kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексный анализ текста (анализ эпизода из повести в.п. катаева "сын полка")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе по теме «Комплексный анализ текста» позволяет обобщить знания, проверить компетенции учащихся при работе с текстом. В ходе занятия  используются  различные виды работы, осуществляя подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста (анализ эпизода из повести в.п. катаева "сын полка")»

3


КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

«Я родом не из детства – из войны»

(АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ИЗ ПОВЕСТИ В.П. КАТАЕВА "СЫН ПОЛКА").

5 класс

Урок русского языка в 5 классе по теме «Комплексный анализ текста» позволяет обобщить знания, проверить компетенции учащихся при работе с текстом. В ходе занятия используются различные виды работы, осуществляя подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ. Во время анализа текста ведётся повторение основных речеведческих понятий: тема текста, проблема или основная мысль текста, изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор, стиль текста и тип речи.

Комплексный анализ текста:

• является эффективным способом проверки знаний учащихся;

•проверяет формирование коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций;

• даёт возможностей объективно оценить знания учащихся.

Работая над комплексным анализом текста, ученики смогут:

• отрабатывать не только новый, но и повторять пройденный материал;

• отрабатывать умения и навыки грамотного письма и грамотной речи;

• оперативно проверять свои знания;

• поэтапно готовиться к ОГЭ и ЕГЭ.

Цель:

систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом; воспитание у учащихся чувства гражданственности, патриотизма через чтение и анализ текста.

Задачи:

Образовательные:

совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, синтаксический разбор сложного предложения, формирование навыков опрелелять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для художественного стиля.

Развивающие:

развитие эмоциональной, познавательной сфер, развитие умения обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать, развитие слуховой и зрительной памяти; обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

формирование духовно-нравственных, патриотических, этических представлений, уважительного отношения к традиционным нравственным ценностям.

1. Приветствие класса.

2. Чтение стихотворения

Я родом не из детства — из войны.

И потому, наверное, дороже,

Чем ты, ценю я радость тишины.

И каждый новый день, что мною прожит.



Я родом не из детства — из войны.

Раз, пробираясь партизанской тропкой,

Я поняла навек, что мы должны

Быть добрыми к любой травинке робкой.

Я родом не из детства — из войны.



И, может, потому незащищённей:

Сердца фронтовиков обожжены,

А у тебя — шершавые ладони.

Я родом не из детства — из войны.

Прости меня — в том нет моей вины...

(Вопрос. Как вы понимаете фразу: «Я родом не из детства — из войны»?)

Комплексный анализ текста

1. Прочитать текст.

2. Из какого произведения взят этот эпизод? кто его автор?

Валентин Петрович Катаев написал свою повесть «Сын полка» в 1944 году, в дни Великой Отечественной войны нашего народа с фашистскими захватчиками. Свыше 70 лет прошло с тех пор. С гордостью вспоминаем мы нашу великую победу. Пройдя (три ) войны Катаев написал немало ( рассказов и повестей). Повесть «Сын полка» была написана в ( 1944 году ) , а напечатана впервые ( в 1945 ).

3. Что мы знаем о Ване Солнцеве до того, как он попал к разведчикам?

- Почему произведение названо «Сын полка»?



Как вы понимаете это выражение?

Сын полка — ребёнок, обеспечиваемый всем необходимым для его жизни воинской частью. Он может быть зачислен в списочный состав воинского подразделения и поставлен на довольствие. Термин получил широкое распространение в годы Великой Отечественной войны.

4. Докажите, что это текст. (Все предложения связаны по смыслу, грамматически и объединены одной темой).

5.Определим тему этого текста (о том, как Ваня был у разведчиков). Придумаем заголовок к этому эпизоду.

6. Определим основную мысль. Тип текста. Стиль текста.

7. Объясните значение выделенных слов, подберите синонимы к словам.

Степенная- важная, серьезная, обстоятельная, благонравная, солидная

Приличие- порядочность, этикет, вежливость.

8. Какие слова, связанные с воинским бытом, автор использует в своем тексте? Выпишите 2 – 3 слова.

9. Найдите эпитеты в тексте (торопливой, полинявшие).

10. Орфографическая работа. Вставим пропущенные буквы и объясним орфограммы.

С..дел, разве..чиков, горяч.., вкусн.., тор..пливой, прекрас(?)но, изр..дка, выт..рая, (не)мог, изв..нением, к..рмивших, пом..щались, прих..дилось, не выл..зли, добр..желательно, зам..чал.

11. Докажите, что предложение № 2 сложное. Выпишите грамматические основы.

12. Выполнить фонетический разбор слова: ешь.

13. Выполнить морфемный разбор слов: разведчиков, торопливой, изредка, подбросим.

14. Выполнить морфологический разбор слова большой.

15. Выпишите из 1 предложения одно именное словосочетание и одно глагольное. Выделите главное слово.

16. Найдите в тексте односоставные предложения.



Вывод. Прочитать слова и объяснить смысл.

«Пройдёт время, и все, кто были взрослыми, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети…

И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы! Не дайте им забыть!»

В данных словах звучит призыв никогда не забывать о войне и сохранить мир, самое дорогое и святое, что есть у нас – человечества. А самое главное ветеран призывает не забывать о погибших во имя жизни на земле, подарившим вам счастливое детство.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплексный анализ текста (анализ эпизода из повести в.п. катаева "сын полка")

Автор: Деменьшина Ольга Алексеевна

Дата: 05.06.2017

Номер свидетельства: 420526

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Презентация к уроку "Комплексный анализ текста" (анализ эпизода из повести В.П. Катаева "Сын полка")"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_komplieksnyi_analiz_tieksta_analiz_epizoda_iz_poviesti_v"
    ["file_id"] => string(6) "420529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1496662436"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства