kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Обобщение по теме «Предлог. Морфологический разбор предлога»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен по УМК Т.А. Ладыженской. Использованы методы: словесный, практический, объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый. Цель урока: способствовать умению обобщать материал по изученной теме, выработке умения и навыка производить морфологический разбор предлога.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Обобщение по теме «Предлог. Морфологический разбор предлога»"»

Конспект урока «Обобщение по теме «Предлог». Морфологический разбор предлога»

КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная» г. Омска

Учителя Савельева Любовь Изосимовна, Тарасова Татьяна Ивановна



Предмет, класс

русский язык, 7 класс (очно – заочная школа)

УМК

Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой, Л.А. Тростенцовой и других.5-9 классы М., Просвещение

Программа

общеобразовательных учреждений для 5 – 11 классов под редакцией

Тема урока

Обобщение по теме «Предлог. Морфологический разбор предлога».

Урок по счёту

в ТП №72, в теме «Обобщение по теме «Предлог. Морфологический разбор предлога» - №4.

Тип урока

урок закрепления и обобщения материала.

Оборудование

компьютер, проектный экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, экран для показа презентации урока, раздаточный материал.

Технология

развивающего обучения.

Методы

словесный; практический; объяснительно-иллюстративный (работа со схемами)
частично – поисковый (самостоятельная работа; творческое задание).

Цель урока

Способствовать умению обобщать знания по изученной теме, выработке умения и навыка производить морфологический разбор предлога.

Задачи:

1. Подводить обучающихся в ходе решения проблемных вопросов к необходимости выработки прочных знаний по изученной теме, умению обобщать материал по теме «Предлог».

2. Развивать умение находить и обозначать соответствие между предлогом и другими служебными частями речи, познакомить учащихся с порядком действий по выполнению морфологического разбора предлога.

3. Вырабатывать умения применения полученных знаний на практике: выполнять самостоятельную работу по теме и творческую работу.

4. Использовать в речи предложения с различными по образованию и составу предлогами, выполнять тест.

5. Продолжать развитие умения вести учебный диалог, делать выводы по теме, обобщать и систематизировать материал.

6.Продолжать повышать мотивацию к учебной деятельности через использование ИКТ.



Карта целей (для обучающихся):

  1. Правильно использовать термины: непроизводные и производные предлоги, простые и составные предлоги.

  2. Называть признаки, необходимые для определения синтаксической роли предлога, его морфологических признаков.

  3. Обобщить возможные варианты употребления предлогов в речи.

  4. Объяснять условия выбора соответствия между предлогом и другими служебными частями речи.

  5. Выполнять творческую работу: составлять небольшой текст с использованием в нём предлогов.

  6. Рационально организовывать свою деятельность при проведении самостоятельной работы.



Характеристика группы



Отбор материала по содержанию урока определяется тем, что более чем у 80 % учащихся отсутствуют или частично утеряны базовые знания в силу того, что многие из них приступили к занятиям после длительного перерыва, причём, для основной их части (90%) русский язык не является родным, у них имеются лишь начальные знания изучаемого материала, хотя необходимость обучения в данном классе подтверждается предоставленными ими документами. Материал урока и задания на различных этапах деятельности также адаптированы к возрастным особенностям и познавательным интересам молодых людей 20-30 лет, каждое задание чётко проговаривается, даются пояснения по его выполнению. Учитывается и то, что у многих обучающихся отсутствует постоянное внимание; поэтому задания даются различные, небольшие по объёму. Разнообразны не только формы деятельности, но и формы проверки знаний: проверка учителем и самопроверка заданий учащимися (учитель акцентирует внимание на особенностях проведения самопроверки знаний учащимися, объясняет её особенности).

Группа состоит из 12 человек. Разделение на отдельные подгруппы практически невозможно, так как класс сформирован в таком составе первый год, обучающиеся не расположены к совместной деятельности в ходе работы.

Домашние задания в школе закрытого типа отсутствуют, поэтому в ходе урока базовые изучаемые элементы неоднократно повторяются. Контроль проводится в течение всего урока. Самоконтроль учащимся осуществлять пока сложно в связи с особенностями понимания и восприятия ими заданий, видов деятельности, однако по возможности он проводится при выполнении несложных по структуре заданий. Урок рассчитан на один академический час (40 минут), он дан для учителей школ закрытого типа.



этапы

Деятельность учителя

Работа учащихся

Примечание

1

Организацион

ный момент

Учитель приветствует учащихся, учителей, находящихся на уроке. Обеспечивает положительную обстановку на уроке: наличие необходимого оборудования, документации, психологический настрой, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности.

Подготовка к занятию.


2

Формулировка

темы и целей урока

- Определите тему урока, опираясь на предложенное задание: замените данные словосочетания синонимичными (с подобным значением) по образцу:

 Деревянный домик – домик из дерева.

