kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок литературы и истории по теме: « Лирика А.А. Блока – «трилогия вочеловечения»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить основные этапы, мотивы лирики А. Блока в «трилогии вочеловечения» (по его словам). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и истории по теме: « Лирика А.А. Блока – «трилогия вочеловечения»»»

Конспект урока.


Интегрированный урок литературы и истории по теме:

« Лирика А.А. Блока – «трилогия вочеловечения»»



Составил:

Вдовина Людмила Ивановна,

преподаватель русского языка и

литературы ГБПОУ

«Колледж Современных Технологий

им. Героя Советского Союза М.Ф. Панова»

г. Москвы.


Пояснительная записка


Цель урока: изучить основные этапы, мотивы лирики А. Блока в «трилогии вочеловечения» (по его словам).

Задачи урока:


Обучающая: 1. Осмыслить и понять, изучить творческий путь А.А. Блока (основные этапы лирики) как восхождение к главной теме – теме Родины; воплощение в творчестве идеала Добра, Красоты, Истины.

2. Глубже понять основные исторические события к 19 – начала 20 века, отражённые в творчестве Блока.

3. Изучить особенности философии В. Соловьёва, воплотившиеся в творчестве А. Блока.

4. Рассмотреть основные этапы лирики поэта, отражение модернистских течений в живописи, музыке (символизм) и модернистические течения в искусстве «Серебряного века».


Развивающая: развить умение излагать свою точку зрения, логическое мышление; сформировать умения анализировать информацию и выделять главное; развить умения сравнивать, комментировать, делать выводы; развить творческие, коммуникативные качества; развить личные качества учащихся, сформировать общекультурные навыки.


Воспитывающая: привлечь обучающихся к чтению и осмыслению поэзии А.А. Блока, раскрыть значение идеала в жизни и в творчестве.

Тип урока: комбинированный


Методы и приёмы: высказывать предположение на основе наблюдений, приём постановки вопросов, обсуждение ответов, формулирование выводов, метод самостоятельной работы.


Формы работы: устная, письменная, индивидуальная, работа в группах, коллективная.


Оборудование: презентация учителя, портреты поэта и его окружения, иллюстрации к творчеству, иллюстрации живописных полотен по теме; отрывки из музыкальных произведений А.Н. Скрябина, Фалика.



Учебник: Литература. 11 класс под редакцией Ю.В. Лебедева, I часть, 2016 г. (базовый уровень)

Требования к результатам освоения темы:


Предметные - совершенствование видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Метапредметные – умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; владение навыками познавательной деятельности; применение навыков сотрудничества со сверстниками.


УУД:


Личностные – сформированность учащихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений.


Регулятивные - контроль, оценка, саморегуляция.


Познавательные – анализировать, обобщать и делать выводы.


Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.


Планируемые результаты: научиться понимать прочитанные тексты, аргументировать своё отношение к произведению, строить логические рассуждения, доказывать своё мнение, усваивать литературоведческую терминологию, умение применять полученные знания.


Данный урок состоит из семи основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения обучающегося в учебный процесс. Учащиеся проводят языковые наблюдения, анализируют, думают, рассуждают, обобщают, формулируют ответ. Аргументируют свою точку зрения.


Продолжительность урока: 90 мин.


Преподаватель: Вдовина Л.И.





Интегрированный урок литературы и истории по теме:

« Лирика А.А. Блока – «трилогия вочеловечения»»



Это всё о России…

А. Блок



Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Запись в тетрадь темы, плана, эпиграфа к уроку.

Учитель сообщает план урока:

1, 2, 3 этапы трилогии: 1. «Стихи о Прекрасной Даме».

2. Стихия жизни – низкая действительность и высокая

мечта (идеал).

3. Страшный мир - цикл «Родина».


II. Актуализация опорных знаний.

  1. Вступительное слово преподавателя литературы к теме (сопровождается презентацией)

- Что такое лирика?

Запись в тетрадь определение лирики как рода литературы.


- А.А. Блок – одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию 20 века, соединил русскую классику и новое искусство.

Сам поэт хотел от своих читателей, чтобы его лирика рассматривалась как единое произведение, как трёхтомный роман в стихах, названный им как «трилогия вочеловечения». В центре лирики сама личность современного человека в её отношениях со всем миром. Личность Блока стала героем этой трилогии, он её лирический герой.

Это воплощение в стихах одной души: поэта, который своей жизнью служил пересозданию мира на основах добра и красоты, совершил подвиг самоотречения ради осуществления своих идеалов. Путь такой личности стал основой сюжета трилогии. Проследим и изучим основные этапы этого пути.

Начнем с программных стихотворений, в которых утверждается жизненное и творческое кредо поэта.


Студент читает стихотворение «О, я хочу безумно жить…»


- В стихотворении «Народ и поэт» Блок подчёркивает свою миссию поэта.


Чтение стихотворения преподавателем.

Художник…

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить всё, что видишь ты.

Твой взгляд да будет твёрд и ясен

Сотри случайные черты –

И ты увидишь: мир прекрасен.

Познай, где свет – поймёшь, где тьма.

Пускай же всё пройдёт неспешно,

Что в мире свято, что в нём грешно,

Сквозь жар души, сквозь хлад ума».


III. Открытие новых знаний

  1. В начале 1900-х годов случилось два события, повлиявших на личную литературную судьбу Блока – любовь к Л.Д. Менделеевой и женитьба на ней в 1903 г. И увлечение философскими трудами В.С. Соловьёва.

Появляется первая книга поэзии А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904-1905), в которых отразился любовный роман поэта с Л.Д. Менделеевой и влияние идей В. Соловьёва о Вечной женственности как проявлении мудрого женского начала, источника бессмертной красоты. Эта идея трансформируется в поэтическом мире А. Блока в образе Прекрасной Дамы.


- В чём смысл любви по В. Соловьёву?

(Объединяет небесное и земное, личность обретает идеальную цельность через любовь к миру. Сложная система символов, цветовая символика. Изменение (эволюция) образа Прекрасной Дамы от божественного начала до реального, человеческого образа любимой.)


- Какие три грани облика воплощены в лирической героине?


Студенты читают стихи:


«Предчувствую тебя» (1901 г.)

«Мы встречались с Тобой на закате» (1902 г.)

«Ангел – Хранитель» (1906 г.)

«Скрипка стонет над горой» (1903 г.)

«Вхожу я в тёмные храмы»

Ответ с помощью учителя

В космическом плане – душа мира,

В религиозном – Царица небесная,

В повседневном – возлюбленная поэта.


Преподаватель истории о закономерности и причинах появления новых философских теорий, о философской концепции В. Соловьёва.


Преподаватель литературы подводит итог:

- Итак, в центральном цикле 1 тома трилогии «Стихи о Прекрасной Даме» зарождается святая для А. Блока тема: поэт и его идеал прекрасного: слияние Добра, Красоты и Истины. Этому идеалу он остался верен до конца жизни.

- История любви Рыцаря и Прекрасной Дамы драматична. Как изменяется облик лирической героини?


Ответ на вопрос после прослушивания стихотворений.


  1. Эта тема II тома «трилогии» - стихия жизни и высокая мечта, идеал.


  1. «Девушка пела в церковном хоре» (1905 г.)

  2. «Незнакомка» (1906 г.)


Фонохрестоматия: Романс Фалика на стихи А. Блока «Незнакомка».


  1. «О доблестях, о подвиге, о славе» (1906 г.)

«На железной дороге» (1910 г.)


- Итак, образ Прекрасной Дамы – из народной стихии. В поле зрения поэта – проблемы людей, национальная, общественная жизнь страны. Постепенно созревает (в душе лирического героя) мужественная идея святого долга.


Звучат стихотворения: «Фабрика» (1903 г.)

«Сытые» (1905 г.)

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» (1912 г.)

« Да, так велит мне вдохновенье» (1911 г.)

Преподаватель истории об эпохе 1 русской революции 1905 г. И её особенностях и причинах. Экономика России того времени.


Фонохрестоматия: А.Н. Скрябин «Поэма экстаза» (тема вдохновения, воли). Мотив принятия жизни. Воля. Мужество лирического героя.

Обучающийся читает «О, весна без конца и без края…» (1907 г.)


Преподаватель литературы о глубине и разнообразии жизни. Стихи А. Блока о любви.


Мотив одиночества:

«Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь в который раз…» (1912 г.)


Коротко о циклах: 1) «Через 12 лет» (К.М. Садовской)

Фотографии Дам: 2) «Кармен» (Л.А. Дельмас)

3) «Снежная маска» (Н.Н. Волоховой)


Звучат отрывки из произведений, мысли о женской любви поэта из письма к Л.Д. Менделеевой: «Корень творчества лежит в той, которая вдохновляет уже на всё, даже на теорию, но если она потребует и захочет, теории отпадут, а останется этот живой и гибкий корень».


«Поэт – сын гармонии»:


Студент: «Благословляю всё, что было» (1912 г.)

…и продолжение верного пути!


  1. Преподаватель литературы подводит к третьему этапу, к вершине творчества – теме Родины.


- На одном из выступлений его попросили прочесть стихи о России: «Это всё – о России». Но главным в творчестве становится обращение к ценностям народной жизни, к теме Родины, её судьбы, прозрения грядущих катастроф. Цикл «Родина» (1907-1916 гг.) – Вершина трилогии вочеловечения. Сохранение идеала.


