Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и истории по теме: « Лирика А.А. Блока – «трилогия вочеловечения»»»
Конспект урока.
Интегрированный урок литературы и истории по теме:
« Лирика А.А. Блока – «трилогия вочеловечения»»
Составил:
Вдовина Людмила Ивановна,
преподаватель русского языка и
литературы ГБПОУ
«Колледж современных технологий
им. Героя Советского Союза М.Ф. Панова»
г. Москвы.
Пояснительная записка
Цель урока: изучить основные этапы, мотивы лирики А. Блока в «трилогии вочеловечения» (по его словам).
Задачи урока:
Обучающая: 1. Осмыслить и понять, изучить творческий путь А.А. Блока (основные этапы лирики) как восхождение к главной теме – теме Родины; воплощение в творчестве идеала Добра, Красоты, Истины.
2. Глубже понять основные исторические события к 19 – начала 20 века, отражённые в творчестве Блока.
3. Изучить особенности философии В. Соловьёва, воплотившиеся в творчестве А. Блока.
4. Рассмотреть основные этапы лирики поэта, отражение модернистских течений в живописи, музыке (символизм) и модернистические течения в искусстве «Серебряного века».
Развивающая: развить умение излагать свою точку зрения, логическое мышление; сформировать умения анализировать информацию и выделять главное; развить умения сравнивать, комментировать, делать выводы; развить творческие, коммуникативные качества; развить личные качества учащихся, сформировать общекультурные навыки.
Воспитывающая: привлечь обучающихся к чтению и осмыслению поэзии А.А. Блока, раскрыть значение идеала в жизни и в творчестве.
Тип урока: комбинированный
Методы и приёмы: высказывать предположение на основе наблюдений, приём постановки вопросов, обсуждение ответов, формулирование выводов, метод самостоятельной работы.
Формы работы: устная, письменная, индивидуальная, работа в группах, коллективная.
Оборудование: презентация учителя, портреты поэта и его окружения, иллюстрации к творчеству, иллюстрации живописных полотен по теме; отрывки из музыкальных произведений А.Н. Скрябина, Фалика.
Учебник: Литература. 11 класс под редакцией Ю.В. Лебедева, I часть, 2016 г. (базовый уровень)
Требования к результатам освоения темы:
Предметные - совершенствование видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Метапредметные – умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; владение навыками познавательной деятельности; применение навыков сотрудничества со сверстниками.
УУД:
Личностные – сформированность учащихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений.
Регулятивные - контроль, оценка, саморегуляция.
Познавательные – анализировать, обобщать и делать выводы.
Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Планируемые результаты: научиться понимать прочитанные тексты, аргументировать своё отношение к произведению, строить логические рассуждения, доказывать своё мнение, усваивать литературоведческую терминологию, умение применять полученные знания.
Данный урок состоит из семи основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения обучающегося в учебный процесс. Учащиеся проводят языковые наблюдения, анализируют, думают, рассуждают, обобщают, формулируют ответ. Аргументируют свою точку зрения.
Продолжительность урока: 90 мин.
Преподаватель: Вдовина Л.И.
Интегрированный урок литературы и истории по теме:
« Лирика А.А. Блока – «трилогия вочеловечения»»
Это всё о России…
А. Блок
Ход урока:
Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Запись в тетрадь темы, плана, эпиграфа к уроку.
Учитель сообщает план урока:
1, 2, 3 этапы трилогии: 1. «Стихи о Прекрасной Даме».
2. Стихия жизни – низкая действительность и высокая
мечта (идеал).
3. Страшный мир - цикл «Родина».
II. Актуализация опорных знаний.
Вступительное слово преподавателя литературы к теме (сопровождается презентацией)
- Что такое лирика?
Запись в тетрадь определение лирики как рода литературы.
- А.А. Блок – одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию 20 века, соединил русскую классику и новое искусство.
Сам поэт хотел от своих читателей, чтобы его лирика рассматривалась как единое произведение, как трёхтомный роман в стихах, названный им как «трилогия вочеловечения». В центре лирики сама личность современного человека в её отношениях со всем миром. Личность Блока стала героем этой трилогии, он её лирический герой.
Это воплощение в стихах одной души: поэта, который своей жизнью служил пересозданию мира на основах добра и красоты, совершил подвиг самоотречения ради осуществления своих идеалов. Путь такой личности стал основой сюжета трилогии. Проследим и изучим основные этапы этого пути.
Начнем с программных стихотворений, в которых утверждается жизненное и творческое кредо поэта.
Студент читает стихотворение «О, я хочу безумно жить…»
- В стихотворении «Народ и поэт» Блок подчёркивает свою миссию поэта.
Чтение стихотворения преподавателем.
Художник…
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд да будет твёрд и ясен
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет – поймёшь, где тьма.
Пускай же всё пройдёт неспешно,
Что в мире свято, что в нём грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума».
III.Открытие новых знаний
В начале 1900-х годов случилось два события, повлиявших на личную литературную судьбу Блока – любовь к Л.Д. Менделеевой и женитьба на ней в 1903 г. И увлечение философскими трудами В.С. Соловьёва.
Появляется первая книга поэзии А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904-1905), в которых отразился любовный роман поэта с Л.Д. Менделеевой и влияние идей В. Соловьёва о Вечной женственности как проявлении мудрого женского начала, источника бессмертной красоты. Эта идея трансформируется в поэтическом мире А. Блока в образе Прекрасной Дамы.
- В чём смысл любви по В. Соловьёву?
(Объединяет небесное и земное, личность обретает идеальную цельность через любовь к миру. Сложная система символов, цветовая символика. Изменение (эволюция) образа Прекрасной Дамы от божественного начала до реального, человеческого образа любимой.)
- Какие три грани облика воплощены в лирической героине?
Студенты читают стихи:
«Предчувствую тебя» (1901 г.)
«Мы встречались с Тобой на закате» (1902 г.)
«Ангел – Хранитель» (1906 г.)
«Скрипка стонет над горой» (1903 г.)
«Вхожу я в тёмные храмы»
Ответ с помощью учителя
В космическом плане – душа мира,
В религиозном – Царица небесная,
В повседневном – возлюбленная поэта.
Преподаватель истории о закономерности и причинах появления новых философских теорий, о философской концепции В. Соловьёва.
Преподаватель литературы подводит итог:
- Итак, в центральном цикле 1 тома трилогии «Стихи о Прекрасной Даме» зарождается святая для А. Блока тема: поэт и его идеал прекрасного: слияние Добра, Красоты и Истины. Этому идеалу он остался верен до конца жизни.
- История любви Рыцаря и Прекрасной Дамы драматична. Как изменяется облик лирической героини?
Ответ на вопрос после прослушивания стихотворений.
Эта тема II тома «трилогии» - стихия жизни и высокая мечта, идеал.
«Девушка пела в церковном хоре» (1905 г.)
«Незнакомка» (1906 г.)
Фонохрестоматия: Романс Фалика на стихи А. Блока «Незнакомка».
«О доблестях, о подвиге, о славе» (1906 г.)
«На железной дороге» (1910 г.)
- Итак, образ Прекрасной Дамы – из народной стихии. В поле зрения поэта – проблемы людей, национальная, общественная жизнь страны. Постепенно созревает (в душе лирического героя) мужественная идея святого долга.
Звучат стихотворения: «Фабрика» (1903 г.)
«Сытые» (1905 г.)
«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» (1912 г.)
« Да, так велит мне вдохновенье» (1911 г.)
Преподаватель истории об эпохе 1 русской революции 1905 г. И её особенностях и причинах. Экономика России того времени.
Фонохрестоматия: А.Н. Скрябин «Поэма экстаза» (тема вдохновения, воли). Мотив принятия жизни. Воля. Мужество лирического героя.
Обучающийся читает «О, весна без конца и без края…» (1907 г.)
Преподаватель литературы о глубине и разнообразии жизни. Стихи А. Блока о любви.
Мотив одиночества:
«Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь в который раз…» (1912 г.)
Коротко о циклах: 1) «Через 12 лет» (К.М. Садовской)
Фотографии Дам: 2) «Кармен» (Л.А. Дельмас)
3) «Снежная маска» (Н.Н. Волоховой)
Звучат отрывки из произведений, мысли о женской любви поэта из письма к Л.Д. Менделеевой: «Корень творчества лежит в той, которая вдохновляет уже на всё, даже на теорию, но если она потребует и захочет, теории отпадут, а останется этот живой и гибкий корень».
«Поэт – сын гармонии»:
Студент: «Благословляю всё, что было» (1912 г.)
…и продолжение верного пути!
Преподаватель литературы подводит к третьему этапу, к вершине творчества – теме Родины.
- На одном из выступлений его попросили прочесть стихи о России: «Это всё – о России». Но главным в творчестве становится обращение к ценностям народной жизни, к теме Родины, её судьбы, прозрения грядущих катастроф. Цикл «Родина» (1907-1916 гг.) – Вершина трилогии вочеловечения. Сохранение идеала.
Студенты читают стихотворения «Русь», «Россия».
- Какие темы и проблемы поднимает поэт? «Русь» (1906 г.)
( Темы застоя, совершенности, неподвижности (мотив сна) и внутренней энергии).
Иллюстрации Васнецова, Врубеля – статья «Безвременье» - образ России на перепутьях истории (1906 г.)
«На поле Куликовом» (1908 г.) (стихи с 1 по 5)
- В статье «Безвременье» (1906 г.) Блок создал символико-трагический образ России на переступях истории:
«Открытая даль. Пляшет Россия под звуки длинной и унылой песни о без бытности, о протекающих мигах, о пробегающих полосатых верстах. Нет ни времени, ни пространства на этом просторе. Вот русская действительность – всюду, куда не оглянешься, - даль, синева и щемящая тоска неисполнимых желаний. Думается, всё, чему в этой дали суждено было сбыться, - уже сбылось. На всём печать свершений. Крест поставлен на душе, которая вечно стремясь, каждый шаг знает пределы свои».
Символическое событие, которому суждено возвращение (наречие «опять»). Надежда на победное и светлое будущее, единство судеб поэта и Родины
(«О, Русь моя! Жена моя»).
Преподаватель истории о значении Куликовской битвы в развитии России, о роли национального самосознания, ощущении современником поэта и лирического героя А. Блока грядущих катастроф. Православие – духовная опора нации. Кризис православия.
Студент читает стихотворение «Россия» (1908 г.)
- Что символизирует образ женщины из народа?
(Россию!)
Иллюстрация с картин Архипова и др. Образ русской женщины. Россия в красках и образах.
- Итак, Родина для поэта – загадочная стихия, страна громадной, ещё не выявленной мощи и энергии… А. Блок: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель».
«Русь моя, жизнь моя,
Вместе ль нам маяться?» (1910 г.)
- Как вы понимаете название стихотворения, которое прозвучит. Какова его тема?
Звучит стихотворение: «Новая Америка» (1913 г.)
Преподаватель истории об участии России в I Мировой войне, экономике и политической ситуации. Предреволюционная ситуация в России 1913-1917 гг.
(Мотив тревоги за судьбу Родины, ввергнутой в I Мировую войну. Блок уподобляет Россию спящей красавице, околдованной Тёмной силой, воплощённой в образе К. Победоносцева. Зловещие образы ястребов, коршунов, хищного дракона, который над всей Европой разинул пасть, преследовали Блока вплоть до 1917 г. и превратились в широкое социальное обобщение).
IV. Этап обобщения и систематизации знаний
- Важнейший мотив стихов о Родине – мотив пути. В финале лирической трилогии это общий для героя и его страны крестный путь.
Зачитываю слова критика Д.Е. Максимова: «Путь Блока предстаёт как некое восхождение, в котором «отвлечение становится конкретнее, неясное – яснее, уединённое срастается с общенародным, вневременное, вечное – с историческим, в пассивном зарождается активное».
- Блок и революция - тема следующего урока: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Поэма «Двенадцать», утверждение в ней идеал поэта – Добра, Красоты и Истины.
V. Рефлексия
- Назовите основные темы 3-х томов трилогии вочеловечения.
- Сформулируйте идеал поэта.
- Докажите, что поэт был верен ему до конца.
- Какая тема стала главной в творчестве А. Блока?
VI. Этап подведения итогов (оценки – обоснование)
Преподаватель выставляет оценки за чтение стихотворений и участие в уроке, комментирует их.
VII. Этап информации о домашнем задании
1. Выучить записи по конспекту.
2. Наизусть одно стихотворение А. Блока (лирика).
3. Принести текст поэмы «Двенадцать».
Заключительное слово преподавателей литературы и истории об осознании поэта своего предназначения:
Тезисы статьи «О назначении поэта»:
«Поэт – сын гармонии…»
Задачи поэта – общекультурные;
Его дело – историческое, свобода – тайная, личная.