Конспект урока по теме: "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока по теме: "Имя существительное как часть речи"
Урок позволяет углубить понятие о данной части речи; учащиеся развивают умение видеть различные значения имен существительных, определять морфологические признаки данной части речи, синтаксическую роль. По ходу урока используются активные методы обучения. Основная часть урока - работа в группах, по результатам которой создается кластер, обобщающий весь проработанный учащимися материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(презентация), листочки для цветика-семицветика, разноцветные стикеры
Ход урока:
Приветствие
Учитель приветствует класс стихотворением:
Хорошо проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-Покажите карточки-пиктограммы, отражающие ваше настроение в начале урока
2. Актуализация знаний учащихся
Учитель предлагает учащимся выбрать карточку определенного цвета в зависимости от степени усвоение домашнего материала (красный- не понял, желтый – затруднялся, зеленый – выполнил полностью) в зависимости от цвета учитель дает задания. Индивидуальная работа
1 карточка (красная): Найди однокоренную пару к данным словам из домашнего упр.341.
Березонька, начало, двигать, земли, снежный, дрозд, речка
2 карточка (желтая): Сгруппируй слова по орфограммам:
1) орфограмма безударная проверяемая гласная в корне слова.
2) орфограмма в приставке
3) правописание парных по глухости-звонкости согласных в корне слова.
3 карточка (зеленая): На каждую орфограмму, выделенную в упражнении, подбери по 2 своих примера.
3. Вхождение в тему, определение целей урока.
Учитель предлагает на слайде кроссворд, все слова которого могут быть объединены сегодняшней темой урока.
-Сформулируйте цели сегодняшнего урока.
Учащиеся в парах формулируют цели, записывают их на заранее подготовленных лепестках, которые вывешиваются вокруг темы урока.
4. Проработка содержания темы
Групповая работа
1 группа: Выпиши группами существительные со следующим общим лексическим значением: 1) название конкретных предметов; 2) название лиц; 3) название явлений природы; 4) действие; 5) признак. Представьте информацию о том, на какие вопросы отвечает имя существительное, каково значение имени существительного.
Он шёл и звал брата, но никто ему не отвечал. Он вспомнил, какой Младший был худенький, и как у него прядь волос всегда стояла дыбом, и как он радовался и старался, когда Старший принимал его в свою игру. И Старший так жалел брата, что не замечал ни холода, ни темноты. Свеча в фонаре давно погасла, а Старший шагал, шагал всё быстрее и быстрее, смелость не оставляла его.
Вдруг мальчик услышал где-то далеко-далеко лёгкий звон. Он задрожал от радости - не бубенчики ли это? Но звон не приближался, и никогда бубенчики не звенели так тоненько и так ровно.
2 группа: Прочитайте предложение, найдите имена существительные. Определите у них следующие признаки: одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение. Постоянными или непостоянными являются эти признаки? Как их определить? Свои выводы подготовьте к представлению.
Из-за реки поднялось яркое солнце и осветило колышущуюся рожь, деревню и спешащих к реке мальчишек..
3 группа: Прочитайте предложение, найдите имена существительные. Определите у них следующие признаки: падеж и число. Постоянными или непостоянными являются эти признаки? Как их определить? Свои выводы подготовьте к представлению.
Из-за реки поднялось яркое солнце и осветило колышущуюся рожь, деревню и спешащих к реке мальчишек. Их звонкий смех слышался далеко-далеко и отзывался эхом в соседнем лесу.
4 группа: Прочитайте предложения, найдите имена существительные, определите, какими членами предложения они являются. Свои выводы подготовьте к представлению.
Москва- столица России. Такого красивого города я еще не видал. Ежедневно в Москву приезжают тысячи людей. Они любуются улицами и площадями, музеями и выставочными залами, парками и скверами.
Каждая группа свои выводы записывают на отдельных листах, комментирует свои выводы, а затем вывешивает на доске. Получается кластер, в котором представлен материал по теме.
5. Релаксация. Учитель читает текст. Учащиеся стоят, хлопают в ладоши, когда слышат имя существительное
6. Закрепление изученного материала. Тест (можно использовать систему голосования)
Имя существительное - это
а) главный член предложения б) самостоятельная часть речи
в) служебная часть речи г) второстепенный член предложения
2. Имя существительное обозначает
а) признак предмета б) действие предмета
в) предмет г) количество предметов
3. К постоянным признакам существительного относится: