kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 10 классе. Раздел "Лексика и лексикология". Тема "Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпиграфом к данному уроку служат слова Н.В.Гоголя - Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко  сказанное русское слово. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе. Раздел "Лексика и лексикология". Тема "Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова."»

Урок РЯ в 10 кл. РАЗДЕЛ: ЛЕКСИКА И ЛЕКСИКОЛОГИЯ.

Тема урока: Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова: точность словоупотребления. Многозначные слова: прямое и переносное значение слова ( метафора, мотонимия, синекдоха).

Цель урока: систематизировать знания по разделу «Лексика»; повторить и обобщить знания о слове как о центральной единице языка .

Задачи урока: 

Обучающая: повторить теоретический материал по теме «Лексика», вспомнить основные лексические понятия: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова.

Развивающая: развивать логическое и образное мышление, речь обучающихся, обогащать их словарный запас, точность словоупотребления, учить

Воспитательная: воспитывать интерес к слову и к родному языку.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: сообщение нового материала с элементами беседы; работа со словарем; закрепление теоретического материала на практике.

Оборудование: Учебник.. Русский язык. 10-11 класс (А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченкова), презентация к уроку, С.И. Ожегов « Толковый словарь русского языка». В.И. Даль. «Иллюстрированный Толковый словарь русского языка. Современное написание».

Ход урока

1.Организационный момент.

- приветствие

- слово учителя: СЛ1. Итак, ребята сегодня мы продолжаем с вами грызть гранит науки. Сегодня и в течение целого месяца мы будем изучать новую и интересную тему, в результате которой снова напишем диктант с грамматическим заланием ( тест). Я ОЧЕНЬ надеюсь, что результаты третьего КД и меня и вас порадуют, потому что тема действительно интересная, не скучная и полезная.



2. Мотивация к учебной деятельности.

-СЛ2. Вчера на уроке я вам диктовала диктант, я произносила …(ЧТО?) – звуки, а вы с помощью (ЧЕГО?) букв эти звуки превращали во (ЧТО?) …СЛ3. в слова. Открыв некоторые тетради, СЛ4.я даже испугалась. И так напряженно проверяла, что даже видела перед собой… СЛ5. – круги, так что сама начинала волей – неволей СЛ.6 -рисовать…. А мне нужно видеть СЛОВА!!! Сл.7 - Красиво и правильно написанные! Но это только диктант! А в каком виде письменной работы, кроме диктанта, ещё требуется красивое, правильное и точное написание слов? (СОЧИНЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ).

- Кто из вас, готовясь дома к письменному творческому заданию рисовал различные узоры на черновиках?

- А кто из известных поэтов тоже так делал? Кто рисовал сюжеты своих произведений между строк в черновиках? (ПУШКИН)

- Знаете, существует целая наука по рисованию закорлючек, но об этом позже – в конце урока.



3. Этап определения темы урока и целеполагания.

-Тема-?

- Где тебе пригодится точное значение слова?


4. Этап актуализации.- Сл.8, 9

- Запишите дату, тему урока и эпиграф (правила оформления эпиграфа).

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.  Гоголь Н.В.

- Беседа по теме:

Какие единицы языка вы знаете? (Фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение).

-Какая самая наименьшая и самая наибольшая единица языка? (Наименьшая - это фонема, наибольшая – это предложение).

Тем не менее, слово — особая, важнейшая единица языка . Слово так или иначе связано со всеми единицами.

-Какой раздел науки о языке изучает фонему? (Фонетика), морфему? (Морфемика), словосочетание и предл.? (Синтаксис), Слово с точки зрения его грамматического значения? ( Морфология) , слово с точки зрения его ЛЗ? (Лексикология)


Все верно, Основным объектом изучения лексикологии является слово как лексическая единица языка. Но слово изучается и другими разделами науки о языке: морфемика изучает структуру слова, морфология-слово как часть речи, фонетика как комплекс звуков речи).

Слово не является самой мелкой или самой крупной единицей языка. Однако именно слово, а не звук, не морфему и не предложение мы воспринимаем как центральную единицу языка.

(В слове отражено все многообразие окружающего нас мира, наши чувства, ощущения, переживания. Слово сопровождает нас в течение всей жизни, оно часть нашей жизни.)

Слово дано человеку для воплощения и передачи мыслей, чувств, которыми он обладает, другим людям. В богатейшем наследстве, оставленном нам предками, может быть самое драгоценное – язык. А язык начинается со слова. В Библии сказано: «В начале было слово», где слово – это что-то бесценное, важное.

Слово - это памятник культуры, это живое свидетельство нашей истории. В словах живёт прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт. Слова отражают особенности трудовой деятельности людей, традиций, обычаев, исторических этапов развития государства, народа, искусства, словесности.

О слове создано много пословиц и поговорок. Написано много стихотворений.

Так поэт Вадим Шефнер говорил в стихотворении «Слова».

Много слов на земле: есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова - словно раны, слова – словно суд.

С ними в плен не сдаются, и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.


Я считаю, что все мы убедились, что слово является важнейшей единицей языка.

- Что такое слово? Слово – это сочетание звуков, выражающее определенное понятие и выполняющее назывную (номинативную) функцию. Назовем признаки слова.


Итак:

1. Слово обладает определенным лексическим значением. Скажите, может ли слово выражать дополнительные оттенки значения? (Да, слово может быть эмоционально окрашенным. Приведите примеры-ключик, замочек, мамочка,).

2. Может быть эмоционально окрашенным. Но одного значения мало. Без чего бы еще не было бы слова? (Без звуковой оболочки).

3.Имеет звуковую оболочку. Скажите, как мы используем слова: придумываем ли каждый раз заново или извлекаем из памяти готовыми?

4. Этот признак слова называется воспроизводимостью.

Итак, обратите внимание на слайд и назовите еще раз признаки слова.

  1. Слово обладает лексическим значением

  2. Может быть эмоционально окрашенным

  3. Имеет звуковую оболочку

  4. Обладает воспроизводимостью



Скажите, а как называются все слова русского языка? (лексика). А откуда мы можем узнать лексическое значение слова (из словаря). Существует огромное количество разных типов словарей, но наиболее понятным и удобным в использовании является «Толковый Словарь русского языка» С. И. Ожегова.



(Наша речь-это показатель нашей культуры, образованности, интеллекта. Чем больше слов знает человек и употребляет их грамотно , тем образней, выразительней его речь. - Как называется словарный запас человека ? -Что может сказать о человеке его лексикон?

Вспомните хрестоматийный пример из художественной литературы, героиня которого имела лексикон меньше, чем у племени мумба-юмба .

В словаре Пушкина насчитывалось 21тысяча слов, в то время как у его современников в среднем от 10 до 12 тыс. Лексикон М. Горького насчитывал уже 30 тыс.

-Как вы думаете, с чем это связано? (язык постоянно пополняется новой лексикой)

5.Этап первичного закрепления знаний.

- Вспомните слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел» - Каков их смысл?

УПРАЖНЕНИЕ «Лексические нормы» -Каково лексическое значение слов АВТОБИОГРАФИЯ - Выберите правильный вариант:

А) Моя автобиография

Б) Своя автобиография

В) Моя биография

Г) Написать автобиографию А.Ахматовой. т - Объясните ошибки

6. Этап самостоятельной работы.

*Упражнение « РЕДАКТОР» -Исправьте лексические ошибки. Спишите предложения в исправленном виде.

1.Очередной рейд выявил плеяду курильщиков.

2.В селе Панченково возвели новый коровник и воздвигли баню.

3.В этом учебном году наблюдается чудовищное ухудшение качества знаний по русскому языку в некоторых классах.

4.Женя и Марина впервые познакомились в 2001 году.

5.В декабре месяце у нас снова будут каникулы!


Плеяда - Группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.

Чудовищный-вызывающий чувство ужаса, необычайный по своим отрицательным качествам, крайне большой, весьма значительный

Воздвигнуть-строить, сооружать (обычно что-л. высокое, значительное); возводить.

Впервые –лишнее слово, т.к. познакомиться можно только один раз.

В декабре месяце –лексическая избыточность


Есть в РЯ слова, у кот. н одно ЛЗ. Многозначные слова – это слова, у которых есть минимум два лексических значения. Явление многозначности называют ПОЛИСЕМИЕЙ ( от греч. – много, - знак). Большинство слов в РЯ полисемично. При этом они схожи по каким-то параметрам, например, внешнему виду или функциональному назначению. А понять, о чем конкретно идет речь, можно только из контекста всей фразы.

Например, возьмем слово КНОПКА. Если спросить нескольких людей, что оно означает, то можно получить совершенно разные ответы.

Так, один человек скажет, что речь о канцелярской кнопке, с помощью которой крепят бумагу к доске. Другой вспомнит, что это вариант фурнитуры на одежде, которая помогает застегнуться. И наконец, третий решит, что его спрашивают о кнопке дверного звонка или той, с помощью которой военные могут запустить ракеты. И все будут правы! Приведите примеры многозначных слов.

(Приведем еще примеры самых популярных многозначных слов:

  1. НОЖКА – стола или стула, гриба или цветка, циркуля, ласковое название ноги человека;

  2. ШЛЯПКА – женский головной убор, опять же гриба, гвоздя;

  3. ХВОСТ – животного, самолета, поезда, очереди;

  4. ПЕРО – ручка или оперенье птицы;

  5. РУКАВ – часть одежды, ответвление реки, труба для отвода газа или жидкости (пожарный).



Задание: найти однозначные и многозначные слова в стих. Пастернака.- СЛ.

Есть в русском языке и настоящие рекордсмены среди многозначных слов. Например, у слова ЗЕМЛЯ около 10 различных значений (планета, почва, территория, синоним суши, стихия и прочее). Но еще больше у глаголов БРАТЬ (14) и ИДТИ (26).



Разница между многозначными словами и омонимами

Эти два понятия в русском языке легко спутать. Оба означают слова, которые похожи при написании и произношении, но при этом под ними скрываются совершенно разные предметы. Но есть принципиальная разница.

У многозначных слов есть общий признак, который может заключаться во внешней или функциональной схожести. А омонимы — это слова, означающие совершенно разные вещи, не имеющие ни единой схожей черты. Например Слово КОСА.

*Упражнение: Объясните, почему у инстранцев вызывает недоумение следующая фраза?

За песчаной косой лопоухий косой пал под острой косой косой бабы с косой?


КОСА – многозначное слово.


Многозначные слова в прямом и переносном смыслах

Большинство многозначных слов появилось в результате переноса качеств одного слова на другое.

То есть первое употребляется в прямом смысле, а все остальные – в переносном.

  1. ГАСНЕТ свет – ГАСНЕТ звезда (звезда не гаснет, ее просто становится не видно);

  2. ДРЕМЛЕТ человек – ДРЕМЛЕТ камыш (растение просто не шевелится);

  3. ХРАНИТЬ деньги – ХРАНИТЬ память (сохранять нечто ценное);

  4. ЗВЕЗДА на небе – ЗВЕЗДА на сцене (сияет ярко);

  5. ГЛУХОЙ старик – ГЛУХОЙ переулок (неслышно ни звука);

  6. Синее МОРЕ – МОРЕ света, МОРЕ слов (нечто огромное);

  7. ОТЕЦ мальчика – ОТЕЦ информатики (давший жизнь, стоявший у истоков).

На принципе переносного значения слов строятся следующие литературные приемы: МЕТАФОРА, МЕТОНИМИЯ И СИНЕКДОХА. Это – Изобразительно-выразительные средства РЯ – ТРОПЫ ( греч. – поворот, перенос) – слова и обороты. Употребленные в переносном значении.

Метафора – эт слово или выражение, употребляемое в перен. Значении на основе сходства кот. наблюдается у предметов или явлений. При их сравнении, сопоставлении.

Солнце золотило верхушки деревьев.



Метонимия – эт слово ил выражение, употребляемое в перен. Зн., где в основе переноса лежит смежность явлений внутренняя или внешняя связь между предметами.



Лес поёт. Вместо- В лесу поют птицы.

Метонимия - это перенос названия с одного предмета или явления на другой на основе смежности, близости, очевидности связи между ними. Примеры: "Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом - люди согреваются." (В. М. Шукшин). "...Не то на серебре, на золоте едал!" (А. С. Грибоедов). "Все флаги в гости будут к нам." (А. С. Пушкин).




Рефлексия. Итог урока мы подведем в виде лексического диктанта. По толкованию вы вспоминаете и записываете термины . Все они встретились вам в ходе изучения материала урока. На полях поставьте себе ту оценку, на которую вы оцениваете свои знания, полученные на уроке.

1. Все слова русского языка (лексика).

2. Раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология)

3.То, что слово обозначает (лексическое значение слова).

4.Слово, имеющее одно л. Значение ( однозначные слова).

5. Слово, имеющее несколько лексических значений) ( многозначные слова).

6.Явление многозначности (полисемия)

Сверьте ответы со слайдом. Изменилась ли ваша оценка?



Домашнее задание

Для всех: 1.Выполнить упр. 51, с. 51

Индивидуальное задание:- Найти лексическое значение данных устойчивых выражений.

Alma mater, a priori, carte blanche, post faktum, post scriptum, salto mortale, status qwo, yolens nolens.

-Всем спасибо за урок. Оценки.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Стасюк Ирина Валериевна

Дата: 08.10.2020

Номер свидетельства: 559454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-o-chiem-ghovoriat-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403689137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства