкульминутка.
- Атеперь встаньте и поднимите руки над головой. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на -З-С.
Листья, листья, листопад
Не расчистить школьный сад.
У солнышка есть правило: оно лучи расправило,
Раскинуло с утра. И на земле жара.
Рассердилась бабушка: « Меня ты не учи.
Разбираюсь правильно, как пинать мячи».
7. Продолжим нашу работу.
Перед вами лист с заданиями №1, 2, 3. Прочитайте их внимательно и самостоятельно сделайте выбор: какое задание вы будете выполнять. А может быть, кто-то захочет выполнить все три задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму.
Выпишите из текста слова с приставкой, оканчивающейся на З – С. Обозначьте графически орфограмму. Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатствам земли – лесом. Вам бесконечно долго жить на этой земле. Защищайте зелёного друга!
От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные. Обозначьте орфограмму. Без заботы -
Без края -
Без цели –
Найдите в словах приставки, оканчивающиеся на З – С. Обозначьте графически орфограмму.
Модель обучения: базовая (5 класс –5 часов в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы». Авторы М. Т. Баранов, Н. М. Шанский, Т. А. Ладыженская. Москва, «Просвещение», 2009 год.
УМК: учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Москва «Просвещение», 2010 г.
Цель урока: обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям.
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
листы самоконтроля;
карточки.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.
Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.
На доске
Пятое февраля.
Буквы З – С на конце приставок.
«Я хочу сделать это!»
Расчертить раздать
Вспомнить взлететь
Алгоритм
Если корень начинается с глухого согласного, то пишем С.
Если корень начинается со звонкого согласного , то пишем З.
Посмотрите на букву согласного звука после приставки.