III. Работа по теме урока. - Игра «Добавь существительное». На доске записаны 3 столбика глаголов, к которым надо добавить имя существительное, определить падеж имени существительного. К доске «по цепочке» выходят учащиеся, сидящие в разных рядах. Выигрывает тот ряд учащихся, которые быстрее других выполнят задание безошибочно. отдал … | взял у … | написал в … | играл с … | говорил о … | подарил … | заботился о … | увидел … | гулял по … | - Какой вид связи мы здесь увидели? (Управление) - Чем управляет глагол? (Существительным) 1. Упражнение 119. – Прочитайте шуточное стихотворение. – Можете ли из своего раннего детства припомнить подобные случаи? – Найдите в тексте существительные, которые не входят в основу предложения. – Составьте словосочетания с этими именами существительными. – Главными или зависимыми они являются в словосочетании? – Как называется такая связь глагола с именем существительным? – Что мы можем определить из этой связи? (Падеж имени существительного.) – Выпишите словосочетания. (Не стригли (чего?) волос, берет (что?) ножницы, режет (что?) волос, смотри (во что?) в зеркало.) – В каких случаях мы можем задать вопрос по смыслу? – Определите падеж имен существительных. – В каком падеже стоят имена существительные, отвечающие на вопрос «что»? – Как не путать винительный падеж с именительным? Работа в группе - Распределите словосочетания на группы в зависимости от типа связи: 1 группа - согласование, 2 группа- управление. Даны словосочетания: витать в обл__ках, пуш__стое обл__ко, в__сеть на т__л__фоне, сотовый т__л__фон, прикусил __зык, ру__кий __зык. - Итак, какие словосочетания попали в первую группу? (Пушистое облако, сотовый телефон, русский язык.) Какое значение имеют все эти словосочетания? (Предмет и его признак.) - Во вторую? (Витать в облаках, висеть на телефоне, прикусил язык.) Вывод. - Итак, какие виды связи слов в словосочетаниях вам известны? (Управление и согласование.)
Работа в паре.
Спелые овощи люди убирают с полей и огородов. (Двое у доски) Подчёркиваем главные и второстепенные члены предложения. Выписываем словосочетания. 2. Упражнение 120. – Прочитайте другой отрывок из стихотворения. – Найдите словосочетания с именами существительными в косвенном падеже. – Отметьте в словосочетаниях главное слово. – Что диктует глагол имени существительному? – Запишите на свободных строках смысловой и падежный вопросы. – Определите падеж имен существительных. – Какие падежи не встретились в этом отрывке? – Составьте устно словосочетания глаголов и существительных в этих падежах. – Попробуйте определить значение рассмотренных словосочетаний. 3. Упражнение 121. – Прочитайте текст. – Объясните правописание букв на месте пропусков. – Читая, находите существительные и действуйте по плану: 1. Определяю, имя существительное входит в основу предложения или в словосочетание. 2. Если имя существительное входит в основу предложения, значит, это подлежащее (в тексте подчеркиваю одной чертой). 3. Если имя существительное входит в словосочетание, ищу главное и зависимое слова. (Отмечаю «×» и «v» в тексте.) 4. Выписываю словосочетание, в котором существительное является зависимым словом, пишу смысловой и падежный вопросы. 5. Определяю падеж имени существительного и записываю над словом. (С памяткой-планом ученик работает у доски, объясняя совершаемые операции.) |