kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Йотированные буквы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятие о двойственности йотированных букв

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Йотированные буквы"»

Урок русского языка по теме "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;

  • сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

  • продолжить формировать навык транскрибирования;

ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.

УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.


А) Устный опрос.

- Сегодня мы продолжаем работать над темой «Звуки и буквы». Чем отличаются буквы от звуков? Вспомните, какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

- Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)

- Расскажите, на какие группы делятся согласные звуки? (Устные ответы учащихся)

- Сколько всего гласных букв?(10)

- Сколько всего гласных звуков? (6)

- Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6.

- Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков - 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)

- А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (Нет). Почему?

Учитель:  Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука.

Б) Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков:

Пеньки (6б, 5зв.), рожь (4б., 3зв.), солнце (6б., 5зв.).

III. Объяснение нового материала.

  1. Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.

  2. Открываем тетради, записываем число и тему урока.

  3. Орфографический диктант

Ярко сия...т

Пушистый сне..

Н..вогодняя ёлка

Гла..кий съе..

Тёплые варе..ки


4. Фонетический разбор слова «снег». 1 ученик у доски делает разбор.

5. Орфоэпическая работа.

-Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА.

-Обратите внимание, что произносится оно по другому "яи(ш)ница"!

-Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.)

-Составляем словосочетание.

-Возьмём одно из предложенных - вкусная яичница!

-Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос)

-Какое это словосочетание? (Именное)

-А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные)

-Что такое словосочетания? (Два слова, связанные по смыслу и грамматически)

-В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака)

6. Синтаксический разбор. Следующее задание: записать предложение и разобрать под цифрой 4.

-Как называется этот разбор? (Синтаксический)

сущ. гл. прил сущ.

Мама приготовила вкусную яичницу. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

-На какие вопросы отвечает обстоятельство?

-Чем является в предложении дополнение?

-Как подчёркивается определение?

-Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске.

Мера[м`эра]

Полёт[пал`от]

Клюв [кл`уф]

Сяду [с`аду]

-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных)

-Сколько звуков они обозначают?(1)

-После каких согласных они стоят? (После мягких)

-Решите эту пропорцию, записав её в тетради.

-Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е )

`А `У `О `Э

-Почему?

-Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук?

(обозначают 1 звук , когда стоят после мягких согласных)

-Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.

-Работаем со следующим столбиком. К доске :::

Ем [й`эм]

Ёлка [й`олка ]

Юг [й`ук ]

Ясный [й`асный` ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)

-С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)

-Подходит оно под наше правило (Да)

-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)

-Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.

-Записываем следующий столбик:

Боец [бай`эц ]

Приём [пр`ий`ом ]

Каюта [ кай`ута ]

Стоят [стай`ат ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной )

-Сколько звуков обозначают? (2)

-Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.

-Записываем следующий столбик:

отъезд [атй`эст ]

съёмка [сй`омка ]

вьюга [в `й`уга ]

обезьяна [аб`из`й`ана ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или Ь знаков)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука.

-Ещё раз обратите внимание на слайд: сколько букв там отображается - 4, а сколько звуков они дают- 2.

-А при каких условиях, кто может сказать? ( В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака)

-Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции? ( Не хватает запятой после Й)

-А зачем она нужна? ( Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий)

-Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?

Таблица "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

Обозначает 1 звук

Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк)

В начале слова (яма)

После гласных(баян)

После Ъ и Ь(съел, вьюга)

IV.Закрепление материала.

  1. Выборочный диктант.

-Запишите слова в 2 столбика: 1 звук и 2 звука

ВЬЮН, ЕДА, СЪЁМКА, РЮМКА, ПОЛЕТ, ЁЖ, ПОЕЗД, ПЬЁТ, ЧЕСТЬ.

или

слайды с изображениями животных

-Но у этих букв есть ещё одна роль-

Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р- стала мягкой , а если поменяем букву на А- станет твёрдой.

-Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный.

-Можно ещё привести примеры.

Вывод: какая роль у этих букв?

Приложение 1


Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился.

Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.

( В. Драгунский)



Задания:

  • Прочитайте. Докажите, что перед вами текст.

  • Озаглавьте текст.

  • Какая основная мысль текста.

  • К какому стилю речи можно отнести этот текст?

  • Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

  • Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.























Приложение 2

Тест по теме «Фонетика».


I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:

1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд.


II. Какие из указанных букв названы неверно:

1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ».


III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:

1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта.


IV. Какие из данных согласных являются звонкими:

1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в.


V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю.

Какие из данных слов отступают от данного правила:

    1. брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри.










































1. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) в..юга
2) руж..ё
3) под..езд
4) кар..ера

2. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) об..явление
2) комп..ютер
3) бур..ян
4) солов..иная трель

3. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) вороб..и
2) пред..юбилейный
3) мурав..ед
4) п..еса

4. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) об..скакать
2) в..ётся по стене
3) об..езжать вокруг
4) пол..ёт цветы



1. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) в..юга
2) руж..ё
3) под..езд
4) кар..ера

2. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) об..явление
2) комп..ютер
3) бур..ян
4) солов..иная трель

3. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) вороб..и
2) пред..юбилейный
3) мурав..ед
4) п..еса

4. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) об..скакать
2) в..ётся по стене
3) об..езжать вокруг
4) пол..ёт цвет

5. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) ател..е
2) поют солов..и
3) плат..е
4) с..ёмки фильма

6. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) птич..и голоса
2) пред..явить пропуск
3) бул..он
4) прем..ера

7. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) бар..ер
2) без..аварийный
3) медвеж..я услуга
4) об..ект

8. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) обез..яна
2) счаст..е
3) крутой под..ём
4) дерев..я



5. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) ател..е
2) поют солов..и
3) плат..е
4) с..ёмки фильма

6. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) птич..и голоса
2) пред..явить пропуск
3) бул..он
4) прем..ера

7. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) бар..ер
2) без..аварийный
3) медвеж..я услуга
4) об..ект

8. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) обез..яна
2) счаст..е
3) крутой под..ём
4) дерев..я



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Йотированные буквы"

Автор: Букакина Татьяна Петровна

Дата: 16.10.2018

Номер свидетельства: 480827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русской грамоты по теме: "Твёрдые и мягкие согласные" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkoi-ghramoty-po-tiemie-tviordyie-i-miaghkiie-soghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "150110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420399259"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока проектной деятельности "Загадочная буква Е" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-proiektnoi-dieiatiel-nosti-zaghadochnaia-bukva-ie"
    ["file_id"] => string(6) "108586"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403773237"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "конспект урока по русскому яыку  5 класса "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iayku-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "110244"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405758851"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока по русскому языку для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "122167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414163277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства