Конспект урока "День славянской письменности и культуры"
Конспект урока "День славянской письменности и культуры"
Тема: создание Славянской азбуки. Славяне-просветители Кирилл и Мефодий.
Цель
Образовательная: познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.
Воспитательная: пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа.
Развивающая: способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков создавать целостное видение проблемы.
Возрастная группа: 5 класс
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "День славянской письменности и культуры" »
Выполнила
Буторина Наталья Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы муниципального образования
«Янтарный городской округ»
Калининградской области
Адрес: п. Янтарный,
ул. Лесная, д. 10 «А»
«Праздник на все времена»
Урок, посвящённый Дню русского языка
Тема: создание Славянской азбуки. Славяне-просветители Кирилл и Мефодий.
Цель
Образовательная: познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.
Воспитательная: пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа.
Развивающая: способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков создавать целостное видение проблемы.
Возрастная группа: 5 класс
Ход урока
Стадия вызова.
Посмотрите на первый слайд, прочитайте пословицы и предположите, о чём мы сегодня будем говорить. ( Об азбуке, о значении грамотности в жизни человека и, конечно, о составителях первой славянской азбуки Кирилле и Мефодии)
(слайд 2)
Вступительное слово учителя.
Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита, великих просветителей Кирилла и Мефодия. Они причислены к лику святых, их почитают равными апостолам, ученикам Иисуса Христа, ставят памятники. Посмотрите на слайд. В центре нашей столицы, в Москве на Славянской площади, установлен памятник Кириллу и Мефодию скульптора Клыкова Вячеслава Михайловича.
(слайд 3)
Выходят подготовленные чтецы
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Я видел торжество во славу Языка
И лики мудрецов над волнами народа.
И букву «Аз» несла могучая река.
И в сердце у меня рождалась эта ода.
И ленты улиц, и арены площадей –
Всё радостно текло, плескалось и сияло!
Весёлые глаза танцующих людей
Рассыпали вокруг дыханье карнавала.
Высокий лад царил в движеньях и речах,
Вздымая древних лиц вершины снеговые.
Я много празднеств знал и вынес на плечах,
Но праздник Слова был передо мной впервые!
Был строен Алфавит. И буквиц череда
Парила над землёй, как брошенные зёрна.
И я благословил безумие труда
За рукотворный ключ к стезе нерукотворной.
А люди шли и шли. А праздник плыл и плыл.
И солнце поперёк лежало полосами.
Вновь разума корабль Мефодий и Кирилл
Творили, и вели, и были парусами.
Но если вдруг народ язык свой обронит,
Рассыплет впопыхах средь торга мирового!
Тогда напрасно всё! Ни воля, ни гранит
И всё, чем жил народ, навек укроет тьма,
Чтоб мир судил о нём по домыслам и сплетням…
Гордись, страна! Ни плена, ни ярма
Не ведал твой язык в пути тысячелетнем.
Сообщения учащихся.
Сегодня День славянской письменности и культуры празднуется во всех славянских странах. В этот день вспоминают братьев славных, равноапостольных Кирилла и Мефодия в Белоруссии, Македонии, Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, Украине, Хорватии, Сербии.
Братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году. (слайд 4)
Мефодий: Среди детей я старшим был,
А самым младшим был Кирилл.
Учитель: Читала я в одном журнале,
Кирилла в детстве Константином звали… Что это значит? Объясни нам всем. Кирилл он или Константин, Всех лучше знаешь ты один.
Кирилл: Да я и сам могу сказать.
Меня Кириллом стали звать, Когда монашество принял. Поверьте мне, я вовсе не забыл, Что с детства Константином был.
Мефодий: Ещё я то припоминаю,
Что брат мой очень был умён, В ученьях многих одарён. Вы будете удивлены едва ли – Его Философом все звали.
Учитель: Вы до сих пор нам не сказали,
Как звался город, где вы проживали.
Кирилл: Это Солунь – мы греки по рожденью.
Но, видно, по святому Проведенью, Среди славян всегда мы жили, И их язык мы с детства изучили, Хоть в школах греческий царил.
Мефодий: Ещё я вам о том не говорил,
Как мой отец, я в воины пошёл, Ну а Кирилл другое предпочёл – Он стал священником и многое читал, Ведь в храме он библиотекой управлял.
Кирилл (поучительно):
Год восемьсот шестьдесят третий Вы эту дату должны знать. Послал нас царь в тот самый год Славянский просвещать народ И про учение Христово Сказать им просто и толково. Нам предстояло трудный путь пройти, Ведь мы должны были перевести Все книги с греческого на славянский. Пришлось нам азбуку изобрести.
Мефодий: Ее тогда кириллицей назвали –
Так брата моего повеличали. Он разных азбук буквы, звуки Так хитроумно он соединил, Что сразу всех славян вознаградил, Чтоб и они познали все науки. Двадцать четыре буквы взял Кирилл у греков, Еще немного – у евреев и армян, Чего не доставало – сам добавил И от невежества славян избавил.
Кирилл : Ребята, каждый посмотри
Их было ровно сорок три!
(слайд 5)
Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мальчики с детства знали два языка: родной греческий и славянский, так как население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян. Младший брат получил имя Кирилл, когда прошёл обряд монашеского пострига. С этим именем он и остался жить в памяти потомков, а славянскую азбуку в честь Кирилла и назвали “кириллицей”.
Названия славянским буквам придумал создатель азбуки Кирилл. Ему хотелось, чтобы само название буквы было не бессмысленным комплексом звуков, а обладало значением. Первую букву он назвал “аз” – по-древнеболгарски “я”, вторую “буки” – просто “буква”, третью “веди” (от древнеславянского глагола “ведати” – “ знать”). Если перевести на современный русский язык название первых букв нашей азбуки, получится “я букву узнал”.
Так образовалось слово “ азбука”.
Некоторые старые названия русских букв сохранились в составе пословиц и устойчивых выражений: «сперва аз да буки, а там и науки»; «начинать с азов» – начинать с самого начала, с самого простого.
Как вы понимаете пословицу: «сперва аз да буки, а там и науки»?
Учитель. На столе у вас лежит таблица с изображением и названием букв славянской азбуки. Прочитаем первые буквы.
Аз – а; Буки – буквы; Веди – ведать, знать; Глаголь - говорю, слово; Добро – добро; Есть – есть;
В Древней Руси грамоте детей учили церковнослужители-священники или дьяконы. Писцы при монастырях переписывали книги от руки. На изготовление одной книги уходил год и больше. Буквы были ровные, прямые, чёткие.
Сжатое устное изложение.
Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси.
- Послушайте стихотворение и сжато передайте его содержание.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В - как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Об этом стихотворение Феликса Кривина
В любой старинной книжице
Ты можешь прочитать:
Жила на свете Ижица,
А с нею буква Ять.
Но время быстро движется,
И жизнь уже не та.
Где нынче буква Ижица?
Где Ять? И где Фита?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие издания
Без них вступают в жизнь.
Уж так на свете водится.
Как говорил мудрец:
Когда без нас обходятся,
То значит, нам конец.
В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту. Мы убеждаемся в том, что некоторые буквы со временем изменились
Заглавные буквы в старину разрисовывали кисточкой, украшали, делая их красивыми. Большая прописная буква, искусно, затейливо разрисованная и мастерски украшенная красками из порошка изумрудов и рубинов, которая являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Ставилась она, как правило, в начале абзаца.
( слайд 6, 7, 8, 9)
Буквицы часто выполняли красной краской. Отсюда ведет свое происхождение термин "красная строка". Весь последующий текст абзаца писался только маленькими буквами. Причем с развитием письменности изменялся и вид оформления буквицы.
Отсюда и пошло название красная строка (т. е. красивая). Назывались заглавные буквы БУКВИЦАМИ. Наши ребята создали свои буквицы: девочки рисовали гласные буквицы, мальчики – согласные.
Работа со стихотворением Е. Хромовой «Кирилл и Мефодий»
- Прочитаем стихотворение Екатерины Хромовой о Кирилле и Мефодии.
Кирилл и Мефодий
Уже туман на речку опускается,
Но что-то не расходится народ,
Хотя уже прохладно и смеркается,
И солнце ближе к западу идёт.
Не чинят рыбаки под вечер сети,
Сидят они безмолвны и просты,
И воины, как маленькие дети,
К ногам сложили копья и щиты.
Все слушают Божественное Слово, Которым мир был раньше сотворён,
Оно для них в родном звучанье ново,
И чудно, словно благовеста звон.
Пред красотою речевых мелодий
Склонились все славяне как один,
Вещает громко младший брат Мефодий,
Чуть тише молвит меньший, Константин,
Впервые слово слышится родное,
В котором вечно племени расти
И два славянских брата неземное
Пытаются так просто донести
- Почему услышанные родные слова кажутся слушателям новыми и чудными?
(Слушатели безмолвны, они потрясены тем, что братья Кирилл и Мефодий впервые рассказали на родном языке о Православной вере, придумали азбуку, чтобы люди правильно и красиво говорили, умели читать и писать.)
Во второй части урока мы проведём лингвистический турнир. Во-первых, выясним, как внимательно вы слушали меня сегодня, во-вторых, покажете свои знания русского языка.
(слайд 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Стихотворение Екатерины Хромовой «Кирилл и Мефодий» очень убедительно в том, что слово славянских просветителей воспринимается русским народом как благовест, как очень-очень добрая весть. Поэтому все мы, славяне, преклоняемся перед мудростью Кирилла и Мефодия, отдаем дань памяти и благодарности славянским просветителям и подвижникам, славим подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей: “славянских стран учителей... Божественных писаний, источник богопознания нам источивших”.