Просмотр содержимого документа
«Языковые особенности портретной характеристики»
Урок развития речи в 7 классе.
Тема урока: Языковые особенности портретной характеристики личности.
Эпиграф:
… что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Цель урока:
учить ребят через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение; находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения;
обогащать речь учащихся «портретной» лексикой, формировать у учащихся наблюдательность;
воспитывать внимание к окружающим людям, воспитывать любовь к прекрасному.
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
- Сегодня мы проводим урок развития речи на тему: «Языковые особенности портретной характеристики». Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова Н.А.Заболоцкого. На уроке мы будем учиться через внешность человека постигать его внутренний мир, его характер и настроение, обогатим свой словарный запас «портретной» лексикой.
2. Фронтальная работа с классом. Проверка д/з.
- Ребята, а что такое литературный портрет?
- Назовите основные элементы словесного описания внешности. (Фигура, поза, лицо, глаза, волосы)
Зачитайте из д/з описание внешности человека.
- Для чего словесный портрет вводится в художественное произведение?
- Итак, описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя (персонажа).
3.Учимся у мастеров слова! Викторина «Угадай героя».
- Определите, о портретах каких героев идёт речь и ответьте на вопрос: «Какие элементы внешности использует автор при описании героя?»
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебёдушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поёт;
Горят щёки её румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетённые,
По плечам бегут, извиваются…(Алёна Дмитриевна, М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»)
«Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» (Снежная королева, Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)
«Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати….с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза». (И. С. Тургенев «Бежин луг»)
- Выпишите из каждого описания 2-3 наиболее ярких словосочетания.
Работа по учебнику. Упр. 317
- Какие прилагательные и причастия вы подобрали к существительному
1) лицо
2) походка
3) волосы
4)взгляд
5) нос?
5. Словарная работа с самопроверкой.
- А теперь задание наоборот. Подберите к данным причастиям существительные, объясните правописание причастий.
- Внешность – это первое, что мы видим в человеке. Наш народ очень наблюдателен. О внешности он создал множество пословиц и поговорок. Какие из них вы помните?
- Ребята, а какая самая выразительная деталь на лице? (Глаза).
- Правильно. Не случайно существует пословица «Глаза – зеркало души человека». Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение.
М.А.Шолохов писал в «Судьбе человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали не его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.
Давайте подберем ряд сравнений для описания глаз человека. Упр. 315
7. Лексическая работа.
- А сейчас проведём лексическую работу. Я зачитаю слова-определения глаз. Распределите эти слова в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они у вас вызывают.
- Итак, мы видим, что при описании внешности очень часто используются средства художественной выразительности.
Упр. 312, 313, 314.
9. Беседа.
Описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя. Художники тоже могут через внешность человека передать его характер.
Рассмотрим рисунки датского художника Х. Бидструпа «Четыре характера».
- Можно ли эти рисунки назвать юмористическими? В чём комизм ситуаций, представленных на рисунках?
- Какие черты характера изобразил художник на своём рисунке? При помощи эпитетов попробуйте их описать.
- Как бы вы поступили в подобной ситуации?
- Предложите подписи под картинками.
- Опишите людей, изображённых на рисунках. Какой разговор мог произойти между ними? Составьте диалог или монолог.
10. Домашнее задание. Используя материалы урока, составьте описание-характеристику на тему «Я». (Упр. 319)
11. Подведение итогов урока.
- Итак, о чём нужно помнить, описывая внешность человека?
ПАМЯТКА
Описывая внешность человека, следует:
стараться передать внутренний мир человека, его характер и настроение;
выделять главное (неповторимое) в облике конкретной личности;