Железная скамейка - …

Лесная тропинка - …

Ответьте на вопросы:

- Чем отличаются одно словосочетание от другого?

-Как связаны слова во втором словосочетании?

-Какой частью речи является предлог? (схема «Самостоятельные и служебные части речи» - приложение)

-Для чего он (предлог) необходим в речи?

-Посмотрите на схему изучения предлога, какой вопрос мы ещё не затрагивали?

Итак, какова будет тема урока?



-Откройте тетради и запишите число, тему урока

(на доске).


- А теперь сформулируем цели нашего урока.












-Верно. Мы повторим сведения по теме

«Предлог как часть речи».

А еще сегодня будем производить морфологический разбор предлога, будем анализировать словосочетания и предложения, в которых употреблены предлоги.

-Скажите, какими знаниями и умениями вы должны обладать, работая по данной теме?



















– Я уверена, что все вы владеете необходимыми знаниями и будете успешно применять их на практике.






Скамейка из железа.

Тропинка в лес.


-Во втором имеется предлог.




Формулируют на основе данных словосочетаний и вопросов тему урока:

«Обобщение по теме «Предлог» Морфологический разбор предлога». Используется слайд№1.



Определяют цели урока (используется алгоритм постановки целей) - (слайд №2):

-Повторение сведений о предлоге как о части речи.

- Обобщение материала по теме «Предлог».

-Выполнение морфологического разбора предлога, определение его синтаксической роли в предложении.

-Использование предлогов в устной и письменной речи.









Проводят параллель между целями урока и знаниями, а также умениями, необходимыми в ходе работы

(слайд №3)

Мы должны знать:

- что такое предлог и какие бывают предлоги по образованию и составу;

- синтаксическую роль предлога.

Мы должны уметь:

- находить предлоги в предложении;

- составлять словосочетания и предложения с употреблением в них предлогов;

-работать с учебником, орфографическим словарём, схемами, материалом, представленным на слайдах;

-выявлять затруднения при выполнении морфологического разбора предлога.

Слайд №1



































Слайд №2



































Слайд №3


























3

Мотивация к учебной деятельности

-Где вы сможете применить знания по изученной теме?




-При написании писем, при написании сочинений.

-При общении с другими людьми.

-На различных этапах работы на уроке.





Слайд № 4

4

Повторение материала: подготовка к

обобщению знаний по теме.

Повторение сведений о предлоге как о части речи. Вспомните:

- Откройте учебники, вспомните материал по теме «Предлог как часть речи».

Что называется предлогом?

-Вспомните, какие бывают предлоги по составу?

По образованию?

-Какова синтаксическая роль предлога?


Вспоминают пройденный материал (бегло просматривают материал учебника):

- Предлог – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

- Предлоги бывают по составу простыми или составными.

- По образованию предлоги бывают производными и непроизводными.

- Предлоги не являются членами предложения.

Слайд №5


5

Проверка

умения применять полученные ранее знания

на практике (объяснительный диктант)

Объяснительный диктант.

1.Изр…дка взв…вались огненные языки

(из) под крыш домов.

2.(Из) за шума дождя мы не услышали, как под…ехала машина.

3.Что-то вроде ветерка, похожего на лё…кий вздох, пронеслось по лесу.




-Найдите предлоги.

-Какие слова они связывают между собой?



-Объясните правописание предлогов из-за, из – под.


-Определите падеж существительных, которые связаны с другими словами при помощи предлогов.


-Существительные какого падежа не употребляются с предлогом?



Какова роль предлогов?

Выполняют задание с комментированием, записывают предложения в тетради.

-Списывание предложений, правильное написание слов с пропущенными орфограммами, проверка правописания трудных слов по орфографическому словарю (изредка, взвивались), проверка.



- Взвивались из-под крыши;

- не услышали из-за дождя;

- похожего на вздох.


- Предлоги из-за, из- под пишутся через дефис.


-Взвивались из-под крыши (Р.П);

не услышали из-за дождя (Р.П);

похожего на вздох (В.П).


-Существительные именительного падежа.


-Предлоги связывают слова в предложении.

Слайд №6










Слайд №7




Слайд №8




6.



















































































7.




























































8












9






























10

Получение новой информации с опорой на ранее полученные знания.













































































Закрепление полученных знаний и умений.























































Вывод по итогам обобщения материала и получению учащимися новой информации.





Проверка усвоения материала на основе творческого задания

























Контроль за результатами учебной деятельности; самопроверка

-Применяя полученные ранее знания, мы с вами составим алгоритм выполнения морфологического разбора предлога.

1.Работа по первому пункту морфологического разбора. Общее значение предлога как части речи.

Задание.

- Недавно я услышала мнение о том, что предлоги слишком короткие части речи и без них можно спокойно обойтись. Предлагаю доказать вам, что это несправедливое мнение, для этого обратимся к тексту (на слайде).

Майское утро. Солнце выглянуло … леса. … лиловых колокольчиков вылетают бабочки, ночующие … цветах.



-Каким текст выглядит без предлогов?







Можно ли утверждать, что текст без предлогов возможен? Для чего нужны предлоги?





Вставим устно необходимые предлоги. (на слайде проецируется текст с предлогами).

Выпишем словосочетания с предлогами, определим падеж зависимого слова (запись ведется на доске и в тетрадях)

Выглянуло из-за леса. (Р.п., окончание -а)

Вылетают из колокольчиков (Р.п., окончание -ов)

Ночующие в цветах (П.п., окончание –ах)



- Сделаем вывод по первому пункту опорной схемы, грамматическое значение (раздаточные листы с основой схемы (приложение №1), слайд)





2. А что важно в определении части речи, кроме значения?

- Выполняем задание «четвертое лишнее» (слова даны на слайде). Определите, какие слова в этих двух рядах являются лишними и почему.

  1. - Насчет, наподобие, в течение, вроде

  2. -В продолжение, вследствие, в заключение, несмотря на



-Правильно. Какова же будет запись во втором разделе опорной схемы?





- Задание «Грамматическое лото». Сопоставьте

слова и понятия:

В течение месяца не было дождей (предлог)

В течении реки есть пороги (существительное с предлогом)

-Каким образом отличали предлог от самостоятельной части речи

Рассуждаем. Почему образовались эти омонимичные (похожие по произношению) пары?

-Какими они являются по происхождению?



-Найдите производные предлоги в предложениях:



Мой друг стоял позади меня.

Несмотря на дождь, прогулка состоялась.



Приведите примеры непроизводных предлогов



Что нужно записать в опорной схеме?





3.-Какой еще пункт есть в морфологическом разборе любой части речи?

- Что вы можете сказать о синтаксической функции предлога?



-Обращаемся к схеме. Делаем запись.



Таким образом, опираясь на ранее полученные знания, мы с вами вывели алгоритм морфологического разбора предлога.

Предлагаю закрепить полученные нами знания.

1. Выполним морфологический разбор предлога из следующего предложения:

Осенним вечером тихо в лесу. (запись на слайде)













2.Определите верное утверждение о предлоге:

(распечатаны задания мини-теста) – приложение №3

1 вариант

в течение

В течение всего вечера мы смотрели интересный фильм.















2 вариант

  по 

По ясному небу постоянно летали галки.

















Какие ответы вы выбрали?

Вернемся к целям нашего занятия и ответим на поставленные вопросы:

- Каков порядок морфологического разбора предлога?

- Какие сведения мы повторили и обобщили о предлоге?





А теперь вы выполните небольшую творческую работу по выбору. Дан текст (слайд):

(В) продолжени.. (три недели) своего отпуска я каждое утро ходил к (море). В течени… (долгое время) с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по (морской берег). (По А. Бобковой).

Задание (на выбор):

Оценка «3»:

Списать текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, согласовав слова в предложении.

Оценка «4»

Списать текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, согласовав слова в предложении. Придумайте и запишите 1 предложение на данную тему, используя в нём предлоги.

Оценка «5»

Списать текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, согласовав слова в предложении. Придумайте и запишите 2-3 предложения на данную тему, используя в нём предлоги.

Работу необходимо выполнить без ошибок.

Результаты выполнения данного задания будут вам известны на следующем уроке. Проверка первой части проводится после выполнения.



- Запись под диктовку предложения.

1.Самопроверка правильности записанного предложения (слайд)

Мы взяли ведёрки для грибов и отправились вслед за Володей в прогретый лес, где находились в течение всего дня.

2 Выделите предлоги, взяв их в прямоугольник. Определите простые и составные предлоги: над простыми поставьте букву «п», над составными – «с».

3.Найдите производные и непроизводные предлоги: над производными поставьте букву «Н», над производными –«П».












Читают текст.




-Определяют, что без предлогов текст выглядит нелогичным и несвязанным, непонятным.


-Текст без предлогов невозможен. Предлоги необходимы, чтобы связывать между собой слова.


-Вставляют устно необходимые предлоги.







-Затем выписывают словосочетания с предлогами, определяют падеж зависимого слова (запись ведется в тетрадях)


Делают вывод, отмечают его в опорной схеме (приложение №2):

1.Грамматическое значение: Предлоги служат для связи главного слова с зависимым.

- Морфологические признаки.



В первом ряду лишнее слово «в течение», потому что это составной предлог, а во втором ряду – «вследствие», так это простой предлог.







2.«Морфологические признаки» (предлоги бывают простые и составные).



– Предлог входит в вопрос, предлог можно заменить другим предлогом.











-Омонимичные пары будут потому, что данные предлоги образовались от самостоятельных частей речи.



-Они называются производными.







Позади.

Несмотря на


В, на, к, для, с, у, через…


-Записывают: Предлоги делятся на непроизводные и производные.


Синтаксическая роль.

Предлог не является членом предложения, но входит в состав члена предложения.


3.Предлог не является членом предложения














Выполняют разбор (на доске и в тетрадях)

1. Тихо в лесу. Предлог в служит для связи главного слова « тихо» с зависимым «лесу»

2. Морфологические признаки: простой, непроизводный

3. Синтаксическая роль: не является членом предложения.





А) 1.Служит для связи слова мы с зависимым существительным вечера в род. падеже

2. Служит для связи слова смотрели с зависимым существительным вечера в дат. падеже

3. Служит для связи слова смотрели с зависимым существительным вечера в род. падеже

Б) 1.Производный, составной

2. Непроизводный, простой

3. Производный, простой

В) 1. Неизменяемый, является членом предложения

2.Изменяется, не является членом предложения

3. Неизменяемый, не является членом предложения


А) 1.Служит для связи слова летали с зависимым существительным небу в дат. падеже

2. Служит для связи слова галки с глаголом летали в им. падеже

3. Служит для связи слова летали с прилагательным ясному.

Б) 1.Производный, составной

2. Непроизводный, простой

3. Производный, простой

В) 1. Неизменяемый, не является членом предложения

2.Изменяется, не является членом предложения

3. Неизменяемый, является членом предложения

Ответы:

1 вариант - А -3, Б -1, В -3.

2 вариант - А -1, Б -2, В - 1


Порядок разбора

1.Часть речи. Общее значение.

2.Разряд: а) по происхождению (непроизводный/производный); б) по структуре (простой/сложный/составной);

3.Синтаксическая роль в предложении.


Образец разбора
Это было на прошлой войне. (Ю. Кузнецов)

1.На — предлог, так как служит для связи главного слова было с зависимым войне.

2.а) непроизводный; б) простой.

3.Не является членом предложения.



Выполняют творческую работу, выбирая задание по желанию.


Проверяют первую часть задания:


В продолжение трех недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. В течение долгого времени с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу. (По А. Бобковой).


Оценивают работу, ставят оценки в тетрадях.


















Проверяют работу

Критерии оценки:

Первая часть (грамотность написания).

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

Более 4 ошибок – «2»


Вторая часть

1.Предлоги: для, за, в, в течение.

2. п.- для, за, в

с – в течение

3.П- в течение

Н – для, за, в


Выполнены (без ошибок):

1 задание – «3»

1-2 задания – «4»

1 – 3 задания –« 5»


Выводится среднеарифметическая оценка. Оценки учащиеся выставляют в тетрадь (на полях).


Слайд №9




























Слайд №10





Слайд №11



















































Слайд №12








Слайд №13














































Слайд №14






















Слайды №15,

Слайд №16
























Слайд №17, 18






























11.

Рефлексия

-Что вы узнали нового?

-Чему научились?

-Какие затруднения вы испытывали?

-Определите, над чем ещё нам с вами необходимо

поработать?



Отвечают на вопросы.

Выражают своё отношение к работе на уроке.

Слайд №19


12.

Подведение итогов.

Оценки

-Чем мы сегодня занимались на уроке?








Вы все работали на уроке, какие-то задания оценили сами, какие-то мне необходимо проверить. Итоговую оценку я объявлю вам на следующем уроке.

Если с какими-то заданиями вы не справились, не переживайте: эту тему мы доработаем на индивидуальных консультациях.

-Благодарю вас за плодотворную работу в течение всего урока.

Делают выводы:

-Сегодня на уроке мы повторили понятия: предлог, производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги.

- Выполняли морфологический разбор предлога .

-Выполнили самостоятельную работу по теме, обобщающий диктант..

- Работали с учебником, раздаточным

материалом, словарями, слайдами.

Определяют, какую оценку могут поставить себе за работу на уроке (Оценивают результаты своей деятельности. Подводят итог работы, подсчитывают итоговый балл за работу на уроке. Выставляют итоговую оценку в оценочный лист).





Слайд №20






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Обобщение по теме «Предлог. Морфологический разбор предлога»"

Автор: Савельева Любовь Изосимовна, Тарасова Татьяна Ивановна

Дата: 11.06.2016

Номер свидетельства: 334038

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект  урока русского языка  в 7 классе по теме: «Союз. Повторение и обобщение по теме». "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-soiuz-povtorieniie-i-obobshchieniie-po-tiemie"
    ["file_id"] => string(6) "191252"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427287453"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка "Имя существительное.Повторение" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111633"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407697191"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства