kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока "Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока - дать обучающимся представление о позитивных и негативных явлениях в русском литературном языке, углубить знания учеников о богатстве, образности, выразительности русского языка; развивать интерес к изучению предмета, воспитывать активную гражданскую позицию и чувство патриотизма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект открытого урока "Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..." »


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 3 ст. Кардоникской»








«Мы сохраним тебя, русская речь,

великое русское слово…»





Урок, посвященный Дню русского языка














Жарова Т.А.,

учитель русского языка и литературы

2015 год

Цели: дать учащимся первичное представление о позитивных и негативных явлениях в русском литературном языке; углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка; развивать интерес к изучению предмета; воспитывать активную гражданскую позицию, чувство патриотизма; воспитывать любовь к родному языку как важнейшей составляющей понятия «Родина»; развивать монологическую речь, совершенствовать навыки выразительной речи; развивать у учащихся навыки исследовательской работы по предмету; обучать школьников самостоятельной работе с различными источниками получения информации.

Слайд 1 1. Сценка «Загадочный сундук»

Арсений (выходит на сцену, держит ящик с посылкой и кричит). Откройся! Откройся!

Алла: Ты чего это, Арсений, кричишь?

Арсений: Я не кричу, я слово подбираю.

Алла: Какое слово?

Арсений: Какое, какое… Нужное!

Алла: А зачем оно тебе?

Арсений: Зачем, зачем… Чтобы сундук открыть. Он без этого слова не откроется!

Алла: А почему?

Арсений: Почему, почему… Потому что сундук – то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я тебе разве не говорил?

Алла: Ничего ты мне не говорил.

Арсений: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом – пребольшом фруктовом саду. И вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай!

(Достаёт письмо, читает):

«Посылаю тебе, внук, замечательный сундук,

В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины.

Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог,

Нужно знать простое слово, только скажешь – и готово!

В памяти поройся – может быть, припомнится,

Только скажешь ты его, и сундук откроется! »

Алла: Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить?

Арсений: Да я ему уже, наверное, тысячу слов говорил.

Алла: И не открывается?

Арсений: Ни в какую!

Алла: А ты попробуй ещё раз!

Арсений: Попробую! (сундуку) Сундук, сундук, откройся быстро! Сундук, сундук, откройся немедленно, сию же минуту! Откройся, а-то как дам!

(Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку)

Ой, ой, ой!.. Ах ты, деревяшка негодная!

Алла: А я, кажется, знаю, какое слово нужно сказать, чтобы сундук открылся.

Арсений:  Что же ты молчишь! Говори!

Алла: Я тебе на ушко скажу.  (Шепчет)

Арсений: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал.

Алла: А этого не говорил. Попробуй!

Арсений: Попробовать? Слово–то для меня какое–то непривычное. Я его никому не говорил. Ну что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой, смотри, - яблоки, апельсины, мандарины!

Алла: Вот видишь, как всё просто!

Арсений: Спасибо тебе, Алла, угощайся!

Алла: Спасибо.


Ведущий: Слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.

Чтение стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»

Кужелева Анастасия

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не  взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Ведущий: Слово…Речь…Русский язык… Россия… Русь… Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно из них.

Воронин Иван:

Великий, могучий, правдивый, свободный

Народной живительной силы родник!

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

Звучит песня о русском языке

Слайд 2

Ведущий: С 2010 года  в нашей стране объявлен праздником День русского языка, который отмечается 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А. С. Пушкина.

Слайд 3

Издавна славится русский язык как один из самых выразительных и богатых языков мира. Только высказывания русских писателей-классиков о русском языке составили 426 страниц, собранных в хрестоматии A.M. Докусовым. «Глаголом времен» называл

русский язык Г.Р. Державин. 
Слайд 4

Ведущий: «Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово» - эти слова принадлежат Николаю Васильевичу Гоголю. 
Слайд 5

Рубрика «Знаете ли вы, что…»

- Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому.

Слайд 6

- Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык является близким родственником, для других языков - отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость не случайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу восточнославянских языков.

Слайд 7

- В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные языки называют славянскими языками.

Слайд 8

Ведущий. Русскому языку, русской речи немало вдохновенных строк посвятили поэты и писатели. Одно из таких стихотворений «Песня русскому языку» написано Михаилом Дудиным.

Романюта Яна:
Глагол времен, мой гений, мой язык, 
Скрещение судеб и мужества народа, 
Через тебя явила миру лик

Ответственности строгая свобода. 
Ты - ручейком из глубины веков,
Ты - светом путеводным из тумана, 
От сердца к сердцу музыкой. 
Таков твой трудный путь к величью океана.

Ведущий. Михаил Дудин эти строки писал с гордостью за русский народ и его речь. Для поэта язык - это сама история народа, воплощение его характера, силы и воли. И это звучит в строках поэта.

Гримов Данил:

Ты - тверд и гибок, нежен и силен, 
Ты - соловей на ветке бересклета. 
Ты - сталь и пепел, колокол и лён,
Загадка тьмы и откровенье света. 
Из тьмы времен ты выбился на свет, 
Сквозь стены отчужденья прорастая. 
И обрела в твоей судьбе привет 
И почву жизни истина простая.

Слайд 9

 Ведущий. Поэт Александр Яшин также не боится признаться в своей любви к родному языку. 

Котляров Александр    
Русский язык 
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь - песни, гимны пиши,
Хочешь - выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная - живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!

Ведущий: Все поэты призывают беречь родной нам язык. Что же заставило нас объединиться сегодня и вспомнить о русском языке? События, которые происходят с нами каждый день. Часто я прошу вас, ребята: «Уберите из своей речи ненормативную лексику, слова – паразиты, слова – сорняки». Если вы последуете моему совету, задумайтесь, сколько слов останется в вашем обиходе? Наверное, это было бы смешно, если бы не было так грустно, как сказал классик. Вероятно, пришло время задуматься: имеем ли мы, соотечественники Грибоедова и Пушкина, Тургенева и Достоевского, Есенина и Цветаевой, право так бездарно относиться к родной речи, позволять глумиться над литературным языком, втаптывать в грязь «великое и могучее» русское слово? Не зря эпиграфом к сегодняшнему уроку стали слова К. Г. Паустовского «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».

Давайте подумаем, кто и что является врагами русского литературного языка, и о нашем отношении к языку. Сегодня нам предоставляется возможность посмотреть на себя со стороны, ответить на вопрос, какой язык мы, поколение 21 века, передадим потомкам.

Звучит классическая музыка

Титенюк Марина: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне надежда и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык…(Музыка смолкает). Мог ли предположить Тургенев, что в начале 21 – го века наш «Великий и могучий» язык окажется в таком катастрофическом положении? И что бы сказал Пушкин, если бы услышал, как говорит молодое поколение о его романе «Евгений Онегин»?


Сценка «Ученик и ученица»

Яна: Данил, ну чё, прочитал?

Данил: Прочитал.

Яна: Прикольно или стрёмно?

Данил: Прикольно. Короче, одного понтового чела достал кайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой, не всякий, типа, Вас, как я поймет.»

Яна: Вот лох!

Данил: А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

Яна: Да ты чё?

Данил: Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега…Короче… А короче, Яна, я играл роль моего современника. И мне было как-то не по себе и от этих манер, и от этого языка.

Яна: Да, Данил, наш слог, действительно, ужасен. Что бы сказал Александр Сергеевич?


Титенюк Марина: Хочется и нам сказать: «Простите нас, Александр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили и который сейчас находится в окружении врагов». (Приклеивает на доску черную стрелку с надписью «Молодежный сленг»).

Ведущий: Но молодежный сленг не единственный враг литературного языка. Наверняка вы не раз становились свидетелями подобного разговора.

Диалог

Ваня: Привет, Алина! Как живешь?

Алина: Нормально.

Ваня: А с учебой как?

Алина: Нормально.

Ваня: Ты, говорят, болела? Теперь все в порядке?

Алина: Нормально.

Ваня: Вот так поговорили!

Алина: Нормально…

Ведущий: Убогость языка отражает убогость мышления. Если полистаем сочинения некоторых учеников, вот что увидим.

Слайд 10

« Я ПОМНЮ, КАК ГУЛЯЛ СО СВОИМ ПИРАТОМ, КОГДА БЫЛ МАЛЕНЬКИМ ЩЕНКОМ».

«ЛЯГУШКА ПЛЫЛА, ГРЕБЯ НОГАМИ И РУКАМИ».

«НА ГОЛОВЕ У ДЕВОЧКИ БЫЛА БЕЛАЯ ПАНАМА И СИНИЕ ТУФЕЛЬКИ».

«ЛОСЕНОК МИШКА ЗА ТРИ ГОДА ПРЕВРАТИЛСЯ В БОЛЬШОГО И СИЛЬНОГО МЕДВЕДЯ».

Ведущий: Ребята 6 класса и я продемонстрировали еще два недостатка современной речи – бедность словаря и употребление в речи слов-паразитов (Приклеивает на доску стрелку с надписью «Бедность словаря» и «Слова-паразиты»).


Титенюк Марина:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.. . Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» - так писал Иван Сергеевич Тургенев.

Ведущий. В нашей стране берегли язык всегда. Были годы, когда в России пытались навязать французскую речь. А гувернерами к детям приглашали немцев. Что из этого получилось? В стихотворении «Язык России» ответил на этот вопрос Алексей Марков.

Слайд 11

Санин Иван:  
О, как французским усмиряли 
Вольнолюбивый мой язык! 
Сперва к салонам примеряли, 
Но он к салонам не привык. 
Пропахший порохом и потом, 
Был на конюшню сослан он. 
Протестовал там, но работал 
Его кузнечный добрый звон...

Его монголы укрощали, 
Плетьми стегали на бегу. 
А он, без жалоб и печали. 
Богаче стал назло врагу. 
Язык мой немцы сокращали. 
В учителя пробравшись к нам. 
От слов мужицких очищали: 
Зачем России лишний хлам?

 Богданов Саша:

Но так заботилась о русском 
Не потому ль ученых рать. 
Что слишком тяжкая нагрузка 
Язык как следует узнать?

  Да мало ль кто удобной ванной 
Хотел бы сделать океан? 
А он, безмерный, разливанный. 
Народу во владенье дан! 
Ты никогда не станешь тусклым, 
Не охладеешь ни на миг. 
Я кланяюсь тебе по-русски, 
Язык прапрадедов моих!

Ведущий: К сожалению, в настоящее время многие и не задумываются о бережном отношении к языку. А дети, речь которых так бедна, рано или поздно становятся взрослыми.

Сценка «Милиционеры»

2 милиционера работают с бумагами. Раздается телефонный звонок.

Роман: Да! Але! Нет. У меня нету время. ( Кладет трубку. Работает. Снова телефонный звонок)

Роман: Да… Я же сказал : у меня нету время. (Бросает в сердцах трубку, говорит другому милиционеру): ЗвОнят, звОнят, не дают докУменты оформить.

Иван: Шо там у тебя?

Роман: Утопленник. Не знаю, как дело назвать.

Иван: Назови «Убийство».

Роман: А вдруг не убили?

Иван: Тогда «Самоубийство».

Роман: А вдруг убили? Назову дело так: «Дело об утопатии».

Иван: По – моему, такого слова нет. Напиши: «Дело об утонутии».

Роман: Нет, не звучит. Назову так: «Дело о добровольном вхождении в воду и невыходе из нее».

Иван: Здорово!

Встают, собирают бумаги на столе. 1 напевает «Наша служба и опасна, и трудна…» и уходят.


Ведущий: Какие речевые ошибки были допущены? Назовите их и исправьте.

А.П.Чехову принадлежит фраза «Умервщление произошло по причине утонутия». Он в своих произведениях пародировал канцелярский стиль. КАНЦЕЛЯРИЗМЫ – враги литературного языка, лишают речь необходимой простоты, живости, эмоциональности. ((Приклеивает на доску черную стрелку с надписью «Канцеляризмы»).


Ведущий: «Что такое Родина? – писал А. Н. Толстой. – Это весь народ. Это его культура, его язык». У нас в стране провозглашена свобода слова, но не все понимают, что она сопряжена также с ответственностью за каждое высказывание. Иначе она может обернуться для кого – то позором, для кого – то бедой. Не так ли? Посмотрим фрагмент телепередачи.

ТЕЛЕПЕРЕДАЧА

ВЕДУЩИЙ РУ-ТВ (Лилякова Милена): ХАЙ, друзья! С вами Алекса. А в эфире «горячие» РУ – НОВОСТИ. Известный актер и шоумен Филипп Киркоров выступил недавно на брифинге и заявил, что не будет пролонгировать свои отношения с известным пиар – агентством, о чем уже уведомил месседжем его офис – менеджера. Его промоушином будет заниматься другое агентство, которое имеет гораздо более гламурный характер. На презентации новой шоу – риллы бренд–менеджер сказал ньюсмейкерам: «Эта крутая лав – стори вызовет реальный саспенс, в то же время экшн заставит испытать натуральный драйв. Мы надеемся на сиквел». Бай!

Ведущий: Интересно, сама Алекса поняла, о чем сказала? А вы, ребята? Из – за чего возникло непонимание? Наше слепое подражание Западу, в том числе и в языке, наносит непоправимый вред русской речи. ((Приклеивает на карту России черную стрелку с надписью «Неоправданное употребление иностранных слов» и «Слова – варваризмы»).


Кужелева Настя:

Алексей Максимович Горький считал русский язык могучим орудием культуры. «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка, - писал он, - есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено - тем оно победоносней».

Ведущий:

Слава русской речи велика,

Год от году все сильней становятся

И острей граненого штыка

Наши поговорки и пословицы.

Ребята, какие пословицы подтверждают эту мысль поэта? (Дети говорят по очереди русские пословицы.)

 5 класс:

- На пословицу ни суда, ни расправы. 
- Сила народа сильней ледохода. 
- Искру туши до пожара, беду отводи до удара. 
- Способность без труда не приносит плода. 
- У плохого мастера и пила тупая. 
- Без столба и забор не стоит. 
- От совести не утаишь. 
- Увечье честь не отнимет. 
- Без терпенья нет уменья. 
- Захочешь - на гору вскочишь, а не захочешь - и с горы не съедешь. 
- Дело мастера боится. 
- Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется. 
- Желанная работа светлее солнца. 
- Старый верблюд не боится тяжелой клади. 
- Уменье работать дороже золота. 
- Хороший кузнец по пальцу не ударит, искусная швея нитку не запутает. 
- Птице - поля, человеку - мир. 
- По крыльям - полет, по делу - почет. 
- По работе плата, по товару и цена. 
- К празднику готовься, а буден не срами.

Слайд 12

 Ведущий. Не обошли своим вниманием русский язык и национальные, и зарубежные поэты. Киргизский поэт Кубаныч Акаев писал о русском языке так: 
Дьяченко Карина

Полон ты любви и красоты, 
Ты - язык победы и мечты. 
Я, владея русским языком. 
Вижу мир с прекрасной высоты.


Слайд 13

Ведущий: А вот как отзывался о русском языке татарский поэт Ахмед Ерикеев: 
Разувайлова Наташа

Мне, нерусскому, близок и дорог 
Замечательный русский язык, 
Я постиг его строй в разговорах 
И к нему, как к родному, привык. 
Как же может быть речь не родною, 
Если с ней я богаче стократ! – 
Пушкин, Герцен, Некрасов со мною 
На одном языке говорят. 
Песнетворчества русского гений 
Окрылил мой неопытный стих. 
В дом вошли и Толстой, и Тургенев – 
Много в жизни узнал я от них... 
 
О Россия! Нет песни чудесней. 
Чем твоя, величавая мать. 
Свои самые первые песни 
Я старался по-русски слагать. 
Мне открыла сокровище мира. 
Все, что я буду вечно беречь, 
Вдохновенная русская лира, 
Многозвучная русская речь.

 

Ведущий: Надеюсь, каждый из вас осознал ту опасность, которая угрожает русскому литературному языку . В наше время защищать язык просто необходимо, ситуация намного серьезнее, чем в другие периоды русской истории. Еще о многом мы не сказали. Разговор – впереди! Российское правительство, понимая серьезность проблемы, объявило 2015 год Годом литературы и родного языка. С начала этого года были проведены самые различные мероприятия во всем мире, направленные на сохранение русского языка и русской литературы.

-А что для этого можем сделать мы с вами? Мы выявили сегодня врагов русского языка,

 а где же друзья русского литературного языка? Да вот они, словари и книги, а также неравнодушные люди. Ведь начинать надо с себя, потому что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

Михаи́л Ива́нович Кали́нин , советский государственный и партийный деятель,  обращаясь к выпускникам школ, говорил: «Прежде всего вы должны знать русский язык... Ведь нет такой науки, которую вам придется изучать в будущем, и нет такой сферы общественной деятельности, где бы ни требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такое знание необходимо, для того чтобы правильно и точно выражать свои мысли, чувства, самые глубины переживаний». 
Русский язык вечен, насколько вечно человечество. Русский язык — это национальное достояние великого народа, преданно любящего свою Родину.

Слайд 14

 Наш сегодняшний урок мне хотелось бы завершить стихами узбекского поэта
Сабира Абдуллы. 

Чепига Алина

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
Слайд 15

 

 

 







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект открытого урока "Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..."

Автор: Жарова Татьяна Анатольевна

Дата: 30.09.2015

Номер свидетельства: 235177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока на тему "Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина Премудрый пискарь". "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-na-tiemu-analiz-skazki-m-ie-saltykova-shchiedrina-priemudryi-piskar"
    ["file_id"] => string(6) "193928"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427712552"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему: "Буддизм и его философская сущность" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-buddizm-i-iegho-filosofskaia-sushchnost"
    ["file_id"] => string(6) "112180"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408385647"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства