Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Жи-ши"»
Ткаля А.А.
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с правилом написания слов с сочетаниями жи – ши; научить писать слова с сочетаниями жи – ши; вырабатывать навыки грамотного письма; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся писать слова с сочетаниями жи – ши.
Метапредметные:
регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят коррективы;
познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебно-познавательной задачи информации в учебнике; овладевают речевыми умениями и умением логически мыслить, развивают внимание,
коммуникативные – принимают участие в работе парами, проявляя этические правила и нормы совместной деятельности и сотрудничества.
Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический.
Образовательные ресурсы: звуковые карточки-модели (у каждого ребенка), шаблоны для составления схем предложений (у каждого ребенка), картинки-отгадки, конверт со слогами, УМК «Кирилла и Мефодия».
Ход урока
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок −
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Записываем число, классная работа в рабочую тетрадь.
II. Сообщение темы урока.
– Прочитайте слова на доске.
Лыжи, шина.
– Какая орфограмма спрятана в этих словах? (жи-ши – показ на доске)
- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? (Правописание ЖИ-ШИ)
- Чему будем учиться сегодня на уроке? (Узнать есть правило для написания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Научиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.) Цели урока появляются на доске.
- А почему? Ведь буква И дает мягкость предшествующему согласному звуку. (Эти звуки всегда твердые).
- Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку про буквы Ж и Ш.
Сказка «Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И»
Давным – давно, ещё сто лет назад, буквы только начинали знакомиться друг с другом. Жили они в посёлке, который назывался Алфавит. И жили в этом посёлке одни только буквы от А до Я. Все буквы дружили друг с другом.
А буквы Ж и Ш сначала подружились с буквой Ы, но потом поссорились и больше их вместе никто никогда не видел. Потом Ж и Ш подружились с буквой И, и им вместе было так хорошо, что они решили больше никогда не расставаться. С тех пор буквы Ж и Ш, так и ходят с буквой И парой, крепко держась за руки.
III. Чистописание.
- Прочитайте хором слоги ЖИ и ШИ. Какие виды соединений букв здесь используются? (Верхнее соединение)
- Обратите внимание, при написании слога ШИ соединение немножечко длиннее.
- Первый вариант повернитесь к окну, второй вариант прописывает слоги ЖИ и ШИ на спине соседа. Поменялись! Покажите, чья пара закончила работу.
Физкультминутка
Подготовка руки к письму.
Мы писали, мы писали.
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем и опять писать начнем.
– Выполните письмо по образцу в тетради:
Пишем по 5 сочетаний каждого вида.
Самопроверка.
- Оцените, элемент соединения букв в сочетании ШИ.
-Придумайте и запишите по одному слову со слогами жи и ши.
IV. Работа по теме урока.
1. Запись слов в 2 столбика.
Учитель читает загадку.
– Запишите слова в два столбика: жи и ши.
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка.)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни... (машина).
Работа с интерактивной доской.
- УМК «Кирилла и Мефодия». Обучение грамоте. Урок 12 «Как Ежик читать учился (буквы е, ё, ж, ш)». Задание № 7.
Запись слова ШИШКА.
– Подчеркните сочетания жи–ши.
- Как вы думаете? Какое правило есть в русском языке? (ЖИ – ШИ пиши с буквой И)
- Буквы Ж, Ш и И придумали для всех ребят такое правило:
ЖИ и ШИ такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ
Только с И всегда пиши!
(Хором проговаривают)
Взаимопроверка. Верно записаны слова в каждый столбик?
2. Работа со словами. (Работа в парах)
– «Соберите» слова из слогов и запишите их в тетрадь в 2 столбика. (Одна пара работает у доски, остальные на местах.)
лу
жи
чи
жи
лы
жи
ши
ло
мы
ши
Запись: лужи, чижи, лыжи, шило, мыши.
– Подчеркните сочетания жи–ши.
3. Работа с предложением.
- Составьте предложение из слов. (Устно.) (Один ребенок у доски.)
- Вставьте пропущенные буквы.
- Запишите предложение в тетрадь. Вспомним правила записи предложения.
- Подчеркните односложные слова.
У Маш.. ж..л рыж..й кот.
– Составьте схему предложения.
4. Задание на внимание.
– Я прочитаю вам отрывок из стихотворения Ю.Мориц, а вы послушайте его внимательно и запомните слова с сочетаниями жи–ши.