3. Из каждой пары выберите словосочетание с переносным значением. Запишите эти словосочетания (работа по карточкам)
Золотая осень — золотое кольцо
Мягкий характер — мягкая кровать
Сонные берёзки — сонная девочка
Тяжёлый груз — тяжёлое чувство
Деревянный стол — деревянная походка
III. Сообщение темы урока
Слово учителя.
Слова в речи употребляются не изолированно, по одному, а в сочетаниях. Не все они свободно соединяются друг с другом.
Лексическая сочетаемость слов – это их способность соединяться с определённым кругом других слов. Порой из-за сложности такого выбора в речи допускаются лексические ошибки.
Например, словосочетание "бархатный сезон" (осенние месяцы - сентябрь, октябрь - на юге). Но нельзя сказать: "бархатная осень", к примеру.
IV. Закрепление изученного материала
1. Чтение теоретического материала. Стр. 76
2. Практическое упражнение
Выберите подходящий вариант (правильным может быть одно слово или оба)
1. КРУГЛЫЙ год \ месяц 2. КРУГЛЫЙ сирота \ ребенок 3. ГЛУБОКОЕ детство \ молчание 4. БАРХАТНЫЙ сентябрь \ сезон 5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой \ тишина 6. склонить \ преклонить ГОЛОВУ – выразить уважение 7. язык \ рот ЗАПЛЕТАЕТСЯ 8. уделить \ придавать ЗНАЧЕНИЕ 9. улучшить \ повысить УРОВЕНЬ 10. одержать \ потерпеть ПОБЕДУ
1. КРУГЛЫЙ год. 2. КРУГЛЫЙ сирота 3. ГЛУБОКОЕ молчание 4. БАРХАТНЫЙ сезон 5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой \ тишина 6. УДОВЛЕТВОРЯТЬ потребности 7. ОТЪЯВЛЕННЫЙ негодяй 8. ЗАКОРЕНЕЛЫЙ преступник 9. склонить ГОЛОВУ (преклонить колени) 10. язык ЗАПЛЕТАЕТСЯ 11. придавать ЗНАЧЕНИЕ 12. повысить УРОВЕНЬ 13. выполнить ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 14. одержать ПОБЕДУ 15. уделить ВНИМАНИЕ
Исправьте ошибки
1. Я люблю наши русские березки в их подвенечном саване.
2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки.
3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины.
4.За достигнутые недостатки наш класс ругали на собрании.
5. В этот раз спортсменку преследовала удача.
6. В соревновании любимые фигуристы одержали поражение.
7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в глубокой юности.
8. Контрольную работу нам предложили написать устно.
9. В конце романа Павел Власов - это уже закоренелый революционер.
10. Это не играет никакого значения.
11. Фильм поможет зрителям получить мнение о России.
12. Учащиеся сегодня работали как самые отъявленные отличники.
13. В нашем классе надвигались радостные события.
14. Не будем умалчивать о вопиющих достижениях артистов.
15. В кружок пришли ребята, удрученные опытом.
1. Я люблю наши русские березки в их подвенечном УБОРЕ. 2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают РТЫ. 3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились УЛУЧШЕНИЯ дисциплины. \ НАША ДИСЦИПЛИНА УХУДШИЛАСЬ 4.За ВЫЯВЛЕННЫЕ недостатки наш класс ругали на собрании. 5. В этот раз спортсменкЕ СОПУТСТВОВАЛА удача. 6. В соревновании любимые фигуристы одержали ПОБЕДУ. \ ПОТЕРПЕЛИ ПОРАЖЕНИЕ 7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в РАННЕЙ юности. 8. Контрольную работу нам предложили ВЫПОЛНИТЬ \ СДЕЛАТЬ устно. 9. В конце романа Павел Власов - это уже УБЕЖДЕННЫЙ революционер. 10. Это не ИМЕЕТ никакого значения. \ НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ 11. Фильм поможет зрителям СОСТАВИТЬ мнение о России. 12. Учащиеся сегодня работали как самые отъявленные ДВОЕЧНИКИ. \ КАК КРУГЛЫЕ ОТЛИЧНИКИ 13. В нашем классе ОЖИДАЛИСЬ радостные события. 14. Не будем умалчивать о вопиющих ПРОМАХАХ артистов. 15. В кружок пришли ребята, УМУДРЕННЫЕ опытом.