Студенты читают стихотворения «Русь», «Россия».


- Какие темы и проблемы поднимает поэт? «Русь» (1906 г.)

( Темы застоя, совершенности, неподвижности (мотив сна) и внутренней энергии).


Иллюстрации Васнецова, Врубеля – статья «Безвременье» - образ России на перепутьях истории (1906 г.)


«На поле Куликовом» (1908 г.) (стихи с 1 по 5)


- В статье «Безвременье» (1906 г.) Блок создал символико-трагический образ России на переступях истории:

«Открытая даль. Пляшет Россия под звуки длинной и унылой песни о без бытности, о протекающих мигах, о пробегающих полосатых верстах. Нет ни времени, ни пространства на этом просторе. Вот русская действительность – всюду, куда не оглянешься, - даль, синева и щемящая тоска неисполнимых желаний. Думается, всё, чему в этой дали суждено было сбыться, - уже сбылось. На всём печать свершений. Крест поставлен на душе, которая вечно стремясь, каждый шаг знает пределы свои».

Символическое событие, которому суждено возвращение (наречие «опять»). Надежда на победное и светлое будущее, единство судеб поэта и Родины

(«О, Русь моя! Жена моя»).


Преподаватель истории о значении Куликовской битвы в развитии России, о роли национального самосознания, ощущении современником поэта и лирического героя А. Блока грядущих катастроф. Православие – духовная опора нации. Кризис православия.


Студент читает стихотворение «Россия» (1908 г.)


- Что символизирует образ женщины из народа?

(Россию!)


Иллюстрация с картин Архипова и др. Образ русской женщины. Россия в красках и образах.


- Итак, Родина для поэта – загадочная стихия, страна громадной, ещё не выявленной мощи и энергии… А. Блок: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель».

«Русь моя, жизнь моя,

Вместе ль нам маяться?» (1910 г.)


- Как вы понимаете название стихотворения, которое прозвучит. Какова его тема?


Звучит стихотворение: «Новая Америка» (1913 г.)


Преподаватель истории об участии России в I Мировой войне, экономике и политической ситуации. Предреволюционная ситуация в России 1913-1917 гг.


Звучит стихотворение «Возмездие» (начало) (1911-1914 гг.)

«Коршун» (1916 г.)


- Какие мотивы доминируют в этих произведениях?

(Мотив тревоги за судьбу Родины, ввергнутой в I Мировую войну. Блок уподобляет Россию спящей красавице, околдованной Тёмной силой, воплощённой в образе К. Победоносцева. Зловещие образы ястребов, коршунов, хищного дракона, который над всей Европой разинул пасть, преследовали Блока вплоть до 1917 г. и превратились в широкое социальное обобщение).


IV. Этап обобщения и систематизации знаний


- Важнейший мотив стихов о Родине – мотив пути. В финале лирической трилогии это общий для героя и его страны крестный путь.

Зачитываю слова критика Д.Е. Максимова: «Путь Блока предстаёт как некое восхождение, в котором «отвлечение становится конкретнее, неясное – яснее, уединённое срастается с общенародным, вневременное, вечное – с историческим, в пассивном зарождается активное».


- Блок и революция - тема следующего урока: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Поэма «Двенадцать», утверждение в ней идеал поэта – Добра, Красоты и Истины.


V. Рефлексия

- Назовите основные темы 3-х томов трилогии вочеловечения.

- Сформулируйте идеал поэта.

- Докажите, что поэт был верен ему до конца.

- Какая тема стала главной в творчестве А. Блока?


VI. Этап подведения итогов (оценки – обоснование)


Преподаватель выставляет оценки за чтение стихотворений и участие в уроке, комментирует их.


VII. Этап информации о домашнем задании

1. Выучить записи по конспекту.

2. Наизусть одно стихотворение А. Блока (лирика).

3. Принести текст поэмы «Двенадцать».



Заключительное слово преподавателей литературы и истории об осознании поэта своего предназначения:


Тезисы статьи «О назначении поэта»:

  • «Поэт – сын гармонии…»

  • Задачи поэта – общекультурные;

  • Его дело – историческое, свобода – тайная, личная.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вдовина Людмила Ивановна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371230

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Интегрированный урок литературы и истории по теме: « Лирика А.А. Блока – «трилогия вочеловечения»»"
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi_urok_litieratury_i_istorii_po_tiemie_lirika_a_a_bloka_trilog_1"
    ["file_id"] => string(6) "371233"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482145118"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Интегрированный урок литературы и истории по теме: « Лирика А.А. Блока – «трилогия вочеловечения»»"
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi_urok_litieratury_i_istorii_po_tiemie_lirika_a_a_bloka_trilog_2"
    ["file_id"] => string(6) "372403"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482392299"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства