I.Организационно-мотивационный этап: 1.Орг.момент. 2.Минутка чистописания. 3.Повторение ранее изученной темы. | Настроить на урок и на изучение новой темы. Отрабатывать навыки каллиграфии Закрепить ранее изученные знания | - Здравствуйте, ребята, Сегодня ваш урок проведу я. Меня зовут Юлия Олеговна. Вы готовы к уроку? - На вас надеюсь я, друзья, Вы хороший дружный класс, Все получится у нас! Садитесь. - А перед тем, как начать работу давайте вспомним правила письма. Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушаете и попытаетесь сесть правильно: Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою – Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. -Запишите число, сегодня 2 февраля, классная работа. Но сначала разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика. «Замок» На двери висит замок Кто открыть бы его смог? Потянули, Покрутили, Постучали, И…открыли! Давайте в тетради запишем слова под диктовку: Тонна, миллион, грамм, грипп, кросс, класс, суббота. Чем же интересны эти слова? Подчеркните двойную согласную в словах. Ребятки, а какие слова нельзя перенести? Почему? Как перенести остальные слова? Какой же вывод мы можем сделать: При переносе слов с двойной согласной одна согласная буква остается на строке , другая переносится на следующую строку. Составьте и запишите в тетради 3 словосочетания с любыми из этих слов. У вас у каждого на партах лежат листочки, оцените себя на листах самооценивания. У кого всё получилось закрасьте кружок зеленым цветом, у кого есть недочеты – желтым, у кого ничего не получилось – красным. Посмотрите на доску, перепишите эти слов в терадь записывая в пропуски нужную букву: Ш_шки, лыж_, уж_н, ж_дкий, маш_на, ж_лка, ш_п, кувш_н, ш_ть. А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте с записью на доске. Если есть ошибка, исправьте ошибку карандашом. Оцените себя на листах самооценивания. У кого всё верно закрасьте кружок зеленым цветом, у кого есть исправления – желтым, у кого много ошибок – красным | Приветствуют учителя. да Садятся по правилам. Записывают число классная работа. Пальчиковая разминка. Записывают слова под диктовку. Есть двойная согласная Подчеркивают У которых двойная согласная в конце слова. Делают вывод Составляют 3 словосочетания оценивают себя на листах самооценивания Записываю слова с доски. Самопроверка Оценивают себя. | Беседа, объяснение, метод стимулирования учащихся, работа с пословицами, графический диктант. Фронтальная, парная, индивидуальная формы |
II.Ориентировочный этап: 1.Создание проблемной ситуации. 2.Определение темы урока. 3.Определение цели и задачи урока. III.Поисково-исследовательский этап. 1.Наблюдение над фактами языка. 2. Обобщение структурных и семантических признаков понятия(правила). | Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями? – Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук. Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её. – Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился? – А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].) – Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.) – Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.) Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у]. – Какие ещё есть гласные звуки? Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями? – Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук. Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её. – Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился? – А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].) – Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.) – Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.) Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у]. – Какие ещё есть гласные звуки? Подготовка к восприятию темы Определить тему урока совместно с детьми Поставить цели урока совместно с детьми Оформить правило, понятие; Сравнивать, анализировать, уточнять формулировки правил, понятий. | Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями? – Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук. Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её. – Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился? – А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].) – Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.) – Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.) Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у]. – Какие ещё есть гласные звуки? Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями? – Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук. Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её. – Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился? – А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].) – Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.) – Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.) Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у]. – Какие ещё есть гласные звуки? Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями? – Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук. Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её. – Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился? – А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].) – Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.) – Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.) Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у]. – Какие ещё есть гласные звуки? Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями? Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук. Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её. – Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился? – А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].) – Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.) – Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.) Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у]. – Какие ещё есть гласные звуки? Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук. Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её. – Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился? – А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].) – Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.) – Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.) Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у]. – Какие ещё есть гласные звуки? Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями? – Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук. Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её. На доске вывешены картинки (туча,чайник,роща,часы,площадка). Ребятки, что вы видите на доске? Что изображено на картинках? (я пишу на доске слова). А какую гласную мне писать? На слух определить очень трудно. Место после ч в слове- опасное место. Подчеркнем букву «ч» двумя чертами. «Ч»-это согласный мягкий звук. Что же писать? Правильно, мы знаем, что в буквосочетаниях ча-ща пишется буква «А» Буква «а» после ч и щ – это орфограмма . Подчеркиваем одной чертой. Так кто же мне скажет какая тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, к вам сегодня на урок пришли гости, но чтобы узнать кто к вам пришел нужно отгадать загадки: А) –Все друзья мои решили: Эту букву пишут, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. (буква Ч)
Б) – Играющий щенок, Кверху лапками он лег. (буква Щ) Правильно к вам на урок пришли буква ч и щ. Какие задачи мы поставим перед собой? Ребятки, а теперь давайте откроем учебник на странице 115, и найдем упражнение 169. Кто нам прочитает слова? Кто мне скажет что в этих словах общего? Спишите эти слова и поставьте ударение. В каких словах написание буквы гласного после ч и щ надо сначала проверить ударением? А кто же мне скажет, с какими буквами дружат буквы Ч и Щ? Правильно, буквы Ч и Щ дружат с буквой «а». В сочетаниях ча-ща какой звук слышим? А какую букву пишем? -А бывает так ребятки, что нельзя точно определить на слух, какую букву надо написать, то в таком случае мы говорим , что перед нами орфограмма. Ребятки, попробуйте сами сформулировать правило. - откройте страницу 115 и найдите правило. Кто прочитает громко правило? -Сравните свое правило с правилом с учебника,итак, правильно мы определили правило? А сколько же частей в правиле? Расскажите первую часть правила и приведите примеры. Кто нам расскажет вторую часть правила? Приведите примеры. Как мы будем обозначать эту орфограмму? | Говорят, что изображено на картинках. Правописание слов с «ча-ща» Буква Ч Буква Щ Познакомится с орфограммой после букв «ч» и «щ» Читают слова Это однокоренные слова С буквой «А» А А Формулируют правило. Читают правило. Да! Два Рассказывают приводят примеры | Беседа, Фронтальная, индивидуальная формы Беседа, объяснение, работа с рисунком, сравнение слогов. Фронтальная, индивидуальная формы |
V.Практический этап: 1.Выполнение упражнений 2.Самостоятельное выполнение упражнений | Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений, формирование навыков. | Найдите на странице 115 упражнение 170. Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? В тетрадях запишите слова в два столбика: 1 столбик слова с буквосочетаниями «ча», 2 столбик – «ща». Кто хочет работать у доски? -давайте проверим, что у вас получилось. Оцените себя на листах самооценивания. У кого всё верно закрасьте кружок зеленым цветом, у кого есть исправления – желтым, у кого много ошибок – красным. Ребятки, у вас на столах у каждого есть карточки, давайте мы попытаемся самостоятельно в парах их выполнить. Работа по карточкам:1 - й уровень Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму. Ш…шка, ч…ща, ж…раф, щ…вель, ж…знь, больш..е, малыш…, ч…сы,камыш…, ж…р, уж…н, морж…,ч…ры. 2 - й уровень Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму. Душистые (ландыш),красивый (чашка), спелые (груша),золотая (часы), огромные (лужа), цветные (карандаш). 3 - й уровень Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму. Пушистые, кружились, снежинки. Веры, у, новые, лыжи. Мороза, не боятся, и, стужи, дети. Давайте проверим, что у вас получилось? Оцените себя на листах самооценивания. У кого всё верно закрасьте кружок зеленым цветом, у кого есть исправления – желтым, у кого много ошибок – красным. | Находят упражнение, читают слова. -буквосочетания «ча-ща» 1 ученик работает у доски, остальные учащиеся в тетради Проверка Самооценивают себя Работаю по карточкам самооценивания | Беседа, объяснение, загадки, словарный диктант, Звукобуквенный анализ слов, наглядности. Фронтальная, парная, индивидуальная формы |