V. Подведение итогов урока
- итак, ребята, чему был посвящен наш урок?
- какую цель мы поставили в начале урока?
- достигли мы её?
VI. Домашнее задание
Стр. 147, упр. 293
КАРТОЧКА
1. Я люблю наши русские березки в их подвенечном саване.
2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки.
3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины.
4.За достигнутые недостатки наш класс ругали на собрании.
5. В этот раз спортсменку преследовала удача.
6. В соревновании любимые фигуристы одержали поражение.
7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в глубокой юности.
8. Контрольную работу нам предложили написать устно.
9. В конце романа Павел Власов - это уже закоренелый революционер.
10. Это не играет никакого значения.
11. Фильм поможет зрителям получить мнение о России.
12. Учащиеся сегодня работали как самые отъявленные отличники.
13. В нашем классе надвигались радостные события.
14. Не будем умалчивать о вопиющих достижениях артистов.
1. Я люблю наши русские березки в их подвенечном саване.
2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки.
3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины.
4.За достигнутые недостатки наш класс ругали на собрании.
5. В этот раз спортсменку преследовала удача.
6. В соревновании любимые фигуристы одержали поражение.
7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в глубокой юности.
8. Контрольную работу нам предложили написать устно.
9. В конце романа Павел Власов - это уже закоренелый революционер.
10. Это не играет никакого значения.
11. Фильм поможет зрителям получить мнение о России.
12. Учащиеся сегодня работали как самые отъявленные отличники.
13. В нашем классе надвигались радостные события.
14. Не будем умалчивать о вопиющих достижениях артистов.
15. В кружок пришли ребята, удрученные опытом.
2. Выберите подходящий вариант (правильным может быть одно слово или оба) 1. КРУГЛЫЙ год \ месяц 2. КРУГЛЫЙ сирота \ ребенок 3. ГЛУБОКОЕ детство \ молчание 4. БАРХАТНЫЙ сентябрь \ сезон 5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой \ тишина 6. склонить \ преклонить ГОЛОВУ – выразить уважение 7. язык \ рот ЗАПЛЕТАЕТСЯ 8. уделить \ придавать ЗНАЧЕНИЕ 9. улучшить \ повысить УРОВЕНЬ 10. одержать \ потерпеть ПОБЕДУ
2. Выберите подходящий вариант (правильным может быть одно слово или оба) 1. КРУГЛЫЙ год \ месяц 2. КРУГЛЫЙ сирота \ ребенок 3. ГЛУБОКОЕ детство \ молчание 4. БАРХАТНЫЙ сентябрь \ сезон 5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой \ тишина 6. склонить \ преклонить ГОЛОВУ – выразить уважение 7. язык \ рот ЗАПЛЕТАЕТСЯ 8. уделить \ придавать ЗНАЧЕНИЕ 9. улучшить \ повысить УРОВЕНЬ 10. одержать \ потерпеть ПОБЕДУ
2. Выберите подходящий вариант (правильным может быть одно слово или оба) 1. КРУГЛЫЙ год \ месяц 2. КРУГЛЫЙ сирота \ ребенок 3. ГЛУБОКОЕ детство \ молчание 4. БАРХАТНЫЙ сентябрь \ сезон 5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой \ тишина 6. склонить \ преклонить ГОЛОВУ – выразить уважение 7. язык \ рот ЗАПЛЕТАЕТСЯ 8. уделить \ придавать ЗНАЧЕНИЕ 9. улучшить \ повысить УРОВЕНЬ 10. одержать \ потерпеть ПОБЕДУ
Урок № 60
Тема урока: Прямое и переносное значение слова.
Цели: учащиеся знают, какое значение является прямым и переносным;
понимают, как устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
умеют находить слова в переносном значении в тексте, толковом словаре; употреблять в своей речи слова в переносном значении.
Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь, толковый словарь
Ход урока.
1. Организационный момент.
Позитивный настрой
2. Взаимопроверка домашнего задания: упр. 280 (п)
3. Терминологический диктант.
Словарный состав языка называется …(лексика)
То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначным)
Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
4. Введение в тему: Мне не хватает теплоты,- Она сказала дочке. Дочь удивилась: – Мерзнешь ты И в летние денечки? -Ты не поймешь, еще мала, Вздохнула мать устало. А дочь кричит: – Я поняла! – И тащит одеяло.
- Почему девочка не поняла маму?
- О какой теплоте идёт речь? - Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь) – прямое значение слова. - Скажите, а это важно – понимать другого человека? (Да, и в этом нам поможет знание о способности слова иметь наряду с прямым и переносное значение)
-Давайте сформулируем вместе тему нашего урока.
- Какую цель и задачи мы поставим перед собой?
5. Работа с новым материалом.
Чтение правила на стр. 126-129-130-131.
Построение схемы:
Значение слова
прямое переносное
сравнение метафора метонимия
злой, как волк вьюга злится три тарелки съел
6. Работа в группах. Упражнения на закрепление:
Упр. 292 (у) Стихотворение «Всё на всё похоже»
Упр. 287(п) Определить, где прямое значение слова, где переносное.
Упр. 290(п) Найти слова в переносном значении
7.Лингвистическая минутка.
Знаменитый детский писатель К. И. Чуковский записывал высказывания детей, не знавших о переносном значении слов. Послушайте некоторые из них:
а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.
б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы
- А я тогда не пойду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили
в) Мальчика спрашивают о сестре
- Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?
- Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.
г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.
Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
- Почему ты не повесил ее сушить?
- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.
8. Самостоятельная работа с упр. 294(п)
Списать. Расставить пропущенные буквы. Найти метафоры.
Ещё в детстве незабываемо радовались мы первому снегу. Выбежищь, бывало, на поле за ворота- такая засверкает, заблестит вокруг ослепительная белизна! Праздничной скатертью покрыты поля, дороги, отлогие берега реки. На белой пелене снегов отчётливо рисуются лесные опушки. Белые пушистые шапки висят на деревьях. Особенно чистыми кажутся звуки, дальние голоса.
Заячьими, лисьими, птичьими следами расписана белая скатерть снегов.
9.ОдО. Взаимооценивание.
Рефлексия «Моё настроение…, потому что я…»
– Какую новую информацию вы получили на уроке?
– Назовите ключевые слова темы.
– Возникали ли трудности во время изучения нового материала, закрепления?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените работу на уроке.
10. Домашнее задание. § 39, 40, упр. 280(п)
Урок № 48 (_______)
Тема урока: Синонимы. Синонимический ряд..
SMART цель:
учащиеся знают определение синонимов,
понимают роль синонимов в речи;
умеют подбирать синонимы к данному слову; строить синонимический ряд; употреблять синонимы в речи в соответствии с оттенками значений
Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь
Ход урока.
1. Организационный момент.
Позитивный настрой
2. Актуализация знаний
- Что такое лексика?
- Что такое лексическое значение слова?
- Какие слова называются однозначными?
- Какие слова называются многозначными?
- Что вы знаете о прямом и переносном значении слов?
- Объявление темы урока. Формулировка целей урока.
4. Работа с новым материалом.
Синонимы- слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение.
Синонимический ряд – группа синонимов, состоящая из двух и более слов, объединенных общим значением, различаются оттенками взаимно дополняя друг друга.
В дверь диетической столовой Вошёл дракон семиголовый. Он хором "Здравствуйте!" сказал И, улыбаясь, заказал: - Для этой головы, Пожалуйста, халвы. Для этой пасти - Прочие сласти. Для этой головки - Перловки. Для этой глотки - Селёдки. Для этой башки - Пирожки. Для этой рожи - То же. Для этого личика - Два сдобных куличика. Что ещё? Лимонада бутылку, Семь салфеток, ножик и вилку. ( В. Берестов)
6. Физминутка.
Закройте глаза. Представьте себе, что у вас длинный – предлинный нос, как у Буратино. Теперь начните «писать» кончиком этого носика в воздухе цифры от 1 до 10 и обратно.
7. Самостоятельная работа. Упр. 300.
Списать. Вставить пропущенные буквы. Найти синонимы.
Сбегал в лес по грибы. Поднимая подберёзовик, что-то разглядел в папоротнике. Смекнул, не смея довести до сознания, и, когда раздвинул папоротник, увидел гигантский белый гриб. Ножка его была толще моей руки, шляпка, как большая тарелка.
Рядом с этим отцом стояла во всей красоте дочь-тоже взрослая, в малую тарелку, и от неё недалеко другая- тоже в ладонь.
Я хотел уже уходить, как разглядел: за берёзкой, прислонившись к ней, стояла громадная, больше всех, мат семейства.
8. ОдО. Взаимооценивание.
Рефлексия «Что нового я узнал сегодня на уроке?»
9. Домашнее задание: §41 , упр. 303(п)
Урок № 49 (_______)
Тема урока: Антонимы.
SMART цель:
учащиеся знают определение антонимов,
понимают роль антонимов в речи;
умеют подбирать антонимы к словам, употреблять антонимы в речи.
Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь
Ход урока.
1. Организационный момент.
Позитивный настрой
2. Введение в тему:
Продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского:
Крошка сын к отцу пришел. И спросила кроха: Что такое хорошо И что такое плохо? – А как бы вы ответили на этот вопрос? (Хорошо, когда солнце светит, плохо, когда дождь идёт; хорошо, когда люди счастливы, плохо, когда у них горе; хорошо, когда люди здоровы, плохо, когда болеют.)
2. Антонимами являются слова: а) хороший – прекрасный б) трудный – легкий в) широко – узко
3. Антонимами являются слова: а) настоящий – подлинный б) подальше – поближе в) эффектный – эффективный
4. В этом предложении есть антонимы: а) Без труда не выловишь и рыбку из пруда. б) Береги платье снову, а честь смолоду. в) От доброго не бегай, а худого не делай.
5. В этом предложении есть антонимы: а) Век живи – век учись. б) Волков бояться – в лес не ходить. в) От нужды умнеют, а от богатства глупеют.
Задание №1.
Подобрать к слову из левой части антоним из правой
злоба холодно
стужа доброта
ответ жара
бегом вопрос
жарко шагом
Задание №2. Закончить пословицу
Ученье – свет, а неученье – ( тьма)
Знай больше, а говори ( меньше)
Ласточка день начинает, а соловей ( кончает)
Смелый побеждает, а трус ( погибает)
Лучшая вещь новая, а лучший друг ( старый)
Мир строит, а война ( разрушает)
Задание №3.
Упр. 306 (п) Вставить антонимы в пословицы.
Утро … (вечера) мудренее. Дело веди, а ….(безделье) гони. Больше знай, да …(меньше) болтай. Близкий сосед лучше…(далёкой) родни. Вещь хороша, когда новая, а друг-…(старый). В умной беседе ума наберёшься а …(глупой) свой растеряешь. Человек от лени болеет, а от (труда) здоровеет. Лучше горькая правда, чем сладкая… (ложь). Лучше пить воду в радости, чем мёд в …(горе)
Задание №4.
Упр. 309(п) Списать. Найти пословицы.
Доброго держись, а от худого удались. Добрая слава летит, а худая далеко бежит. Где гор, там и радость. Сытый голодного не разумеет. Злому не вверяйся, добрых не чуждайся. Маленькое дело лучше большого безделья.