8 класс. Часть 2. (Вариант 1)
Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1- А7, В1 – В9.
(1) В первый теплый день я поехал от химкинского речного вокзала по каналу на «Ракете», я один сошел по маленькой голубой пристани села Троицкое и, когда ушла «Ракета», оказался в милом мире детства.
(2) Так же голосили петухи, каркали простуженные вороны, медленно разворачивая темные крылья над голыми осинами, на школьном дворе возбужденно кричали мальчишки, и весенняя земля пахла пасхой.
(3) Я проголодался и зашел в сельмаг, купил колбасы и сухарей и пошел к роще на берегу канала. (4) На опушке под березами стоял в выжидающей позе серо – коричневый кудрявый барбос. (5) Он уже знал, что у меня колбаса, будто ему позвонили из магазина и сказали, и теперь он дрожал всеми кудрями, или мне это только показалось, а он просто стоял, скучая, среди вечной природы и ждал, твердо зная, что кого – то дождется.
(6) Увидев меня, кудряш сошел с тропинки в сторону и пошел следом за мной на кривых терпеливых ногах. (7) Я оглянулся, и он остановился и сконфуженно помигал: «Ничего, что я за тобой увязался?» (8) Я пошел дальше, и он за мной. (9) Я снова оглянулся, и он снова остановился, и тут мы глянули друг другу в глаза и поняли, что знакомы друг с другом вечно.
(10) – Тришка, - сказал я, - Тришка, так тебя зовут?
(11) Он махнул ушами: «А не все ли равно, зови как хочешь».
(12) И теперь мы двинулись рядом, как старые – старые приятели.
(13) Он забегал вперед, шуршал в кустах, нюхал какие – то следы и, взвизгивая радостно – деловито, возвращался назад: «Можно, кажется, все в порядке».
(14) Я сел на скамейку у воды, развернул пакет, а он уселся в вежливом отдалении и так неназойливо, как бы наедине со своими собственными воспоминаниями, облизывался вне всякой связи с моей колбасой.
(15) Я глянул ему в глаза – он отвел их, он не хотел быть нахалом.
(16) Я кинул ему кусок колбасы – он тут же ее проглотил, сел, и, облизываясь, умильно глянул на меня. (17) Я подмигнул ему, и вдруг он подскочил: «Что ты, ты неправильно меня понял», и зашел мне за спину и сел там тихонько.
(18) Я все время чувствовал его за спиной, и кидал ему туда кусочки колбасы, и слышал, как он, шурша в прошлогодних листьях, находит их и жует. (19) Наконец я кинул ему целлофановую шкурку, он и ее проглотил, потом полетел пакет, он попридержал его лапой, основательно вылизал и бросил ветру, а потом взглянул на меня и улыбнулся.
(20) Я встал и пошел, и он за мной. (21) Теперь у меня уже не было колбасы, и не пахло колбасой, он это видел, чувствовал и знал лучше всех на свете, он шел рядом, и мы поглядывали друг на друга, и оба были довольны.
(22) Вдали зашумела идущая обратным рейсом шустрая «Ракета». (23) Я пошел через мостик к маленькой пристани, а он, оставшись по ту сторону мостика, стоял на крепких кривых своих лапах и сквозь курчавую, свисающую на глаза шерсть долго глядел мне вслед – друг мой, брат мой…
( По Б. Ямпольскому)
Задания А1 – А7 выполните на основе анализа прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов обведите кружком.
А1. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик посчитал барбоса старым приятелем?»
- (4) На опушке под березами стоял в выжидающей позе серо – коричневый кудрявый барбос.
- (18) Я все время чувствовал его за спиной, и кидал ему туда кусочки колбасы, и слышал, как он, шурша в прошлогодних листьях, находит их и жует.
- (9) Я снова оглянулся, и он снова остановился, и тут мы глянули друг другу в глаза и поняли, что знакомы друг с другом вечно.
- (11) Он махнул ушами: «А не все ли равно, зови как хочешь».
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово сконфуженно (предложение 7).
- Обиженно
- Смущенно
- Озадаченно
- Растерянно
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
- Вдали зашумела идущая обратным рейсом шустрая «Ракета».
- Я проголодался и зашел в сельмаг, купил колбасы и сухарей и пошел к роще на берегу канала.
- Я пошел дальше, и он за мной.
- Вдали зашумела идущая обратным рейсом «Ракета».
А4. Укажите ошибочное суждение.
- В слове друг все согласные звонкие.
- В слове целлофановую буква ю передает два звука – (йу).
- В слове радостно 7 звуков.
- В слове крылья количество звуков и букв одинаково.
А5. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
- Вокзал
- Оказался
- Возвращался
- Проглотил
А6. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?
- Подскочил
- Взвизгивая
- Подмигнул
- Облизываясь
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется нн»?
- Возбужденно
- Весенняя
- Простуженные
- Собственными
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста.
Ответы на задания В1-В9 записывайте словами и цифрами.
В1. Замените разговорное слово голосили в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово. _________________________
В2. Замените словосочетание (на) пристани села (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
__________________________________________________
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 22.
__________________________________________________________
В4. Среди предложений 18-19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
______________________________________________________________
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Он забегал вперед,(1) шуршал в кустах,(2) нюхал какие – то следы и,(3) взвизгивая радостно – деловито, (4) возвращался назад: «Можно,(5) кажется,(6) все в порядке».
____________________________________________________________
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.
________________________________________________
В7. Среди предложений 6-9 найдите предложение с прямой речью. Напишите номер этого предложения. _________
В8. Из предложения 3 выпишите однородные члены.
В9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
(9) Я снова оглянулся,(1) и он снова остановился, (2) и тут мы глянули друг другу в глаза и поняли, (3) что знакомы друг с другом вечно.
_________________________________________________________________________