, знакомство и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой.
.
учащиеся научатся: - распознавать способы написания буквы О или Е после шипящих на конце наречий
учащиеся получат возможность научиться: - участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- строить речевое высказывание в устной форме по типу рассуждения.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве.
- быть готовым корректировать свою точку зрения.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны фронтальная,парная и групповая формы организации учебной работы, авторский медиапродукт. А также использовано оборудование:
Этап урока | Деятельность учителя | Формы, приемы, методы | Оборудование | Деятельность учащихся | Формируемые компетенции | Предполагае мый результат |
1. Самоопределение к деятельности. Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу». 1-2 мин. | Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь. Приветствие класса и гостей. Здравствуйте. Сядьте на своих местах поудобней, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках. Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник, Есть другие – как страшный, мучительный сон. Владимир Троицкий Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение Желтый – «всё отлично» Зелёный-«мне хорошо» Красный – «мне грустно» | Фронтальная работа | Слайд № 1 Слайд № 2 | Приветствие учителя и гостей. Показывают цветовую карточку настроения | организационная | Психологический настрой. Наглядное демонстрирование состояния настроения каждого ученика |
2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание темы урока учащимися в виде вопроса, на который предстоит ответить и цели. 5-6 мин. | Детям раздаются карточки: 1.ш.пот,шор.х,ч.рный,ж.лтый,ш.рстка,ж.сткий. 2.туч.й,калач.м,ландыш.м,борщ.м. 3.пиджач.к,стиш.к,галчон.к,лягушонк,друж.к - А у вас в данный момент запись каких букв вызывает затруднение? Почему? -Какое правило применяли? Карточка №1( в корне слов под ударением е,Ё при чередующихся гласных - Какое правило применяли? Карточка №2(в окончаниях сущ-х и прил-х под ударением пишется О, без удар-я Е,Ё Какое правило применяли? Карт№3 (в суф-х сущ-х под ударением О) - На доске слова: Свеж., горяч., хорош., неуклюж., жгуч., тягуч., ещ.. -попробуйте вставить буквы О или Е на конце слов. -определяем к какой части печи относятся эти слова?, обратимся к учебнику с.149 Правило Летучей Мыши. Как вы думаете, будет называться тема сегодняшнего урока? - Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке? -как правильно писать О или Е после шипящих в наречии | проблемная ситуация побуждающий диалог работа в паре Фронтальная работа | Слайды № 3 1.шЁпот,шорОх,чЁрный,жЁлтый,шЁрстка,жЁсткий. 2. тучей,калачом,ландышем,борщом 3. пиджачок,стишок,галчонок,лягушонок,дружок Слайд №4,№5 №6 с правилами Слайд №7 Тема урока: Буквы О и Ё после шипящих на конце наречий. | Дети читают про себя. Выполняют, отвечают - Мы не знаем, как правильно писать эти слова. - Писать буквы о – е после шипящих на конце наречий | Учебно-познавательная | Выведение и формулирование темы урока, целей (посильно) |
3. Построение проекта выхода из затруднения. Этап изучения новых знаний и способов действий. Цель: составление плана достижения цели и алгоритма действий. 15 мин. Планирование УД | - Давайте составим план изучения новой темы. Работаем в группах по 3 человека. Выберите консультанта. Наладим контакты в группе. - Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки? (направляет, помогает) | групповая сопоставление | Слайд № 8 Карточки плана действий (в разброс) Что изучаю? Наблюдаю Применяю Проверяю Оцениваю Делаю вывод : где О ? Е? | Фиксируют на листе «лесенку» УД Желающие пытаются выставить план действий. Сопоставляют с готовой «лесенкой»УД | Информационная | Построение «лесенки» действий» |
Работа с грамматическим материалом | - Работаем в паре. Зарядим контакты. Перед вами на парте карточки, на которых записано 3 столбика слов. - Прочитайте слова первого столбика Какая часть речи? (имя прил-е). Прочитайте слова второго столбика. Какая часть речи? (Краткое прил-е) Прочитайте слова третьего столбика. Какая часть речи? ( наречие) Обратите внимание на окончания наречий. Что заметили? -Почему в словах легко, мягко, гладко, сладко-ударение не падает на О, а пишем О, кто догадался? -почему в одних наречиях с основой на шипящий пишем суффикс О, а в других –суффикс Е ? | Наблюдение Частично-поисковый Опорный сигнал Частично-поисковый | Карточки на партах. ( ) Слайд № 9 (проверяем) На слайде : Правильные ответы Слайд №10,№11,№12 физминутка | | Информационная Учебно- познавательная | Обозначение букв О или Е в наречиях, нахождение в нем изучаемой орфограммы Обозначение О или Е в суффиксах наречий после шипящей Выделение суффикса |
Выведение правила | - Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется О или Е в наречиях после шипящей. | Работа в парах | . | (Пытаются сформулировать правило) Ответы | коммуникативная | Выводят правило |
Работа с правилом Повторение алгоритма | - Давайте в учебнике на с. 121 прочтем правило, правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего? - Да, действительно во многих правилах русского языка есть исключения. - ЕщЁ Теперь мы знаем правило и исключения, и нужно научиться его применять. Давайте вспомним, что нам необходимо ,чтобы правильно писать в словах, окончаниях суффиксах и наречиях после шипящей О или Ё..? Порядок наших действий | Работа с учебником Частично-поисковый Наблюдение Фронтальная работа Проговаривают алгоритм | Учебник Слайд № 13 Алгоритм Слайд №14 применяем, проверяем | Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного материала. Что значит ещё? Проговаривают вслух. | Учебно- познавательная информационная | Находят неохваченный материал Узнают, что в правиле есть слова - исключения |
Работа по алгоритму | . - Итак, определим по шагам, какие операции мы проводим? Работаем по алгоритму Работаем в группах. Подзарядим контакты! Какая задача перед нами стоит? А теперь проверим! | групповая сопоставление | | 1 алгоритм | Учебно- познавательная | Составление алгоритма |
| | | | | здоровьесберегающая | |
Физминутка | - А сейчас мы с вами отдохнем. | Коллективно | Физминутка | Выполняют движения для глаз. | Отдыхают Физическая и эмоциональная разрядка |
4. Первичное закрепление. Цель: применение нового знания с проговариванием. 8-10 мин. | А теперь, ребята, будем применять свои знания! Для чего нам это нужно? 1)Упражнение с книжками и резинками. 2) Проверить себя каждый может, выполнив маленький тест - Кто не допустил ошибок? - Молодцы! | Работа в паре Практическая работа Взаимоконтроль Оценивание Индивидуальная работа Самоконтроль Оценивание | Слайд № 15 Проверка текста | Выполняют, проверяют, оценивают себя Выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга | Общекультурная Учебно- познавательная | Выполняют, проверяют, оценивают себя |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: каждый учащийся для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 5-7 мин. | 3) Работа в рабочих тетрадях (по времени) (самостоятельно) - Кто не допустил ошибок? - Молодцы! (самостоятельно) - Кто не допустил ошибок? - Молодцы! | Взаимоконтроль Оценивание | | Выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга | Учебно - познавательная | Выполняют, проверяют, оценивают себя |
6. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деят-ти своей и каждого. 5 мин. | Всю ли работу мы выполнили? Достигли ли мы поставленной цели? Что нового узнали? Кто вам помогал обрести новые знания? Кому было легко? Трудно? Где нам пригодятся эти знания? Но вот и всё, урок к концу подходит, Мы славно поработали сейчас, Учитель ваш уже итог подводит, Не сводит с вас своих весёлых глаз. Спасибо вам, ребята, за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно, Поставим мы оценки вам сейчас! Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал. | Фронтальная работа | Слайд № 16 рефлексия Приём «Комплимент» Приём «СМС-сообщение» | Отвечают на вопросы Оценивают друг друга Самооценка | | Рефлексия |
Экран настроения | Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение | | Слайд № 15 Экран настроения | Показывают карточку настроения | здоровьесберегающая | Экран настроения |
| Спасибо за урок! | | Слайд №18 Спасибо за урок! | | | |