kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока - экскурсии по Троице - Сергиевой Лавре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-экскурсия по Трице-Сергиевой Лавре предназначен для учащихся 11 класса. Это занятие целесообразно проводить в рамках недели Дней Славянской письменности. Данный урок предполагает ознакомление учащихся с историческим памятником - Троице-Сергиевой Лаврой: историей возникновения монастыря, основателе этой обители. На основе текстов, в которых содержатся исторические сведения, учащиеся выполняют ряд заданий по повторениюранее изученных тем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока - экскурсии по Троице - Сергиевой Лавре.»

Урок русского языка 11 класс

(Слайд «Путешествие по святым местам»).


Тема. Урок – экскурсия по Троице – Сергиевой Лавре ( подготовка учащихся к ЕГЭ).


Цель: познакомить учащихся с православным храмом, первой Лаврой России; на основе данного материала выполнить отдельные задания Части 2 ЕГЭ.

Задачи.

Образовательные: готовить учащихся к выполнению заданий Части 2 ЕГЭ.

Воспитательные: познакомить учащихся с православным храмом, первой Лаврой России; дать возможность почувствовать сопричастность к истории России;

Развивающие :расширять кругозор учащихся; развивать интеллект;

Тип урока: урок-экскурсия, комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, файлы с текстами для работы на уроке (у каждого ученика).


Ход урока.


I Оргмомент.


II Объявляется тема и цель урока. Тренировочные упражнения.


1. Слово учителя. (Слайд «Тема урока»).

Сегодня, ребята, мы с вами в рамках недели дней Славянской письменности пройдёмся по святым местам, а где мы побываем - об этом вы узнаете немного позже. И на основе полученных сведений выполним отдельные задания Части 2 ЕГЭ. Но сначала давайте познакомимся со значением отдельных слов, которые встретятся вам сегодня на уроке.


Словарная работа. (Запись на доске.)

Монастырь – религиозная община монахов или монахинь, представляющая собою отдельную церковно-хозяйственную организацию.

Подвижник – человек, принявший на себя тяжёлый труд или лишения, муки ради достижения высокой цели.

Пустынь – разновидность монастыря в труднодоступной пустынной местности.

Келья – отдельная комната монаха в монастыре.

Игумен – то же, что настоятель (начальник, управляющий мужским монастырём).

Постриг – обряд принятия монашества.

Архимандрит – Высшее звание иеромонаха (монаха-священника), обычно мужского монастыря.

Инок – то же, что монах (член религиозной общины, дающий обет вести аскетическую жизнь).

Рака – большой ларец для хранения святых мощей.


Я думаю, что духовная жизнь человека – это его личное путешествие, которое требует определённой решимости, твёрдости в вере и увлечённости.

Первые монастыри появились на Руси ещё до принятия христианства. И большинство событий русской жизни напрямую связано с монашеским миром: Куликовская битва непредставима без участия Троице – Сергиевой обители, жизнь русского Севера (да и Аляски) была бы иной без Валаама, а про Соловки в грозные 20-30 годы прошлого века даже ходила поговорка «Сегодня на Соловках – завтра по стране». А сколько ещё менее известных, но не менее значимых монастырей и связанных с ними событий прячет от нас история, какие значительные подвижники, трудники и молитвенники жили в православных обителях!

И вот сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию по первой Лавре России. Особо отмечу, что Лавры – это мужские монастыри. А помогать мне будут наши экскурсоводы.

(Слайд «Троице – Сергиева Лавра».)

Свято – Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству.

А что означает слово «Лавра»? Давайте обратимся к страницам энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

(Слайд «Словарь Лавра») – текст №1.

2. Задание классу.

У вас, ребята, у каждого на партах лежат файлы с текстами для работы сегодня на уроке. Вам задание: а) из текста №1 выбрать предложения сложноподчинённые с придаточным определительным. Указать номера этих предложений, доказать правильность своего выбора. б). Указать номер предложения, осложнённого обособленным определением. (Эти два задания выполняются вместе и объясняются. Далее все задания учащиеся выполняют самостоятельно.)

3. Слово учителя.

Обратимся к истории. Как происходило рождение православной обители?

4. Экскурсовод.

В 1337 году в лесу, простиравшемся от городка Радонеж и от Хотькова монастыря на север к Переславлю, двумя сыновьями ростовского боярина Кирилла – Варфоломеем и Стефаном, - решившими для монашеского подвижничества уйти в лесную пустынь, были срублены келья и церквица (малая церковь), освящённая во имя Пресвятой Троицы.

Жизнь в лесу вдали от людей была очень тяжела. Стефан, не выдержав скорбей и лишений, вскоре удалился в московский Богоявлинский монастырь, а Варфоломей же, оставшись один, призвал к себе некоего старца, игумена Митрофана, и принял от него монашеский постриг с новым именем – Сергий. Шёл ему в ту пору 24 год.

(Слайд «Труды преподобного Сергия».)

Около 2х лет Сергий провёл в пустыньке в совершенном одиночестве, мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, но постепенно в Радонеже и окрестностях прознали об отшельнике. Один за другим собрались к преподобному 12 человек. Сергий позволил им поселиться рядом с ним, хотя не очень хотел разрушать своё уединение. Очень скоро келий стало 12; 3или 4 из них Сергий возвёл своими руками. Поселение было сразу же обнесено тыном с воротами.

В 1344 году, спустя 7 лет после пострига, Сергий принял на себя игуменство.

Не принесший из мира в пустыньку никакого имущества, преподобный вряд ли помышлял о благолепном храме и процветании монастыря. Но случилось так, что в пустыньке появился смоленский архимандрит Симон, вручивший Сергию всё свое состояние на монастырское благоустроение. На эти средства построили большой деревянный храм и привели в порядок кельи, расположившиеся теперь четырёхугольником вокруг храма…

5. Слово учителя. Шло время, жизнь текла своим чередом…

6. Экскурсовод.

(Слайд «Бой Пересвета с Челубеем»).

Когда в 1380 году золотоордынский хан Мамай вёл полки на разорение земли русской, великий князь Дмитрий просил благословения у Сергия Радонежского, считая его своим духовным отцом. Из истории мы знаем, что 8 сентября 1380 года со смертельного поединка Троицкого икона Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея началась битва на поле Куликовом. И всё время, пока шла жестокая сеча, Сергий Радонежский стоял с иконами на молитве.

После 78 лет жизни, 55 лет монашества и 48 лет игуменства преподобный Сергий светло отошёл 25 сентября 1392 года.

В 1422 году, вследствие случившегося видения, открыты были нетленные мощи преподобного Сергия, после чего Никон воздвиг над мощами учителя вместо деревянной церкви каменную – великосветский Троицкий собор (Слайд «Троицкий Собор»), в котором была помещена Рака с мощами преподобного Сергия. (Слайд «Рака с мощами Сергия Радонежского»). Для росписи собора были приглашены лучшие иконописцы – иноки Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.

(Слайд «Оборона Лавры»).

С сентября 1608 до начала 1610 обитель была осаждена 30000-ым войском поляков и литовцев, русских было в 15 раз меньше. Лишь заступничеством преподобного Сергия, явную помощь которого защитники обители неоднократно тогда видели, можно объяснить то, что 16 месячная осада закончилась для поляков поражением.

7. Слово учителя.

Троице – Сергиева Лавра претерпела многое. Что ещё выпало на долю этой обители?

(Слайд, на котором текст №2).

8.Задание классу.

А). В тексте найти предложение с уточняющим членом предложения, указать его номер.

Б). Из предложения 2 выписать словосочетание со способом связи слов – управлением.

В). В предложении 4 выделить грамматические основы и указать вид каждого простого предложения.

Г). Среди предложений 3-7 найти предложение, в котором одно из сказуемых СИС. Указать его номер.


9. Слово учителя.

Нам известно, что настоящее имя Сергия Радонежского – Варфоломей. А что это был за человек?

(Слайд «Сергий Радонежский»).

10. Рассказ экскурсовода о Варфоломее.

Великий угодник Божий родился 3 мая 1314 года в семье добродетельных бояр ростовских Кирилла и мари и по крещении был наречён Варфоломеем. Семи лет отроду отдали его в обучение, но грамота, несмотря на все старания, никак не давалась ему и открылась лишь по молитвам безвестного черноризца, встреченного в поле.

Вскоре родители Варфоломея обеднели из-за неурожайных лет и даней в Орду и перебрались в Радонеж, где переселенцам предоставлялись некоторые льготы. Братья Варфоломея женились, но он сам упрашивал родителей отпустить его в монашество. Те удерживали сына только тем, чтобы он помог им в старости, и Варфоломей служил им, пока оба под конец жизни сами не приняли монашеский постриг, а чуть позже тихо скончались.

11. Слово учителя.

Ребята, вспомните, на форзаце учебника литературы 6 класса есть репродукция картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Что же на ней?

(Слайд «Репродукция картины»).

12. Рассказ экскурсовода о картине.

13. Слово учителя.

Давайте с вами посмотрим, что же находится на территории Троице – Сергиевой Лавры. (Идут слайды):

а). Пятницкая башня. Б). Святые врата. В). Церковь рождества святого Иоанна Предтечи. Г). Церковь преподобного Сергия и трапезная палата. Д). Михеевская церковь. Е). Духовская церковь. Ж).Троицкий собор. З). Колокольня. И) Соборная площадь. К). Успенские врата. Л) Надкладезная часовня.

14. Слово учителя.

На том месте, где раскинулась Троице – Сергиева Лавра происходило много чудес. Первое упоминание о них дошли до нас со времён основания монастыря. Вот одно из них.

(Слайд «Источение воды»).

15. Экскурсовод.

Прежде эти окрестности были лишены питьевой воды, ибо речка Консера (ныне Кончура) мелка и мутна, вода её не очень пригодна для питья. И вот как-то раз Сергий, взяв с собой одного инока, пошёл с ним в лесной овраг под монастырём. Там нашли они немного дождевой воды. Преподобный преклонил перед лужицей колена и помолился. И едва произнёс молитву, как тотчас из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, и потекла она ручьём по долине. Вот эта вода оказалась целебной.

16. Слово учителя.

Перед вами, ребята, текст №3, где описывается ещё одно чудо, не иссякшее и по смерти Сергия.

(Слайд , на котором текст №3).

17. Задание классу.

А). Среди предложений 3-7 найти предложения с разными видами связи. Указать их номер.

Б). Среди предложений 1-5 найти предложения с обособленными обстоятельствами. Указать их номер.

В). Среди предложений 1-7 найти предложения с однородными сказуемыми.



18.Слово учителя.

О Троице – Сергиевой Лавре можно рассказывать очень долго. Место это уникально: красиво по своей архитектуре, интересно своей историей. Братии этой обители находятся во многих местах Земли. Порой братию Троице – Сергиевой Лавры или подворья Троицкой обители можно встретить в самых неожиданных местах.

(Слайд «Полярное подворье»).).

19. Задание классу.

Прочитать текст. Указать, какие художественно-выразительные средства имеются в тексте.

(Текст у всех на листах. Для присутствующих читается учителем вслух.)

(Слайд «Проверь себя»)

Ребята самостоятельно проверяют правильность выполнения ими заданий.


III. Итог урока.

Мы с вами совершили заочную экскурсию по Троице – Сергиевой Лавре. Ныне это крупнейший действующий мужской монастырь в России. Я надеюсь, что вы духовно обогатились и почерпнули для себя многое доселе неизвестное.


IV. Д.З. По тексту «Полярное подворье» выполнить задание части 3.



















Текст №1.


(1)Лавра (греч. Лаира) – собственно часть города, населённая местность, обнесённая оградой или стеной. (2)Ещё в глубокой древности название Лавра применялось к многолюдным и важным монастырям. (3)Впервые оно появилось в Палестине, где монахи были вынуждены собираться в возможно большем числе и ограждать свои жилища стенами, из опасения нападений со стороны кочевников – бедуинов. (4)В России титул Лавра усвоен монастырям: Киево – Печёрскому (с 1688 г.), Троице – Сергиеву близ Москвы (с1744 г.), Александро – невскому в Санкт-Петербурге (с 1797 г.) и Почаевскому – Успенскому в Волынской губернии (с 1833 г.). (5)Лица, которым вверяется непосредственное управление Лаврой, носят название наместников и состоят обыкновенно в сане архимандрита.

Задание.


1. В тексте найти сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Указать их номера.

2. Указать номер предложения, осложнённого обособленным определением.


Текст №2.


(1)Во время стрелецких бунтов, предшествовавших воцарению Петра 1, стены обители дважды служили убежищем царственным особам. (2)Первый раз, в 1682 году, царевна Софья с братьями Петром и Иоанном полтора месяца скрывались в нём от злоумышлявших против них стрельцов. (3)А спустя семь лет юный Пётр спасался здесь уже от заговора, устроенного властолюбивой сестрой.

(4) 1октября 1742 года по указу императрицы Анны Иоанновны в монастыре открыли семинарию, а два года спустя Троицкая обитель получила титул Лавры.

(5)В те времена богатство монастыря составляли вотчины, коих у Лавры было несметно. (6)Но даже после отъёма монастырских земель в 1764 году обитель не оскудела. (7)В Отечественную войну 1812 года монастырь пожертвовал на военные нужды 70 000 рублей ассигнациями, 2500 рублей серебром (по тем временам огромные деньги) и больше пяти пудов серебра. (8)Когда наполеоновские отряды рыскали по окрестностям, ни один француз почему-то так и не наткнулся на богатую обитель.


Задание.


1. В тексте найти предложение с уточняющим членом предложения. Указать его номер.

2. Из предложения 2 выписать словосочетания со способом связи слов – управлением.

3. В предложении 4 указать количество грамматических основ и указать вид каждого простого предложения.

4. Среди предложений 3-7 найти предложение, в котором одно из сказуемых составное именное. Указать его номер.


Текст №3.


(1)В Едигеево нашествие 1408 года, когда татаро-монголы уже подошли к Москве, оставленный Сергием после себя игуменом преподобный Никон Радонежский призывал на помощь своего учителя, прося защитить дом Пресвятой Троицы. (2)Однажды, задремав после молитвы, он увидел святителей Московских Петра и Алексия, а с ними и Сергия, который сказал ему, Никону: (3)«Господу угодно, чтобы иноплеменники коснулись этого места. (4)Но ты, чадо, не скорби и не смущайся: обитель не запустеет, а процветёт ещё более». (5)И предсказание святого исполнилось: монастырь был сожжён, но иноки, предупреждённые своим заступником, успели уйти в безопасное место.

(6)Разорение монастыря тогда даже сослужило ему добрую службу. (7)Братия быстро отстроила обитель заново, начала заменять деревянные строения каменными.


Задание.


1. Среди предложений 3-7 найти предложение с разными видами связи. Указать его номер.

2. Среди предложений 1-5 найти предложения с обособленными обстоятельствами. Указать их номер.

3.Среди предложений 1-7 найти предложения с однородными сказуемыми. Указать их номер.


Полярное подворье.


(1)Самое экзотическое место под строительство Троицкого подворья было освящено 20 января 2002 года возле российской научной станции «Беллинсгаузен» на берегу бухты Ардли острова Короля Георга (Южные Шетландские острова). (2)Конечно, строить «с нуля» в Антарктиде сложно, поэтому два года на месте будущего храма возвышался лишь православный крест.

(3)на ледовом материке очень холодно, здесь постоянны сильные ветры (до 40 м/с) и довольно много осадков. (4)Здешний суровый климат обусловил материал, форму и устройство будущего храма, кроме всего прочего призванного увековечить память полярников, положивших свои годы и даже жизни на освоение Антарктиды. (5)В проекте молодого архитектора из Барнаула Светланы Рыбак все эти требования очень удачно сочетались с многовековым опытом северорусского деревянного зодчества. (6)Именно на эскизе Светланы Патриарх Московский и всея Руси Алексий 11 поставил визу «Согласен».

(7)Храм собрали в алтайском селении Кызыл-Озек из сибирского кедра и лиственницы – издавна именно эти благородные породы шли на храмовое строительство. (8)Древесина их устойчива к гниению, во влажных условиях сохраняется куда лучше, чем стальные и железобетонные конструкции. (9)Год храм отстаивался и просушивался, а в конце 2003 года его доставили на уготованное место. (10)Отсюда он издалека (на 30 километров) виден полярникам и гостям «белого безмолвия», прибывающих на теплоходах с Огненной Земли. (11)Достигающий в высоту 17 метров храм вмещает три десятка прихожан. (12)Над иконостасом его трудились иконописцы Палеха, а колокола заказали потомкам известного русского декабриста Муравьёва – Апостола.

(13)В разгар полярного лета 15 февраля 2004 года по благословению Патриарха Алексия 11 храм был освящён в честь Святой Троицы и теперь является антарктическим Патриаршим подворьем Свято – Троицкой Сергиевой Лавры. (14)Божественную литургию совершил наместник Лавры Феогност. (15)Настоятелем нового Троицкого подворья назначен игумен монастыря Фёдоровской иконы Божией Матери в городе Шуя (Ивановской области) иеромонах Георгий, сам бывший полярник.

(16)Во время освящения Троицкой церкви произошло маленькое чудо. (17)На литургии облака разошлись и три солнечных лучика упали с небес на купол. (18)И тотчас Антарктида впервые услышала колокольный звон.

(Александр Сорокин)


Задание.

1.В предложениях 2, 4, 10, 17, 18 указать художественно – выразительные средства, используемые автором.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока - экскурсии по Троице - Сергиевой Лавре.

Автор: Ткачева Ольга Геннадьевна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 275338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Золотое кольцо России" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-zolotoie-kol-tso-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "171576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423679842"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект виртуальной экскурссии "Золотое кольцо России""
    ["seo_title"] => string(52) "konspekt_virtualnoi_ekskurssii_zolotoe_koltso_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "557189"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1599595533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства