-способствоватьформированию умений договариваться о совместной работе, формирование умения участвовать
в коллективном обсуждении проблемы;
-развитие навыков монологической речи;
-развитие навыков индивидуальной и групповой работы;
-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Прогнозируемые результаты: умение отличать сложносочиненное предложения от простого с однородными членами, умение различать виды сложносочиненного предложения, находить сложносочиненные предложения в тексте.
Ход урока
Организационный этап.
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу.
Учитель: Здравствуйте! Подарите, пожалуйста, друг другу улыбку! Пусть в нашем классе станет чуточку светлее!
2. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Ребята! Тему урока вы определите самостоятельно. Она состоит из двух слов. Первое часть слова – антоним к слову – простое; вторая часть – синоним к слову творить, и средняя единица синтаксиса.
Пожалуйста, самостоятельно запишите тему урока в тетрадь.
Работа с Таблицей «Знаю – хочу знать — узнал».
Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Что такое сложносочиненное предложение?
Какими бывают сложносочиненные предложения?
Устно сформулируйте цели урока.
3. Первичное усвоение новых знаний
Что такое знания? Знания –это проверенная информация. И сегодня я вас научу некоторым способам работы с информацией. В этом нам поможет учебник. Какие еще источники информации вы знаете? Откройте учебник на странице 28, параграф № 6.
Работаем в парах с упражнением № 37 .Прочитайте и сравните предложения из рассказов В. Астафьева. В каких предложениях части являются равноправными по смыслу, а в каких одна часть зависит от другой?
Вспомним алгоритм анализа сложного предложения.
На что мы обращаем внимание, анализируя сложные предложения?
Количество грамматических основ.
Определить, с помощью чего связаны части сложного предложения
Если предложение союзное, попробовать от одной части предложения к другой задать вопрос.
Определить, какой союз по значению соединяет части сложного предложения.
Проверка № 37
4. Работа с теорией учебника. ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).
Изучите теоретический материал учебника ( с.28), обратите внимание на «Памятку» на с. 29
Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. Предлагаю вам изучить материал не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё мнение с помощью специальных знаков.
Сделайте пометки на полях: «+» - если считаете, что это вам известно;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Обсуждение работы с теорией учебника.
Первичная проверка понимания теории.
Отдыхаем, играя. Предлагаю игру « Верите ли вы, что…?» а) Сложносочиненное предложение – сложное предложение, состоящее из двух и более частей, связанных между собой с помощью интонации и сочинительных союзов (Да).
б) От одной части сложносочиненного предложения к другой можно задать вопрос (Нет).
в) Части сложносочиненного предложения связаны между собой только с помощью интонации ( Да).
г) Части сложносочиненного предложения связаны с помощью подчинительных союзов(Нет).
д) Части сложносочиненного предложения соединяются между собой с помощью соединительных, противительных и разделительных союзов (да).
5.Закрепление
Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике.
1.Выполним № 38 с.28. Записываем предложения 1- 3 , анализируем их.
Чем они похожи, чем различаются?
Подбор подходящего союза с. 29 № 39
Работаем в группах: 1 группа работает с предложениями 1, 2
2 группа- 3,4 предложения
3 группа – 5,6 предложения
Попробуйте определить, к какому виду относятся данные сложносочиненные предложения.
Взаимопроверка.
6.Работа с текстом
Я надеюсь, что вы уже безошибочно находите сложносочиненные предложения Проверим, сможете ли вы найти сложносочиненные предложения в тексте.
Работа с текстом упражнения 40 . ( фрагмент заметки Д. Лихачева « О русской природе». Определите стиль и тип текста. Какие слова вызвали затруднения в понимании?
Вспомните название картины и автора, с которой ассоциируется данный текст( Илья Репин « Бурлаки на Волге»). Художественное произведение? ( Н.А. Некрасов « На Волге»)
Выполним первое задание № 40 с.30. выпишите из текста ССП. Какими союзами соединяются части.
7. Проверка уровня усвоения материала
Я надеюсь, что материал сегодняшнего урока стал понятен всем. Вам предстоит выполнит следующее задание. Затем вы проверите работы друг друга, а потом сверитесь с ответами, записанными на доске.
1.Выписать номера предложений:
1-й ряд
2-й ряд
3-й ряд
ССП с соединительными союзами
ССП с разделительными союзами
ССП с противительными союзами
1. Вот идет Ермил к лошади,а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет… (Тургенев И.С.)
2.То слишком морозит , то моросит дождь. ( Пришвин М.)
3. Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. (Пушкин А.С.)
4.Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки обойдёт.(Васильев С.)
5. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.(Короленко В.)
6.То падали листья вместе с хлопьями сырого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце. (А. Платонов)
7. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. (Паустовский К.Г.)
8. Бабушки, должно быть, все очень хорошие, у нас тоже хорошая была
9. В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально.(Чехов А.П.)
используя сложносочинённые предложения разных видов
2.Работаем в группах.Творческое задание.
Используя слова из орфографического практикума, придумайте и запишите ССП с разными союзами, постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ.
8. Подведение итогов урока
Ребята, у нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Что же мы должны в неё написать? (Посмотрите на неё и допишите всё, чтобы не осталось пустых ячеек)
Узнал
ССП делятся на ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами.