2 | Формулировка темы и целей урока | - Определите тему урока, опираясь на предложенное задание: замените данные словосочетания синонимичными (с подобным значением) по образцу: Деревянный домик – домик из дерева. Железная скамейка - … Лесная тропинка - … Ответьте на вопросы: - Чем отличаются одно словосочетание от другого? -Как связаны слова во втором словосочетании? -Какой частью речи является предлог? (схема «Самостоятельные и служебные части речи» - приложение) -Для чего он (предлог) необходим в речи? -Посмотрите на схему изучения предлога, какой вопрос мы ещё не затрагивали? Итак, какова будет тема урока?
-Откройте тетради и запишите число, тему урока (на доске). - А теперь сформулируем цели нашего урока.
-Верно. Мы повторим сведения по теме «Предлог как часть речи». А еще сегодня будем производить морфологический разбор предлога, будем анализировать словосочетания и предложения, в которых употреблены предлоги. -Скажите, какими знаниями и умениями вы должны обладать, работая по данной теме? – Я уверена, что все вы владеете необходимыми знаниями и будете успешно применять их на практике. | Скамейка из железа. Тропинка в лес. -Во втором имеется предлог. Формулируют на основе данных словосочетаний и вопросов тему урока: «Обобщение по теме «Предлог» Морфологический разбор предлога». Используется слайд№1. Определяют цели урока (используется алгоритм постановки целей) - (слайд №2): -Повторение сведений о предлоге как о части речи. - Обобщение материала по теме «Предлог». -Выполнение морфологического разбора предлога, определение его синтаксической роли в предложении. -Использование предлогов в устной и письменной речи.
Проводят параллель между целями урока и знаниями, а также умениями, необходимыми в ходе работы (слайд №3) Мы должны знать: - что такое предлог и какие бывают предлоги по образованию и составу; - синтаксическую роль предлога. Мы должны уметь: - находить предлоги в предложении; - составлять словосочетания и предложения с употреблением в них предлогов; -работать с учебником, орфографическим словарём, схемами, материалом, представленным на слайдах; -выявлять затруднения при выполнении морфологического разбора предлога. | Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
|
6. 7. 8 9 10 | Получение новой информации с опорой на ранее полученные знания. Закрепление полученных знаний и умений. Вывод по итогам обобщения материала и получению учащимися новой информации. Проверка усвоения материала на основе творческого задания Контроль за результатами учебной деятельности; самопроверка | -Применяя полученные ранее знания, мы с вами составим алгоритм выполнения морфологического разбора предлога. 1.Работа по первому пункту морфологического разбора. Общее значение предлога как части речи. Задание. - Недавно я услышала мнение о том, что предлоги слишком короткие части речи и без них можно спокойно обойтись. Предлагаю доказать вам, что это несправедливое мнение, для этого обратимся к тексту (на слайде). Майское утро. Солнце выглянуло … леса. … лиловых колокольчиков вылетают бабочки, ночующие … цветах.
-Каким текст выглядит без предлогов?
Можно ли утверждать, что текст без предлогов возможен? Для чего нужны предлоги?
Вставим устно необходимые предлоги. (на слайде проецируется текст с предлогами). Выпишем словосочетания с предлогами, определим падеж зависимого слова (запись ведется на доске и в тетрадях) Выглянуло из-за леса. (Р.п., окончание -а) Вылетают из колокольчиков (Р.п., окончание -ов) Ночующие в цветах (П.п., окончание –ах)
- Сделаем вывод по первому пункту опорной схемы, грамматическое значение (раздаточные листы с основой схемы (приложение №1), слайд)
2. А что важно в определении части речи, кроме значения? - Выполняем задание «четвертое лишнее» (слова даны на слайде). Определите, какие слова в этих двух рядах являются лишними и почему. - Насчет, наподобие, в течение, вроде -В продолжение, вследствие, в заключение, несмотря на
-Правильно. Какова же будет запись во втором разделе опорной схемы?
- Задание «Грамматическое лото». Сопоставьте слова и понятия: В течение месяца не было дождей (предлог) В течении реки есть пороги (существительное с предлогом) -Каким образом отличали предлог от самостоятельной части речи Рассуждаем. Почему образовались эти омонимичные (похожие по произношению) пары? -Какими они являются по происхождению?
-Найдите производные предлоги в предложениях:
Мой друг стоял позади меня. Несмотря на дождь, прогулка состоялась.
Приведите примеры непроизводных предлогов
Что нужно записать в опорной схеме?
3.-Какой еще пункт есть в морфологическом разборе любой части речи? - Что вы можете сказать о синтаксической функции предлога?
-Обращаемся к схеме. Делаем запись.
Таким образом, опираясь на ранее полученные знания, мы с вами вывели алгоритм морфологического разбора предлога. Предлагаю закрепить полученные нами знания. 1. Выполним морфологический разбор предлога из следующего предложения: Осенним вечером тихо в лесу. (запись на слайде)
2.Определите верное утверждение о предлоге: (распечатаны задания мини-теста) – приложение №3 1 вариант в течение В течение всего вечера мы смотрели интересный фильм.
2 вариант по По ясному небу постоянно летали галки.
Какие ответы вы выбрали? Вернемся к целям нашего занятия и ответим на поставленные вопросы: - Каков порядок морфологического разбора предлога? - Какие сведения мы повторили и обобщили о предлоге?
А теперь вы выполните небольшую творческую работу по выбору. Дан текст (слайд): (В) продолжени.. (три недели) своего отпуска я каждое утро ходил к (море). В течени… (долгое время) с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по (морской берег). (По А. Бобковой). Задание (на выбор): Оценка «3»: Списать текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, согласовав слова в предложении. Оценка «4» Списать текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, согласовав слова в предложении. Придумайте и запишите 1 предложение на данную тему, используя в нём предлоги. Оценка «5» Списать текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, согласовав слова в предложении. Придумайте и запишите 2-3 предложения на данную тему, используя в нём предлоги. Работу необходимо выполнить без ошибок. Результаты выполнения данного задания будут вам известны на следующем уроке. Проверка первой части проводится после выполнения. - Запись под диктовку предложения. 1.Самопроверка правильности записанного предложения (слайд) Мы взяли ведёрки для грибов и отправились вслед за Володей в прогретый лес, где находились в течение всего дня. 2 Выделите предлоги, взяв их в прямоугольник. Определите простые и составные предлоги: над простыми поставьте букву «п», над составными – «с». 3.Найдите производные и непроизводные предлоги: над производными поставьте букву «Н», над производными –«П». | Читают текст. -Определяют, что без предлогов текст выглядит нелогичным и несвязанным, непонятным. -Текст без предлогов невозможен. Предлоги необходимы, чтобы связывать между собой слова. -Вставляют устно необходимые предлоги.
-Затем выписывают словосочетания с предлогами, определяют падеж зависимого слова (запись ведется в тетрадях) Делают вывод, отмечают его в опорной схеме (приложение №2): 1.Грамматическое значение: Предлоги служат для связи главного слова с зависимым. - Морфологические признаки.
В первом ряду лишнее слово «в течение», потому что это составной предлог, а во втором ряду – «вследствие», так это простой предлог.
2.«Морфологические признаки» (предлоги бывают простые и составные).
– Предлог входит в вопрос, предлог можно заменить другим предлогом.
-Омонимичные пары будут потому, что данные предлоги образовались от самостоятельных частей речи.
-Они называются производными.
Позади. Несмотря на В, на, к, для, с, у, через… -Записывают: Предлоги делятся на непроизводные и производные. Синтаксическая роль. Предлог не является членом предложения, но входит в состав члена предложения. 3.Предлог не является членом предложения
Выполняют разбор (на доске и в тетрадях) 1. Тихо в лесу. Предлог в служит для связи главного слова « тихо» с зависимым «лесу» 2. Морфологические признаки: простой, непроизводный 3. Синтаксическая роль: не является членом предложения.
А) 1.Служит для связи слова мы с зависимым существительным вечера в род. падеже 2. Служит для связи слова смотрели с зависимым существительным вечера в дат. падеже 3. Служит для связи слова смотрели с зависимым существительным вечера в род. падеже Б) 1.Производный, составной 2. Непроизводный, простой 3. Производный, простой В) 1. Неизменяемый, является членом предложения 2.Изменяется, не является членом предложения 3. Неизменяемый, не является членом предложения А) 1.Служит для связи слова летали с зависимым существительным небу в дат. падеже 2. Служит для связи слова галки с глаголом летали в им. падеже 3. Служит для связи слова летали с прилагательным ясному. Б) 1.Производный, составной 2. Непроизводный, простой 3. Производный, простой В) 1. Неизменяемый, не является членом предложения 2.Изменяется, не является членом предложения 3. Неизменяемый, является членом предложения Ответы: 1 вариант - А -3, Б -1, В -3. 2 вариант - А -1, Б -2, В - 1 Порядок разбора 1.Часть речи. Общее значение. 2.Разряд: а) по происхождению (непроизводный/производный); б) по структуре (простой/сложный/составной); 3.Синтаксическая роль в предложении. Образец разбора Это было на прошлой войне. (Ю. Кузнецов) 1.На — предлог, так как служит для связи главного слова было с зависимым войне. 2.а) непроизводный; б) простой. 3.Не является членом предложения. Выполняют творческую работу, выбирая задание по желанию. Проверяют первую часть задания: В продолжение трех недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. В течение долгого времени с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу. (По А. Бобковой). Оценивают работу, ставят оценки в тетрадях. Проверяют работу Критерии оценки: Первая часть (грамотность написания). 0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» Более 4 ошибок – «2» Вторая часть 1.Предлоги: для, за, в, в течение. 2. п.- для, за, в с – в течение 3.П- в течение Н – для, за, в Выполнены (без ошибок): 1 задание – «3» 1-2 задания – «4» 1 – 3 задания –« 5» Выводится среднеарифметическая оценка. Оценки учащиеся выставляют в тетрадь (на полях). | Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 Слайды №15, Слайд №16 Слайд №17, 18 |