1. Какое отношение между словами выражает предлог в словосочетании “задержался из-за метели” (причина).
2. С каким падежом употребляется предлог “Над” (с творительным).
3. На какие 2 разряда делятся союзы? (сочинительные и подчинительные).
Задание №3: Напишите как можно больше сложных слов, обозначающих: а) предметы домашнего обихода (пылесос, полотер, мясорубка и т.д.) б) название профессий (водолаз, сталевар и т.д.)
- Игра для зрителей.
Продолжи пословицу:
Горек обед без (хлеба). По одежке встречают, (по уму провожают). Умный любит учиться, а (дурак – учить). Новых друзей наживай, (а старых не теряй). Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня). Дружба дружбой – (а служба службой). Без терпенья – (нет ученья). Не все то золото, (что блестит). Чтение – лучшее (учение).
Задание №4: Определите род занятий людей по следующим выражениям (кто быстрее):
Вопрос из Фразеологии.
направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку (военный()н выходящий, взять на мушку, 000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000)
войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет (актер)
разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа (столяр)
шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку (портной)
через час по чайной ложке, позолотить пилюлю (аптекарь)
стричь под одну гребенку (парикмахер)
сбоку припеку (пекарь)
Задание №5: 3агадки-шутки
а) С буквой ц я то, К чему стремятся люди, А без ц – хвойным деревом буду. (Е-ль)
б) Союз - мой первый слог, Второй мой слог-предлог. А целое - у молодца. По середине лица. (Нос)
в) Мой первый слог-местоименье, Второй же – времяисчисленье, Я целый слог из азбуки несу, А целое сорвете вы в лесу. (Я-го-да)
г) Железный конь, В животе огонь, Сена на просит, пашет, сеет, косит. (Трактор)
1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон) 2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой (Тень) 3. Чем больше берешь, тем больше она становится. (Яма) 4. Кто говорит на всех языках? (Эхо) 5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? (Кот) 6. Какой месяц короче всех? (Май) 7. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень) 8. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню)
Задание №6:Подберите за 5 минут как можно больше фразеологических оборотов к словам « нога» и «язык». (Задание одинаково для всех команд. Сколько фразеологических оборотов подобрано, столько баллов получает команда.)
НОГА: унести ноги, встать на ноги, встать с левой ноги, потерять почву под ногами, падать с ног, сбиться с ног, путаться под ногами, ног под собой не чуять, одна нога здесь, другая там и др.
ЯЗЫК: язык проглотил, прикусил язык, найти общий язык, сорвался с языка, язык не поворачивается, развязать язык, не сходить с языка, острый язык, язык до Киева доведет, тянуть за язык, держать язык за зубами
- Игра для зрителей.
1. Какие части речи изменяются по числам?
а) наречие; б) глагол в неопределенной форме; в) глагол в изъявительном наклонении.
2.У глагола есть спряжения. Сколько их?
а) одно: б) три; в) два.
3. Какое наклонение живет только в форме прошедшего времени? 4. Какое наклонение постоянно преследует одна очень вредная и капризная частица? 5. На какие вопросы отвечает прилагательное?
а) Что делать? Что сделал? б) Какой? Чей? в) Когда? Где?
2. Что обозначает прилагательное?
а) Предмет; б) признак предмета; в) действие предмета.
3. Сколько существует степеней сравнения?
а) Одна; б) две; в) три.
4. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?