Комплексный анализ текста (анализ эпизода из повести в.п. катаева "сын полка")
Комплексный анализ текста (анализ эпизода из повести в.п. катаева "сын полка")
Урок русского языка в 5 классе по теме «Комплексный анализ текста» позволяет обобщить знания, проверить компетенции учащихся при работе с текстом. В ходе занятия используются различные виды работы, осуществляя подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста (анализ эпизода из повести в.п. катаева "сын полка")»
3
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
«Я родом не из детства – из войны»
(АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ИЗ ПОВЕСТИ В.П. КАТАЕВА "СЫН ПОЛКА").
5 класс
Урок русского языка в 5 классе по теме «Комплексный анализ текста» позволяет обобщить знания, проверить компетенции учащихся при работе с текстом. В ходе занятия используются различные виды работы, осуществляя подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ. Во время анализа текста ведётся повторение основных речеведческих понятий: тема текста, проблема или основная мысль текста, изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор, стиль текста и тип речи.
Комплексный анализ текста:
• является эффективным способом проверки знаний учащихся;
•проверяет формирование коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций;
• даёт возможностей объективно оценить знания учащихся.
Работая над комплексным анализом текста, ученики смогут:
• отрабатывать не только новый, но и повторять пройденный материал;
• отрабатывать умения и навыки грамотного письма и грамотной речи;
• оперативно проверять свои знания;
• поэтапно готовиться к ОГЭ и ЕГЭ.
Цель:
систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом; воспитание у учащихся чувства гражданственности, патриотизма через чтение и анализ текста.
Задачи:
Образовательные:
совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, синтаксический разбор сложного предложения, формирование навыков опрелелять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для художественного стиля.
Развивающие:
развитие эмоциональной, познавательной сфер, развитие умения обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать, развитие слуховой и зрительной памяти; обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
формирование духовно-нравственных, патриотических, этических представлений, уважительного отношения к традиционным нравственным ценностям.
1. Приветствие класса.
2. Чтение стихотворения
Я родом не из детства — из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины.
И каждый новый день, что мною прожит.
Я родом не из детства — из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой травинке робкой.
Я родом не из детства — из войны.
И, может, потому незащищённей:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя — шершавые ладони.
Я родом не из детства — из войны.
Прости меня — в том нет моей вины...
(Вопрос. Как вы понимаете фразу: «Я родом не из детства — из войны»?)
Комплексный анализ текста
1. Прочитать текст.
2. Из какого произведения взят этот эпизод? кто его автор?
Валентин Петрович Катаев написал свою повесть «Сын полка» в 1944 году, в дни Великой Отечественной войны нашего народа с фашистскими захватчиками. Свыше 70 лет прошло с тех пор. С гордостью вспоминаем мы нашу великую победу.Пройдя (три ) войны Катаев написал немало ( рассказов и повестей). Повесть «Сын полка» была написана в ( 1944 году ) , а напечатана впервые ( в 1945 ).
3. Что мы знаем о Ване Солнцеве до того, как он попал к разведчикам?
- Почему произведение названо «Сын полка»?
Как вы понимаете это выражение?
Сын полка — ребёнок, обеспечиваемый всем необходимым для его жизни воинской частью. Он может быть зачислен в списочный состав воинского подразделения и поставлен на довольствие. Термин получил широкое распространение в годы Великой Отечественной войны.
4. Докажите, что это текст. (Все предложения связаны по смыслу, грамматически и объединены одной темой).
5.Определим тему этого текста (о том, как Ваня был у разведчиков). Придумаем заголовок к этому эпизоду.
6. Определим основную мысль. Тип текста. Стиль текста.
7. Объясните значение выделенных слов, подберите синонимы к словам.
14. Выполнить морфологический разбор слова большой.
15. Выпишите из 1 предложения одно именное словосочетание и одно глагольное. Выделите главное слово.
16. Найдите в тексте односоставные предложения.
Вывод. Прочитать слова и объяснить смысл.
«Пройдёт время, и все, кто были взрослыми, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети…
И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы! Не дайте им забыть!»
В данных словах звучит призыв никогда не забывать о войне и сохранить мир, самое дорогое и святое, что есть у нас – человечества. А самое главное ветеран призывает не забывать о погибших во имя жизни на земле, подарившим вам счастливое детство.