kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Как тебя зовут? Происхождение имен."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  развитие речи.

Форма урока:урок «открытия» нового знания

Цели урока: представление о происхождении имени людей, пробуждение  интереса к собственному имени.

Развитие исследовательских навыков, привитие интереса к русскому языку.

Воспитание человеческого достоинства, уважения к личности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Как тебя зовут? Происхождение имен."»

Тема: Как тебя зовут? Происхождение имен.


Тип урока: развитие речи.

Форма урока:урок «открытия» нового знания

Метод: наблюдение над языком,частично-поисковый.

Методические приемы: беседа, сообщения обучающихся.

Цели урока: представление о происхождении имени людей, пробуждение интереса к собственному имени.

Развитие исследовательских навыков, привитие интереса к русскому языку.

Воспитание человеческого достоинства, уважения к личности

Планируемые результаты: владение навыками монологической речи; умения делать сообщения на заданную тему, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследовательской деятельности.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения и навыки.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Основные понятия: ономастика, антропонимика, имя.

Оборудование:

  • информационный лист – карточка

  • учебник, тетрадь.



Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… (дети хором) «пять».


- Покажите, какое у вас сегодня настроение. (Дети показывают карточку-пиктограмму)

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. А урок у нас сегодня необычный.



Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные

Цель: переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока,

создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний































3. Постановка учебной цели.


Беседа

- Тема нашего урока связана с традициями русского народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, – наша задача, наш долг.

Ведь мы с вами русские люди?

- Ребята! Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других...

- Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Каждому хочется, чтобы его имя звучало красиво, чтобы оно ласкало слух, звучало как музыка, как легко дующий ветерок, как шелест листочков.

- Как вы думаете, зачем имя нужно человеку?

- Какую информацию несёт в себе имя?

- Легко ли выбрать имя?


Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достояниемгласности благодаря имени.

Обратите внимание на пословицы и поговорки об имени. Как вы их понимаете?


Сын не родился, а уже имя ему дали.

У него доброе имя.

Не позорь моего имени.



Запишите число, классная работа


-Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока



Ответы на вопросы




















Записывают в тетрадь






Запись учащимися числа, «Классная работа»





Формулируют и записывают тему урока


Формулируют цель урока



Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

























Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Творческая практическая деятельность.




















































Физ. минутка (пауза релаксации)



















1.Слово учителя

- Давайте попробуем сделать одно открытие. В русском языке есть много разделов, которые мы изучаем, а существует еще один нами еще не известный. И мы сейчас это услышим.

- Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома – имя. Эта наука выделяет ряд разделов, среди которых существует и раздел антропонuмика (от греческого антропос – человекантропология – наука о человеке).

- В древней Руси в далёком прошлом существовало ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя, – это рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование.

Это специальные слова, служащие для обозначения отдельного человека.

-  Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. 



2. Чтение стихотворенияЮ.Благова.

Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий…Муций…Свен…Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

-Назовём посовременней-

Гелий…Атом…Космодром…

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…

Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой…Сысой…Кузьма…Фома…

Сочинительством премудрым

Занимаясь вчетвером,

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром



3. Беседа по вопросам.

Ребята, почему спорщикам удалось договориться?

(Из любви к ребёнку ему дали понятное всем имя ).



А какова история вашего имени? Расскажите о ней.

- Что означает ваше имя?

- Происхождение имени.

- Почему вас так назвали?

- Ваше имя связано с именем какого-либо родственника?

- Какова судьба этого родственника?

- Как вас называют дома?

- Знаете ли известных людей с вашим именем?



Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Руки, ноги расслабляем и мозги не напрягаем.

Дышим ровно, глубоко. Нам становится легко!







4.Сообщения «Имена Древней Руси», «Революция и имена»





5.Работа на карточках

1. Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

Владеть миром (Владимир )

Любить мир ( Любомир )

Свято славить ( Святослав )

Владеть всем ( Всеволод )

Милая людям ( Людмила )

Богом данный (Богдан )

Борющийся за славу (Борислав)


2.Вспомните имена с удвоенной согласной: ( Анна, Геннадий, Виолетта, Алла,

Инна, Жанна, Савва, Римма…)

3. Вспомните названия растений, цветов, которые созвучны с именами:

(Анна, Лилия, Роза, Маргарита,


Вспомните имена, которыми называют как мальчиков, так и девочек:

( Антон-Антонина, Рим-Римма, Степан-Степанида, Валентин-Валентина,

Василий-Василиса, Александр-Александра, Евгений-Евгения, Виктор-

Виктория, Ярослав- Ярославна…)






6.Работа с учебником

1. Устное выполнение упр. 263.


2.Упр. 261 ( по времени) – письменно.







Записывают в тетрадь

















Слушают стихотворение


















Отвечают на поставленные вопросы




Обучающиеся озвучивают свои примеры








Выполняют движения








Выступления

подготовленных обучающихся




Работают индивидуально на карточках - листах









Выполняют задания, отвечают.














Выполняют задания, отвечают.



Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).





























УУД: регулятивные (работа со словарной статьёй)























Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

5.Рефлексия деятельности.











Определение настроения на уроке

-Что нового узнали на уроке? -Интересно ли вам было узнать о значении своего имени и имен одноклассников?

- Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. У каждого из нас есть свои замечательные личные имена.

Имя и фамилия у тебя одно.
Навсегда тебе оно дано.
Жизнь длинна.
И оттого береги ты его.


- Храните, ребята, свое имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках. Совершайте благородные поступки во имя людей, во имя добра, чтобы сохранить навсегда свое доброе, честное имя.



Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных вам карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.


- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок


Выставление оценок


Обобщают и систематизируют







УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

6. Домашнее задание.

  1. § 44-46 (повторить)


Запись учащимися задания в дневники.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Как тебя зовут? Происхождение имен."

Автор: Кочкарова Светлана Николаевна

Дата: 04.01.2019

Номер свидетельства: 493697

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока окружающего мира "История происхождения имен, отчеств, фамилий" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-istoriia-proiskhozhdieniia-imien-otchiestv-familii"
    ["file_id"] => string(6) "113750"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410971697"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока по теме"Двойные согласные" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-tiemie-dvoinyie-soghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "113271"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409759933"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Местоимение (обобщающий урок). "
    ["seo_title"] => string(37) "miestoimieniie-obobshchaiushchii-urok"
    ["file_id"] => string(6) "101442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства