Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурсы |
I. Орг. момент | 1 мин | Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок «Здравствуйте» | Приветствуют учителя. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: 1. желаю (соприкасаются большими пальцами); 2. успеха (указательными); 3. большого (средними); 4. во всём (безымянными); 5. и везде (мизинцами); 6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) | |
II. Актуализация опорных знаний по теме «Осложнённые предложения» | 4 мин | Лингвистическая разминка. (Приложение-1) Раздаёт карточки для разминки. Проводит инструктаж по выполнению задания. - Выписать номера осложнённых предложений. - Определить, чем осложнено предложение. | Выписывают номера осложнённых предложений (1, 4, 5, 7, 8). Отвечают на поставленные учителем вопросы. Указать, какое предложение осложнено ОЧП. Чем они выражены в предложении? (№7) | карточки, тетради |
III. Этап вызова. Целеполагание. | 10 мин | 1. Поэтическая минутка. Работа по вариантам. (Приложение-2) Задания к стихотворению: Что необычного в этом стихотворении? Какую грамматическую основу можно выделить в 1-м предложении? Сколько в этом предложении ска-зуемых и сколько подлежащих они поясняют? С какой интонацией читаются? Как называются такие члены предложения? Авторы по-разному изображают ветер. Какой ветер у М. Исаковского? А какой у Л. Квитко? Составьте синквейн со словом ветер. 2. Целеполагание. - Сформулируйте тему урока. - Опираясь на тему урока, сформулируйте цель, к которой вы будете стремиться 3. Приём «Бортовой журнал» - Однородные члены предложения – ваши старые знакомые, тема не новая для вас. С ней вы познакомились ещё в начальной школе и встречались в 5-7 классах. Я предлагаю вам вспомнить всё, что вы знаете об однородных членах предложения и заполнить левую часть бортового журнала колонку «Что я знаю по теме». № | Что я знаю по теме урока | Что узнал(а) | | | | (Записываю на доске все идеи, предложенные учащимися, не комментируя). | Самостоятельное чтение стихотворений М. Исаковского и Л. Квитко «Ветер». Обсуждение в парах предложенных на карточках вопросов, предлагают свои ответы, составляют синквейны. Варианты синквейнов (приложение-3) Формулируют тему и цели урока. Деление на 3 группы методом «Мозаика» Индивидуальная работа (2 мин): Первичное заполнение бортового журнала. Каждый ученик разлиновывает лист на две части по вертикали, а затем записывает в левой части «Бортового журнала» всё, что знает по этой теме. Групповая работа (3 мин): Обмен информацией в группах. Ученики делятся друг с другом известными знаниями. По кругу каждый участник группы называет сведения по теме, исключая повторяющиеся мысли, и составляют список идей. | тексты стих-й тетради |
IV. Этап осмысления. Работа по теме урока. | 15 мин | 1. Просмотр видеоурока по теме «Однородные члены предложения, соединённые союзами». Просмотр со стопами. Во время пауз учащиеся заполняют правую часть таблицы «Бортовой журнал». Основные моменты видеоурока, между которыми делаются паузы. | Чтобы лучше запомнить постановку знаков препинания, надо знать 4 основных правила. | | 1-е правило При отсутствии союза между ОЧП ставится запятая. | | 2-е правило Перед противи-тельными союзами всегда ставится запятая. | | 3-е правило Перед повторяющимися союзами ставится запятая. НО: Если два ОЧП (обычно антонимы) с союзами и-и, ни-ни превратились в устойчивые сочетания, запятая не ставится. | | 4-е правило Запятая ставится перед второй частью двойного союза, когда ОЧП стоят между двух частей союза. | | Продолжение работы по заполнению бортового журнала. Просмотр видеоурока со стопами. Во время просмотра видео и пауз ученики работают в правой части бортового журнала «Что узнал(а)», фиксируя всё новое, что они узнали в ходе просмотра видео, отмечая непонятное. После просмотра видеоурока - обсуждение (в парах, в группах) первых впечатлений. Работают со своим составленным списком понятий: уточняют, добавляют, фиксирую новое знание. Читают теоретические сведения об однородных членах, соединённых союзами из § 29 на стр. 132-133. Карандашом делают пометки на полях, дополняют новыми сведениями свой бортовой журнал (по необходимости). Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов. | тетради учебник, тетради, карандаш |
2. Работа с теоретическим материалом. Приём ИНСЕРТ. - Поработаем со статьёй учебника § 29 на стр. 132-133. Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: «v»- уже знал, «+»- новое, «-»- не знал, «?»- не понял. Осуществляем чтение с помощью приёма чтение с пометками. Новое вносите в бортовой журнал. Сравним наши выводы с выводами данной статьи. Может быть, добавим какие - то сведения в нашу корзину идей. |
V. Закрепление материала. | 5 мин | 1. Практическая работа. Выполнение упр. 295. Выборочное письмо. 1 вариант – выписать простые предложения с однородными сказуемыми, соединёнными союзами и, но и. 2 вариант – выписать сложные предложения , соединёнными теми же союзами. 2. Возвращение к «Корзине идей». Просмотр записей на доске (оставляем правильное, ошибочные суждения удаляем). | Работают с учебником. Анализируют предложения , выписывают их в тетрадь, делают графические обозначения, доказывают свой выбор. Анализируют собранный в корзине материал по теме, стирают ненужное. | учебник, тетради |
VI. Рефлексия. Подведение итогов. | 3 мин | Рефлексия «Незаконченное предложение». Каждой группе раздаются стикеры-листочки, задача – закончить предложения, используя однородные члены. Предложенные фразы: • Сегодня я узнал (а)… • Мне было интересно… • Мне было трудно… • Теперь я могу… • Мне это может пригодиться… | Делают выводы и обобщения. | стикеры |
VII. Домашнее задание | 2 мин | § 29, упр. 296; выписать из повести А. Пушкина «Капитанская дочка» 6-7 предложений с ОЧП, составить схемы этих предложений. | Записывают, задают уточняющие вопросы | дневник |
Ветер Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше; Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых. И расправив бодро Молодые крылья, Полетел куда-то Вперегонку с пылью. М. Исаковский | Ветер Ветер воет, завывает, Гнёт деревья до травы, С веток яблоки срывает, Тащит шапку с головы. Растрепал зелёный ельник, В щели узкие проник. Что он делает, бездельник, Ошалелый озорник?.. Л. Квитко |
Задания к стихотворению: Что необычного в этом стихотворении? Какую грамматическую основу можно выделить в 1-м предложении? Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? С какой интонацией читаются? Как называются такие члены предложения? Авторы по-разному изображают ветер. Какой ветер в стихотворении у М. Исаковского? Составьте синквейн со словом ветер. | Задания к стихотворению: Что необычного в этом стихотворении? Какую грамматическую основу можно выделить в 1-м предложении? Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? С какой интонацией читаются? Как называются такие члены предложения? Авторы по-разному изображают ветер. Какой ветер в стихотворении у Л. Квитко? Составьте синквейн со словом ветер. |