kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему «Правописание буквосочетаний ча-ща"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект на тему «Правописание буквосочетаний ча-ща" для 2 класса, по программе "Школа 2100"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Правописание буквосочетаний ча-ща"»

Технологическая карта пробного урока по русскому языку для 2класса

Тема урока: «Правописание буквосочетаний ча-ща»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

УМК: «Школа 2100»

Цель: создать условия для закрепления правила правописания сочетаний ча-ща.

Задачи:

  • Образовательные: закрепление умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме; писать слова с сочетаниями ча-ща; формирование умения использовать данное правило при выполнении практических заданий.



  • Развивающие: развитие орфографической зоркости, внимания, мышления; обогащение словарного запаса и развитие речи обучающихся; развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать письменные навыки; развитие умения работать в парах



  • Воспитательные: воспитание аккуратности; воспитывать умение объективно оценивать себя



Планируемые результаты:

1.Предметные: закрепить умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме; писать слова с сочетаниями ча--ща; сформировать умение использовать данное правило при выполнении практических заданий.

2.Личностные: воспитать аккуратность, умение объективно оценивать себя.

3.Метапредметные:

Познавательные УУД: сравнивать и группировать слова

Регулятивные УУД: научаться определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; сопоставлять свою работу с образцом;

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; обосновывать высказанное суждение.

Средства обучения: учебник Р.Н. Бунеев «Русский язык», листы самооценки, наглядности.















Этапы урока,

дозировка времени

Задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы, формы взаимодействия

I.Организационно-мотивационный этап:

1.Орг.момент.








2.Минутка чистописания.












































3.Повторение ранее изученной темы.





















Настроить на урок и на изучение новой темы.









Отрабатывать навыки каллиграфии











































Закрепить ранее изученные знания

- Здравствуйте, ребята, Сегодня ваш урок проведу я. Меня зовут Юлия Олеговна.

Вы готовы к уроку?

- На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

Садитесь.

-  А перед тем, как начать работу давайте  вспомним правила письма. Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушаете и попытаетесь сесть правильно:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

-Запишите число, сегодня 2 февраля, классная работа.

Но сначала разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

«Замок»
На двери висит замок
Кто открыть бы его смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали,
И…открыли!

Давайте в тетради запишем слова под диктовку: Тонна, миллион, грамм, грипп, кросс, класс,

суббота.

Чем же интересны эти слова?

Подчеркните двойную согласную в словах. Ребятки, а какие слова нельзя перенести? Почему? Как перенести остальные слова?

Какой же вывод мы можем сделать: При переносе слов с двойной согласной одна согласная буква остается на строке , другая переносится на следующую строку. Составьте и запишите в тетради 3 словосочетания с любыми из этих слов.

У вас у каждого на партах лежат листочки, оцените себя на листах самооценивания. У кого всё получилось закрасьте кружок зеленым цветом, у кого есть недочеты – желтым, у кого ничего не получилось – красным.






Посмотрите на доску, перепишите эти слов в терадь записывая в пропуски нужную букву: Ш_шки, лыж_, уж_н, ж_дкий, маш_на, ж_лка, ш_п, кувш_н, ш_ть. А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте с записью на доске. Если есть ошибка, исправьте ошибку карандашом.

Оцените себя на листах самооценивания. У кого всё верно закрасьте кружок зеленым цветом, у кого есть исправления – желтым, у кого много ошибок – красным

Приветствуют учителя.


да








Садятся по правилам.









Записывают число классная работа.

Пальчиковая разминка.







Записывают слова под диктовку.

Есть двойная согласная

Подчеркивают

У которых двойная согласная в конце слова.

Делают вывод


Составляют 3 словосочетания


оценивают себя на листах самооценивания








Записываю слова с доски.






Самопроверка

Оценивают себя.





Беседа, объяснение, метод стимулирования учащихся, работа с пословицами, графический диктант.

Фронтальная, парная, индивидуальная формы

II.Ориентировочный этап:

1.Создание проблемной ситуации.








2.Определение темы урока.














3.Определение цели и задачи урока.




III.Поисково-исследовательский этап.

1.Наблюдение над фактами языка.







2. Обобщение структурных и семантических признаков понятия(правила).


 Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями?

– Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук.

Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её.

– Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился?

– А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].)

– Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.)

– Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.)

Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у].

– Какие ещё есть гласные звуки?

 Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями?

– Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук.

Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её.

– Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился?

– А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].)

– Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.)

– Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.)

Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у].

– Какие ещё есть гласные звуки?

Подготовка к восприятию темы










Определить тему урока совместно с детьми












Поставить цели урока совместно с детьми



Оформить правило, понятие;

Сравнивать, анализировать, уточнять формулировки правил, понятий.

 Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями?

– Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук.

Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её.

– Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился?

– А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].)

– Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.)

– Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.)

Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у].

– Какие ещё есть гласные звуки?

 Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями?

– Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук.

Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её.

– Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился?

– А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].)

– Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.)

– Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.)

Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у].

– Какие ещё есть гласные звуки?

 Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями?

– Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук.

Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её.

– Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился?

– А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].)

– Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.)

– Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.)

Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у].

– Какие ещё есть гласные звуки?

Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями? Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук.

Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её.

– Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился?

– А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].)

– Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.)

– Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.)

Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у].

– Какие ещё есть гласные звуки?

Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук.

Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её.

– Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился?

– А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].)

– Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.)

– Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.)

Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у].

– Какие ещё есть гласные звуки?

 Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями?

– Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук.

Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её.

На доске вывешены картинки (туча,чайник,роща,часы,площадка).

Ребятки, что вы видите на доске?

Что изображено на картинках? (я пишу на доске слова). А какую гласную мне писать?

На слух определить очень трудно. Место после ч в слове- опасное место. Подчеркнем букву «ч» двумя чертами. «Ч»-это согласный мягкий звук. Что же писать? Правильно, мы знаем, что в буквосочетаниях ча-ща пишется буква «А» Буква «а» после ч и щ – это орфограмма . Подчеркиваем одной чертой.

Так кто же мне скажет какая тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, к вам сегодня на урок пришли гости, но чтобы узнать кто к вам пришел нужно отгадать загадки:

А) –Все друзья мои решили:
Эту букву пишут, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя. (буква Ч)

Б) – Играющий щенок,
Кверху лапками он лег. (буква Щ)

Правильно к вам на урок пришли буква ч и щ.


Какие задачи мы поставим перед собой?






Ребятки, а теперь давайте откроем учебник на странице 115, и найдем упражнение 169. Кто нам прочитает слова?

Кто мне скажет что в этих словах общего? Спишите эти слова и поставьте ударение. В каких словах написание буквы гласного после ч и щ надо сначала проверить ударением?

А кто же мне скажет, с какими буквами дружат буквы Ч и Щ? Правильно, буквы Ч и Щ дружат с буквой «а».

В сочетаниях ча-ща какой звук слышим?

А какую букву пишем?

-А бывает так ребятки, что нельзя точно определить на слух, какую букву надо написать, то в таком случае мы говорим , что перед нами орфограмма. Ребятки, попробуйте сами сформулировать правило.

- откройте страницу 115 и найдите правило. Кто прочитает громко правило?





-Сравните свое правило с правилом с учебника,итак, правильно мы определили правило?

А сколько же частей в правиле?

Расскажите первую часть правила и приведите примеры.

Кто нам расскажет вторую часть правила?

Приведите примеры. Как мы будем обозначать эту орфограмму?


Говорят, что изображено на картинках.










Правописание слов с «ча-ща»




Буква Ч






Буква Щ




Познакомится с орфограммой после букв «ч» и «щ»





Читают слова

Это однокоренные слова




С буквой «А»


А

А




Формулируют правило.

Читают правило.








Да!

Два

Рассказывают

приводят примеры

Беседа,

Фронтальная, индивидуальная формы









Беседа, объяснение, работа с рисунком, сравнение слогов.

Фронтальная, индивидуальная формы


IV.Физкультминутка


Аудиозапись

Выполняют физкультминутку



V.Практический этап:

1.Выполнение упражнений















2.Самостоятельное выполнение упражнений


Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений, формирование навыков.


Найдите на странице 115 упражнение 170. Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить?

В тетрадях запишите слова в два столбика: 1 столбик слова с буквосочетаниями «ча», 2 столбик – «ща». Кто хочет работать у доски?

-давайте проверим, что у вас получилось.







Оцените себя на листах самооценивания. У кого всё верно закрасьте кружок зеленым цветом, у кого есть исправления – желтым, у кого много ошибок – красным.


Ребятки, у вас на столах у каждого есть карточки, давайте мы попытаемся самостоятельно в парах их выполнить.

Работа по карточкам:1 - й уровень                                                                                         Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.               

 Ш…шка, ч…ща, ж…раф, щ…вель, ж…знь, больш..е, малыш…, ч…сы,камыш…, ж…р, уж…н, морж…,ч…ры.

2 - й уровень

Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Душистые (ландыш),красивый (чашка), спелые (груша),золотая (часы), огромные

(лужа), цветные (карандаш).

3 - й уровень

Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.

Пушистые, кружились, снежинки.

Веры, у, новые, лыжи.

Мороза, не боятся, и, стужи, дети.

Давайте проверим, что у вас получилось?

Оцените себя на листах самооценивания. У кого всё верно закрасьте кружок зеленым цветом, у кого есть исправления – желтым, у кого много ошибок – красным.

Находят упражнение, читают слова.

-буквосочетания «ча-ща»

1 ученик работает у доски, остальные учащиеся в тетради

Проверка


Самооценивают себя




Работаю по карточкам

























самооценивания




Беседа, объяснение, загадки, словарный диктант,

Звукобуквенный анализ слов, наглядности.

Фронтальная, парная, индивидуальная формы

VI.Рефлексивно-оценочный этап.

1.итог урока по изученной теме


2.рефлексия деятельности ученика








Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности, достижение поставленной цели. Оценить свои достижения. Оценить достижения класса

-Наш урок подходит к концу,давайте вспомним чему мы научились. Какую орфограмму мы сегодня повторяли? Для чего необходимо знать эту орфограмму?

А теперь оцените свою работу на уроке.

- Какое задание у вас вызвало затруднение?

У кого на листах самооценивания все кружочки зеленые, погладьте себя по голове. У кого есть желтые, похлопайте себе. У кого есть красные, не расстраивайтесь, в следующий раз и у вас будут зеленые кружочки.

Давайте запишем домашнее заание, все открываем дневники (упр 147, с.68, дидактический материал).

-Ребятки, мне понравилось, как вы работали на уроке, урок окончен, досвидание.

Записывают д/з




Правописание буквосочетаний ча-ща

ча-ща пишем с буквой «а»

Для того, чтобы не допускать ошибки.

Оценивают свою работу на уроке.

Беседа




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему «Правописание буквосочетаний ча-ща"

Автор: Санникова Юлия Олеговна

Дата: 21.03.2019

Номер свидетельства: 504127

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока на тему: "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща.чу-щу" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-bukvosochietanii-zhi-shi-cha-shcha-chu-shchu"
    ["file_id"] => string(6) "110275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405822610"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "конспект урока, 2 класс"
    ["seo_title"] => string(23) "konspiekt-uroka-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "251343"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447234736"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства