Предмет: русский язык
Класс: 3
Тип урока: изучение нового материала
Тема
Знакомство с системой времён глаголов
Цели
Задачи
Научить различать глаголы по временам.
Образовательные: сформировать понятие об изменении глаголов по временам; сформировать умение различать глаголы по временам по вопросам и по значению, умение определять время глагола, используя алгоритм; отрабатывать умение решать орфографические задачи; закреплять знания о частях слова, формировать орфографическую зоркость и грамотное письмо; формировать коммуникативную культуру учащихся на уроках русского языка.
Развивающие: развивать логическое мышление и речь учащихся; укреплять здоровье учащихся в процессе обучения, создать обстановку психологического комфорта, повысить уровень игровой деятельности в процессе обучения.
Воспитывающие: воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.
Формировать УУД:
Личностные УУД: испытывать познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений.
Регулятивные УУД: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.
Познавательные УУД: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, книгой наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.
Ресурсы:
Учебник «Русский язык» (Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.), карточки для индивидуальной и групповой работы, таблицы «Времена глагола» листы контроля, лист самооценки «Мои достижения», «светофорчики».
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Мотивация к учебной деятельности.
Общая готовность детей к уроку.
Концентрация внимания детей.
Цель:
1.Проверить готовность детей к уроку, наличие учебных принадлежностей, настроить детей на плодотворную работу.
1. Добрый день всем!
- Добрый день девочкам!
- Добрый день мальчикам!
- Добрый день тем, у кого хорошее настроение!
- Добрый день тем, кто готов начать урок и получать новые знания!
2.Мне не терпится начать урок и подарить друг другу радость общения и новые знания. Мне хочется начать наш урок с эпиграфа: «Всегда учиться, все знать, чем больше узнаешь, тем сильнее станешь
3. Аутотренинг
Садитесь прямо, удобно
- Впереди у нас интересная работа, много нового…
Самоконтроль готовности к уроку.
Реакция на учителя, внимание.
Хором читают эпиграф и объясняют его значение
Личностные:
самоопределение.
Повторение изученного
, подготовка к изучению нового материала
Цель:
Проверить степень сформированности у учащихся умения анализировать слова с точки зрения орфографии, создать проблемную ситуацию на уроке, подвести детей к изучению нового материала
– Хотите узнать тему нашего урока? В тетрадях запишите число, «Классная работа»
– А вы дружные ребята?
– Дружные ребята легко справятся с любыми трудностями. Я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки записать в тетрадь, решая орфографические задачи, выделяя орфограммы.
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции.
Объясняю выбор букв в словах.
Используют «светофорчики»
Отгадывают загадки
Приводят доказательства, вспоминают правило, записывают слова
Ответы детей на основании своих жизненных наблюдений.
Регулятивные: прогнозирование;
коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
познавательные –
поиск и извлечение информации
Словарная работа
Загадки о птицах
1.Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица- почтальон,
Пролетит любой маршрут (Голубь)
2.Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (Ласточка)
3.Он живёт на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
4. Весной прилетают птицы.
Поле вспашут- там любят кормиться (Грачи)
5.На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться-
Два могучие крыла у хозяина (Орла)
6.Вот так птица – какова!
И не спутаешь с другой.
Может это цифра два?
Шея выгнута дугой (Лебедь)
- К какой части речи относятся написанные слова? Как изменяются? Назовите одни словом.
-Наступает время года –зима. Как живётся птицам зимой? Какие из названных птиц улетают он нас в тёплые края? Какие остаются зимовать с нами? Как человек должен помогать птицам зимой
Поиск решения проблемы- открытие нового знания
Цель:
узнать об изменении глагола по временам, уметь определять время глагола по вопросу и по значению
1.Составьте из первых букв названия птиц слово, и вы узнаете тему нашего урока
2. Что мы знаем о глаголе?
3.Какую цель поставим?
4. Спишите предложения.
5.Какую задачу поставим перед собой?
- Что общего у глаголов? Чем отличаются глаголы? (возвращаемся к карточке №1)
- Работа в тетради –задачнике № 238, 239,
-Возвращаемся к карточке №1: чем ещё отличаются глаголы?
- Работа с учебником
Глагол
Ответы детей
Открыть новые знания о глаголе
Работа по карточке №1:
- «сильные» учащиеся выписывают глаголы, определяют у них формы (число, лицо), ставят вопрос;
- «слабые» учащиеся списывают предложения, указывают глаголы.
Проверка. Подводим итог: глаголы изменяются по лицам и числам.
Узнать, как ещё могут изменяться глаголы.
Предположения детей.
- Они обозначают разные действия.
Упр. 238 –самостоятельно,
Упр.239 –с комментированием
- учащиеся самостоятельно читают важные сведения на стр. 93, самостоятельно отвечают на вопросы упр.241, делают вывод, что глаголы изменяются по временам
Личностные:
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Регулятивные:
постановка учебной задачи, планирование и выполнение действия для её решения контроль и оценивание процесса и результата своей и чужой деятельности.
Физкультминутка
Формирование первичных умений на основе самоконтроля
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
Цель:
закрепить полученные знания
1.Какую поставим следующую задачу?
2.Работаем с карточкой №2
3. Ставим 3 задачу
Научиться применять полученные знания на практике
Коллективное заполнение таблицы сравнивания
Определяем время глагола – составляем алгоритм «Как определить время глагола»
Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других.
Познавательные:
Выполнять учебные действия, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Закрепление полученных знаний
. - А сейчас мы проверим, как вы сможете применить все ваши знания на практике. Перед вами текст. Ученик 3 класс определял время глаголов. Всё ли правильно он сделал
Редактирование текста (работа в парах)
Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других.
Познавательные:
Выполнять учебные действия, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Подведение итогов рефлексия
Цель:
учить подводить итог своей работы, оценивать свою работу делать выводы, планировать дальнейшую работу
- Читаем эпиграф:
- Я знаю
- Я научился
- Я могу …
- Я буду использовать …
– Заполнит лист самоконтроля
Я всё понял(а), могу работать самостоятельно и объяснить другим (рисуем звёздочку вверху)
Я всё понял(а), но у меня остались вопросы
(рисуем звёздочку в середине)
У меня очень много вопросов, на которые я не могу ответить самостоятельно
- Наш урок хочу закончить словами:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудут.
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце добрым будет!
Продолжают предложения, подводят итог своей работы, определяют хорошо усвоенные понятия и намечают дальнейший план работы
Познавательные: обобщать изученные тайны нашего языка.