kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как научить предмету и добиться успешных результатов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие теоретические знания по русскому языку, полученные в 5-9 классах,  нуждаются в углублении, поэтому необходимо организовать в старших классах целенаправленное обобщающее повторение изученного материала. Подготовка учащихся к ЕГЭ - ответственная и трудная задача, стоящая перед учителем. Учитель должен прорешать сам десятки тестовых заданий, найти ошибки-ловушки.Имея опыт работы решения задач ЕГЭ, учитель становится по-настоящему полезным своему ученику.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя русского языка и литературы»

Как научить предмету и добиться успешных результатов?


Этот вопрос стоит перед каждым учителем, работающим в выпускном классе.

Подготовка учащихся к ЕГЭ требует от учителя систематической и кропотливой работы. Постоянная работа в старших классах позволила мне отработать свою систему подготовки выпускников к экзаменам: к сочинению по литературе и к ЕГЭ по русскому языку. Многие теоретические знания по русскому языку, полученные в 5-9-ых классах, нуждаются в углублении и дополнении, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача: организовать в старших классах целенаправленное обобщающее повторение изученного материала. Усиленную работу необходимо начинать в 8-9 классе, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе. В 10-11 классах необходимо не только подготовить к выпускному и вступительному тестированию, но и подготовить старшеклассников с психологической точки зрения.

Подготовку обучающихся к ЕГЭ начинаю с информационного этапа. Знакомлю ребят с анализом результатов прошлогоднего экзамена. Это помогает выявить трудности и проблемы выпускников по конкретным темам и заданиям и целенаправленно отработать эти недостатки в классе. На этом же этапе знакомлю обучающихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ, с памятками, схемами, таблицами, алгоритмами по темам русского языка. Этот демонстрационный материал служит необходимым помощником для старшеклассников, особенно для выполнения практической части. Памятки обязательно содержат все виды разборов: фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.

Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех обучающихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий с учетом изменений в ЕГЭ на текущий год такие, как: Пасичник И.В., Басова Л.А. ЕГЭ-2015. Русский язык. Эффективная методика; Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Егораева Г.Т. ЕГЭ 2015. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2; Бисеров А.Ю.,

Текучёва И.В. ЕГЭ-2015. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ и др.

Особо остановлюсь на обучающем этапе. При разработке системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию", "Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию", "Орфографию", "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к сочинению).

Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. Группа лидеров класса подбирает дополнительную литературу или материал из средств Интернета по конкретной теме. Этот материал оформляется в опорные конспекты, таблицы, схемы. Большой эффективностью пользуются у старшеклассников таблицы-сравнения: Т-схема, Таблица "ЗХУ" (Знаю, Хочу узнать, Узнал). Их можно использовать в начале повторения каждого раздела. В таблице "ЗХУ" имеется три раздела: в первой графе "Знаю" учащиеся записывают кратко, по памяти, имеющиеся знания; во второй графе "Хочу знать" - производится запись того, что ещё интересует ученика по теме - это могут быть информационные или проблемные вопросы; в третьей графе - после самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, кратко формулируются ответы в виде отдельных теоретических положений. Работа с таблицей "Т-схема" - это своего рода распределительный диктант. Т-схема предполагает распределение слов в две колонки, только орфограммы должны быть похожи, например, "Н-НН в суффиксах прилагательных и суффиксах причастий", "О-Ё(е) после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных".

При подготовке к ЕГЭ большую роль играет работа в группах по отработке тестовых заданий. Это помогает им сэкономить время на выполнении заданий. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов обучающиеся анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль влияет на межличностные отношения в классном коллективе. Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки домашнего задания: учащиеся самостоятельно выбирают типичные задания и отрабатывают тестовые задания.

Отрабатывать пунктуационные навыки лучше всего по отдельным темам раздела "Пунктуация", это такие темы: "Тире между подлежащим и сказуемым", "Тире в неполном предложении", "Тире в бессоюзном сложном предложении", "Знаки препинания при однородных членах предложения", "Обособленные члены предложения", "Уточняющие члены предложения", "Вводные слова и вводные предложения", "Способы цитирования. Прямая и косвенная речь", "Запятая и тире в сложносочиненном предложении", "Запятая в составе сложноподчиненных предложений". Особое внимание при отработке практических навыков уделяется правилам, которые даются в Примечании или дополнении к основным пунктуационным правилам постановки знаков препинания. Рассмотрим несколько заданий, помогающих отработать постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях:


Синтаксический разбор простых предложений с осложнением.

  • Волчица осторожно (1) чуть дыша (2) и (3) забирая всё в сторону (4) обогнала тёмное пятно (5) оглянулась на него и убежала.

  • Божьи коровки обращают на себя внимание (1) как своеобразной формой своего тела (2) так и яркой окраской блестящих надкрылий.

  • Первый из них (1) одетый в летнюю серенькую пару (2) был маленького роста (3) упитан (4) лыс (5) свою приличную шляпу пирожком нес в руке.

  • Звучание реальной жизни тапёру позволяла воспроизводить (1) может быть (2) сама музыка.

  • Звёзды (1) по мнению большинства астрономов (2) возникли из сжимающихся облаков газа и пыли.

  • Сначала (3) конечно (4) образуются не настоящие звёзды, а их зародыши — «протозвёзды» (5) похожие на шаровые облака газа.

  • Книга (1)  источ..ник знаний.

  • Мой отец (1) учитель.

  • Учиться (1) значит (2) много трудиться..

  • Бедность (1) не порок.


Синтаксический разбор сложных предложений.

  • Только поздно вечером вернулись стрелки (1) и все легли спать.

  • Ночью долго бушевала гроза (1) и лил дождь (2) как из ведра.

  • После грозы все блестело (1) и сверкало (2) и дышалось легко.

  • Звезды уже начали бледнеть (1) и небо серело (2) когда коляска подъехала к крыльцу.

  • Ворона застала Пашку (1) как только он юркнул в ларёк (2) и не успел ещё ничего выковырять из щели.

  • Настя (1) заметив (2) что брат начинает сердиться (3) вдруг улыбнулась (4) и погладила его по затылку.

  • Прочитав этот рассказ Марины Цветаевой (1) со стыдом убеждаешься (2) как мало мы знаем своих выдающихся людей (3) и как мы (4) по справедливому упрёку Пушкина (5) «ленивы и нелюбопытны».


Анализ сложного предложения по образцу:

- Структурный аспект.

- Семантический аспект.

- Функциональный аспект.

- Графическая схема.



  • Я приказал ехать на тот предмет, который тотчас и стал подвигаться нам

навстречу.

I. Структурный аспект.

  1. В предложении две предикативные единицы, значит, оно сложное.

  2. Предикативные единицы соединены союзным словом который, следовательно, предложение союзное.

  3. В предложении выделяется главная (первая) часть и придаточная (вторая) часть с союзным словом который. Значит, предложение сложноподчиненное.


II. Семантический аспект.

  1. В обеих предикативных единицах передается факт реальный, происходящий в определенное синтаксическое время, в момент речи (в первой предикативной единице сказуемое выражено глаголом изъяв. накл., прош. врем., во второй предикативной единице - вспомогательный глагол составного глагольного сказуемого также стоит в изъяв. накл., прош. врем).

  2. Общие семантические отношения - определительные.

  3. Частные семантические отношения не выделяются.


III. Функциональный аспект.

  1. Обе предикативные единицы по цели высказывания повествовательные, так как содержат сообщения.

  2. Целевые установки частей совпадают, следовательно, СПП однофункциональное.


IV. Графическая схема.

Одним из эффективных приемов подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку является использование ИКТ на уроках. Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках и при подготовке к экзаменам не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников.

На сегодня презентации, сделанные в Power Point только как средство сопровождения урока, отходят на задний план, уступая место более продвинутым, интерактивным презентациям. Приоритетом использования интерактивной презентации является, во-первых, тестовая форма предлагаемых заданий, во-вторых, доступность и простота создания. Цветовое исполнение, возможность ввода слайдов с подсказками, анимационные эффекты делают интерактивную презентацию привлекательной для ребят. 
Одно из основных требований к составлению теста, включённого в состав мультимедийной презентации — краткость заданий. Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить. Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип такой: чем больше заданий, тем точнее определяется уровень знаний. Последовательность заданий друг за другом определяется по принципу: от более простого к более сложному. Предпочтительнее в начале размещать легкие вопросы с целью повышения собственной уверенности либо для снятия тревожности использовать разминку, в которой предлагается вспомнить основные теоретические аспекты, связанные с предметом теста. Ребята с удовольствием отвечают на вопросы, ученик сам задает темп работы, сразу же получая за нее оценку. Можно воспользоваться подсказкой, посмотреть количество допущенных ошибок. Это дает возможность проанализировать, насколько глубоко усвоен данный материал. В случае неудовлетворительного результата обучающийся может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому дети приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала. 


В начале четвертой четверти обучающиеся заполняют ментальную карту, которая позволяет выявить пробелы в орфографии, пунктуации, теории языка. Результаты такой работы важны как учителю, так и ученику. После диагностики выявляю группы учащихся  с высоким, средним и низким уровнем подготовки. Это помогает мне спланировать свою работу в дальнейшем с этими группами учащихся не только на уроках, но и на дополнительных  занятиях (Приложение: ментальная карта).

Подготовка учащихся к ЕГЭ – ответственная и трудная задача, стоящая перед учителем, работающим в 11-ом классе. Учитель должен прорешать сам не один десяток тестовых вариантов, отыскать задания-ловушки. Имея опыт работы решения задач ЕГЭ и написания сочинения, учитель будет по-настоящему полезен своим ученикам.

Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке и успешной сдаче ЕГЭ. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливый труд вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»



Автор: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №2», г.Нижневартовск

Чернова Флорида Якуповна



Просмотр содержимого презентации
«Ментальная карта ЕГЭ»

лексика 5 22 текст 2 20 23 24 грамматика 8 9 10 11 12 14 13 3 орфоэпия сложное предложение 21 4 7 15 простое предложение 17 16 ФИ 1 6 ЕГЭ Русский язык 19 19 18 19 обозначения: + «знаю»  х «сомневаюсь»  - «не знаю»

лексика

5

22

текст

2

20

23

24

грамматика

8

9

10

11

12

14

13

3

орфоэпия

сложное предложение

21

4

7

15

простое

предложение

17

16

ФИ

1

6

ЕГЭ

Русский язык

19

19

18

19

обозначения: + «знаю»

х «сомневаюсь»

- «не знаю»

Задания ЕГЭ Знаю (красный) 1  16 2 Сомневаюсь (зеленый) 18 3 Не знаю (синий) 6 16 0 4 4 5 16 0 5 6 19 1 6 7 19 3 0 19 0 8 2 1 3 21 9 10 0 10 1 11 11 0 9 12 6 3 8 22 15 13 3 14 14 1 0 0 14 15 8 16 16 0 8 17 11 6 0 13 0 10 18 19 6 8 1 1 9 20 13 14 21 3 9 22 18 4 7 15 23 4 1 0 7 17 24 0 14 5 0 7 1

Задания ЕГЭ

Знаю (красный)

1

16

2

Сомневаюсь (зеленый)

18

3

Не знаю (синий)

6

16

0

4

4

5

16

0

5

6

19

1

6

7

19

3

0

19

0

8

2

1

3

21

9

10

0

10

1

11

11

0

9

12

6

3

8

22

15

13

3

14

14

1

0

0

14

15

8

16

16

0

8

17

11

6

0

13

0

10

18

19

6

8

1

1

9

20

13

14

21

3

9

22

18

4

7

15

23

4

1

0

7

17

24

0

14

5

0

7

1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как научить предмету и добиться успешных результатов

Автор: Чернова Флорида Якуповна

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226681

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Консультация  для родителей "Как научить ребёнка одеваться?""
    ["seo_title"] => string(65) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-kak-nauchit-riebionka-odievat-sia"
    ["file_id"] => string(6) "306182"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458062662"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Консультация  для родителей "Как научить ребёнка одеваться?""
    ["seo_title"] => string(67) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-kak-nauchit-riebionka-odievat-sia-1"
    ["file_id"] => string(6) "306183"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458062670"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Выполнение комплексной исследовательской работы через интеграцию физики с другими школьными предметами в рамках обобщающего урока"
    ["seo_title"] => string(155) "vypolnieniie-komplieksnoi-issliedovatiel-skoi-raboty-chieriez-intieghratsiiu-fiziki-s-drughimi-shkol-nymi-priedmietami-v-ramkakh-obobshchaiushchiegho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "251184"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447186333"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Презентация к родительскому собранию по теме "Как помочь ребёнку стать успешным""
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-k-roditiel-skomu-sobraniiu-po-tiemie-kak-pomoch-riebionku-stat-uspieshnym"
    ["file_id"] => string(6) "261644"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449162025"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Презентация к родительскому собранию по теме "Как помочь ребёнку стать успешным""
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiia-k-roditiel-skomu-sobraniiu-po-tiemie-kak-pomoch-riebionku-stat-uspieshnym-1"
    ["file_id"] => string(6) "261645"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449162036"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства