kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе «Портрет! Что может быть проще и сложнее, очевиднее и глубже?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:1) способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно-творческих способностей.

Задачи урока:

  1. актуализировать знания обучающихся о том, что такое портрет и каковы особенности его функционирования в тексте;
  2. разработать алгоритм анализа портрета, используя портретные характеристики из уже изученных произведений;
  3.  научить отбирать лексические средства для реализации замысла сочинения; формулировать главную мысль письменного высказывания;
  4. отрабатывать умение искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью; формировать информационную компетенцию при работе с текстом;
  5. развивать умения планировать, корректировать и оценивать свою работу;

6)     развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;

Планируемые образовательные результаты:

личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира

 метапредметные:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно отбирать критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение

- умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

- смысловое чтение, умение работать индивидуально и в группе

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

 предметные: - владение элементарной литературоведческой терминологией

- умение интерпретировать изученные литературные произведения

- понимание авторской позиции, своего отношения

- выбор адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

- создание устных и письменных монологических высказываний разного типа

- понимание русского слова в его эстетической функции

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе «Портрет! Что может быть проще и сложнее, очевиднее и глубже?» »

1.Автор проекта: Федотова Екатерина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №23» Озерского городского округа
2. Предмет:  литература (2 часа). 
3. Класс: 7 
4. Тема урока:  «Портрет! Что может быть проще и сложнее, очевиднее и глубже?»

5. Цель урока:1) способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно-творческих способностей.
6. Задачи урока:

  1. актуализировать знания обучающихся о том, что такое портрет и каковы особенности его функционирования в тексте;

  2. разработать алгоритм анализа портрета, используя портретные характеристики из уже изученных произведений;

  3. научить отбирать лексические средства для реализации замысла сочинения; формулировать главную мысль письменного высказывания;

  4. отрабатывать умение искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью; формировать информационную компетенцию при работе с текстом;

  5. развивать умения планировать, корректировать и оценивать свою работу;

  6. развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;
    7. Планируемые образовательные результаты:

личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира

метапредметные:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно отбирать критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение

- умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

- смысловое чтение, умение работать индивидуально и в группе

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

предметные: - владение элементарной литературоведческой терминологией

- умение интерпретировать изученные литературные произведения

- понимание авторской позиции, своего отношения

- выбор адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

- создание устных и письменных монологических высказываний разного типа

- понимание русского слова в его эстетической функции

Оборудование: 1) репродукции картин Дм. Левицкого «Портрет Екатерины Дашковой», Ф. Рокотова «Портрет А.П. Струйской», И.Н. Крамского «Неизвестная», иллюстрации П. Боклевского к произведениям Н.В. Гоголя «Мертвые души» и И.С. Тургенева «Отцы и дети», иллюстрация В. Перова к произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», портрет Бэлы;

2) распечатки текстов для анализа (Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова)

8. Содержание урока


Этап урока 


Содержание и виды деятельности учащихся 

  1. Вводный (организационно-мотивационный этап)

У.: Учебный год подходит к концу, пора подводить итоги. Сегодня мы вспомним с вами, что изучили в этом году, а также в 5 и 6 классе. Но это не значит, что сегодня мы не откроем для себя ничего нового. Для того чтобы узнать, о чем же сегодня пойдет речь, мы должны разгадать кроссворд.


п



с

о

л

о

х

а




г

е

р

а

с

и

м

м

и

т

р

а

ш

а

м

ц

ы

р

и





ф

е

д

я


т




1. Назовите героиню по ее внешности, а также автора и название произведения.

Мать кузнеца имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных казаков (которым, не мешает, между прочим, заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживали и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них в голову не пришло, что у него есть соперник.

Солоха, Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

2. Как звали героя? В каком произведении?

Мужчина 12-ти вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, либо проворно и безостановочно молотил 3харшинным цепом, и, как рычаг, опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле.

Герасим, И.С. Тургенев «Муму»

3. О ком идет речь? Назовите героя и произведение.

Он был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь называли его учителя в школе. «Мужичок в мешочке» был весь в золотых веснушках, а носик глядел вверх.

Митраша, М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

4. Назовите героя, автора и название произведения.

Три дня все поиски по нем

Напрасны были, но потом

Его в степи без чувств нашли

И вновь в обитель принесли.

Он страшно бледен был и худ

И слаб, как будто долгий труд,

Болезнь иль голод испытал.

Он на допрос не отвечал

И с каждым днем приметно вял.

Мцыри, М.Ю. Лермонтов «Мцыри».

5.Вспомните произведение И.С. Тургенева «Бежин луг»? О каком мальчике идет речь?

Вы бы дали ему лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги – не отцовские.

Федя.

У.: Видите ключевое слово почти открылось. Так что же нам помогло правильно назвать всех героев?

Д.: Портрет.

У.: Верно. Сегодня мы поговорим о портрете литературного героя. Итак, запишем тему урока, слова французского писателя Бодлера. Эти слова как раз и отражают сущность портрета. Как вы думаете, почему нет ничего проще портрета?

Д.: Портрет – это внешность человека, то, что можно увидеть сразу.

У.: А почему же портрет сложен?

Д.: По портрету можно «прочитать» человека, узнать, чем он занимается, с кем общается, даже некоторые черты характера, по изображению можно определить и отношение автора портрета к тому, кого он изобразил.

У.: Действительно, за видимой простотой портрета скрывается глубина, а иногда даже непостижимость, недосягаемость изображенного человека. Наша с вами сегодня задача научиться «читать» портреты и не только живописные, но и литературные: правильно прочесть словесный портрет не так уж и просто. Мы также подумаем с вами, по какому плану можно проанализировать любой портрет, в чем его особенности, а также посмотрим, как разные писатели пишут портреты. Ну и, конечно, попробуем сами «нарисовать» портрет.


  1. Основной (информационно-аналитический этап)

Во все времена люди рисовали портреты. У древних это были по большей части наскальные изображения, в средние века стали изображать лицо, одежду. Позже, в 18 веке жанр портрета в живописи оформился окончательно. Бытовали такие виды портрета, как парадный и камерный. Давайте подумаем над значением слов «парадный» и «камерный». Что означает слово «парадный?

Д.: от слова «парад» – праздничный, показательный.

У.: Действительно, прилагательное «парадный» произошло от слова «парад». Вспомните, как люди выглядят на парадах. Парадный портрет изображали знатных людей. Роскошная одежда, достойная, величественная поза, различные знаки высокого сословного положения – все это обязательные элементы парадного портрета. Посмотрите, пожалуйста, перед вами пример классического парадного портрета, принадлежащий перу известного русского художника Дмитрия Григорьевича Левицкого, который жил в конце 18 века. Это портрет Екатерины Романовны Дашковой. Она помогла великой императрице Екатерине Второй взойти на престол, а позже она стала Президентом Российской Академии Наук. Посмотрите, пожалуйста, как она одета?

Д.: В красивое, дорогое платье из тяжелого материала, через плечо красная лента.

У.: Это так называемая екатерининская лента, т.е. указывающая на придворное положение. А что вы можете сказать об этой женщине, глядя на ее лицо?

Д.: Она умная, решительная, смелая, гордая, с прямой осанкой,

У.: Совершенно верно. А теперь давайте подумаем, что означает слово «камерный» и какие портреты называли камерными.

Д.: «Камерный» – от слова «камера», маленькое, закрытое помещение.

У.: Вспомните, какие театры называют камерными?

Д.: Такие театры, которые рассчитаны на маленькое количество зрителей.

У.: Хорошо. Как вы думаете, а почему портреты могли быть камерными?

Д.: Они были рассчитаны на домашнюю, доверительную обстановку, которая не требовала пышных одежд, напряжения во время позирования.

У.: Да, камерные портреты по сравнению с парадными более скромные. Поза достаточно естественная и свидетельствует о высокой культуре поведения, сдержанности чувств модели. Перед вами портрет Федора Степановича Рокотова «Портрет А.П. Струйской, выполненный в 1722 году. Посмотрите на эту женщину, что вы можете сказать о ней?

Д.: У нее усталое лицо, но ее усталость, скорее, приятная, такое ощущение, что она вот-вот улыбнется, у нее красивые глаза. Она одета богато, но без лишней парадности, ее прическа тоже не парадная: волосы спускаются по плечам. Кажется, что она добрая, очень интересная в общении.

У.: Именно этому портрету поэт Николай Заболоцкий посвятил стихотворение. Посмотрите, как он «прочитал» этот портрет (выразительное чтение):

Любите живопись, поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач.

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук,

Когда потемки наступают

И приближается гроза

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

У.: Перед вами женщина-загадка, и невозможно до конца понять, о чем же на самом деле она думает, но взгляд ее «прекрасных глаз» проникает глубоко в душу. Судьба А.П. Струйской была печальной, как тонко уловил это Заболоцкий. На какие детали портрета обратил внимание поэт?

Д.: Поэт обратил внимание на глаза, а глаза – это зеркало души. Мы можем по глазам понять душевное состояние человека.

У.: Какие сравнения использует поэт?

Д.: Глаза как два обмана, как два тумана, полуулыбка, полуплач и т.д. Ее эмоциональное состояние непонятно до конца зрителю.

У.: А как художнику удается передать это состояние героини?

Д.: Через туманный фон, контуры портрета расплывчаты. Неяркие краски.

У.: «Портрет А.П. Струйской» Ф. Рокотова был первым шагом в истории искусства к изображению душевного состояния модели.

В 19 веке художники стали писать такие портреты, по которым можно было увидеть не просто внешность, но даже заглянуть в душу человеку. Такой портрет можно назвать психологическим. Посмотрите на этот портрет (И.Н. Крамской «Неизвестная», 1883)? Что можете сказать об этой женщине?

Д.: Она надменная, смотрит как будто свысока, она хорошо одета.

У.: Действительно Иван Николаевич Крамской, русский живописец, один из создателей Товарищества передвижных выставок, изобразил ее в такой позе, как будто бы она смотрит свысока, но посмотрите внимательнее на ее лицо. Что вы можете «прочитать»?

Д.: У нее печальные глаза, она сжала губы, у нее лицо несчастливой женщины. Ее высокомерие всего лишь маска.

У.: Верно. Посмотрите, как художник смог передать чувства героини? Мы с вами посмотрели три портрета, за ними три человеческих судьбы. Вы смогли «прочитать эти портреты. Что помогло вам? На что нужно обращать внимание, когда «читаешь» живописный портрет?

Д.: На выражение лица: на глаза, улыбку.

У.: Во многих портретах многое могут сказать руки: чем занимается человек, каково его душевное состояние. Эти детали несут особую психологическую характеристику.

Д.: Внимание к деталям одежды, фону картины и ее цветовой гамме, колориту.

У.: Обратимся теперь к литературному портрету. Прочитаем текст на распечатках, которые лежат у вас на столах

По выходе отца своего Оксана долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою. «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? – говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы о чем-нибудь поболтать с собою. – Лгут люди, я совсем не хороша». Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное. «Разве черные брови и очи мои, - продолжала красавица, не выпуская зеркала, - так хороши, что уже равных им нет на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! – и, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: - Нет, хороша! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость я принесу тому, кого буду я женою! Как будет любоваться мною муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть».

«Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня, - продолжала хорошенькая кокетка, - как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!»

У.: Из какого произведения взят этот отрывок?

Д.: «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя. Скажите, какое впечатление производит на вас человек, внешность которого описана?

Д.: Очень красивая девушка, которой нравится любоваться собой, молодая, очень эмоциональная.

У.: А что во внешности Оксаны вас поразило, запомнилось?

Д.: Брови, очи, длинные, как змеи, косы.

У.: А почему вам запомнились именно эти черты ее портрета?

Д.: Потому что именно с ними употребляется прилагательное «черный». Это как символ магии, как будто она колдунья, она словно знает заклинания, которыми можно приворожить к себе человека.

У.: А чьими глазами мы смотрим на портрет?

Д.: Глазами автора и глазами героини

У.: Прочитайте текст, который принадлежит автору.

Д.: «По выходе отца своего Оксана долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою», «Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное».

У.: Как вы думаете, зачем автор использует такой прием?

Д.: Чтобы показать особенности характера девушки, ее некоторую самовлюбленность.

У.: Перед нами очень необычный, яркий портрет. А что делает этот портрет по-настоящему ярким?

Д.: Художественные средства.

У.: Давайте не будем торопиться и начнем анализировать портрет детально с самого начала. Итак, как оценивает свою внешность Оксана с самого начала?

Д.: Сначала она говорит, что некрасива, удивляется, почему же она всем нравится.

У.: А она действительно считает себя некрасивой? Почему она так говорит?

Д.: Она так не считает, она словно «подогревает» свое самолюбие. Ощущения становятся острее, если сначала сказать, что она некрасива, а затем убедиться, что это не так.

У.: Хорошо. А что помогает нам убедиться в искренности ее слов?

Д.: Большое количество восклицательных предложений. Она радуется тому, что красива и не может сдержать своих эмоций.

У.: А как мы понимаем, что Оксана действительно красива?

Д.: Автор использует сравнения (косы, как длинные змеи), эпитеты (черные очи, черные брови).

У.: Для того чтобы разобраться, в чем же особенности портретов в гоголевских произведениях обратимся к еще одному описанию. Подумайте, что объединяет эти два описания, а что их отличает.

У старого Коржа была дочка-красавица, какую, я думаю, вряд ли доставалось вам видывать. Тетка покойного деда рассказывала, - а женщине, сами знаете, легче поцеловаться с чертом, не во гнев будь сказано, нежели назвать кого красавицей, - что полненькие щечки казачки были свежи и ярки, как мак самого тонкого розового цвета, когда, умывшись божьею росою, горит он, распрямляет листики и охорашивается перед только что поднявшимся солнышком; что брови словно черные шнурочки, какие покупают теперь для кресов и дукатов девушки наши у проходящих по селам с коробками москалей, ровно нагнувшись, как будто гляделись в ясные очи; что ротик, на который глядя облизывалась тогдашняя молодежь, кажись, на то и создан был, чтобы выводить соловьиные песни; что волосы ее, черные, как крылья ворона, и мягкие, как молодой лен ( тогда еще девушки наши не заплетали их в дрибушки, перевивая красивыми, ярких цветов синдячками), падали курчавыми кудрями на шитой золотом кунтуш.

Дрибушки – мелкие косы

Синдячки – узкие ленты

Дукат – род медали, носится на шее.

Кунтуш – верхнее старинное платье.

(«Вечер накануне Ивана Купала»)

Д.: Эти портреты объединяет многое. Здесь тоже описывается молодая красавица. Только она не сама себя описывает, а ее внешность передается со слов «тетки покойного деда».

У.: Как вы думаете, почему снова используется этот прием: дается портрет глазами героя произведения?

Д.: Так автор подчеркивает достоверность слов, характеризуется не только тот, кто описан, но и тот, кто описывает.

У.: Хорошо, что еще объединяет эти портреты?

Д.: Много эпитетов, сравнений, ярких красок.

У.: Какие цвета нам встречаются здесь?

Д.: тонкий розовый цвет, черный, золотой.

У.: Действительно, очень разнообразная палитра. Что еще привлекает наше внимание. Почему мы понимаем, что девушка молодая и действительно очень красивая. Как вы думаете, сколько ей лет?

Д.: Может быть, 16 или 18. Она еще совсем юная.

У.: А что же в тексте все время говорит нам о ее юности?

Д.: Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: щечки, листики, солнышко, шнурочки, ротик.

У.: Верное наблюдение. Действительно, нежность, юная красота девушки передается этими словами. Суффиксы не только «уменьшают» слова, делают их мягче, но и словно «уменьшают» саму девушку. Что еще указывает на то, что два этих портретов написаны одним автором

Д.: Очень много сравнений, они распространенные.

У.: Давайте посмотрим, с чем же сравнивается героиня?

Д.: Ее щечки как мак, который распрямляется под лучами солнца. Так же и девушка растет, становится все красивее, как цветок. Ее брови, как шнурочки, такие же аккуратные, маленькие, волосы черны, как крылья ворона, волосы мягкие, как лен.

У.: А как построены предложения? О чем это говорит?

Д.: Весь текст состоит из двух предложений. Второе очень сильно распространено засчет сравнений. Точки предполагают паузу, а здесь создается ощущение, что все говорится на одном дыхании. Красота настолько очевидна, что даже не приходится задумываться о том, с чем ее можно сравнить.

У.: Итак, давайте сделаем вывод. Мы обратились к двум портретам из произведений одного писателя. Каковы особенности портретного мастерства Гоголя?

Д.: Яркие, красочные эпитеты, распространенные сравнения. В описаниях много экспрессии. Портрет дан глазами героя произведения – это портрет-впечатление. Создается идеальный образ, которого, может, и не существует на самом деле.

У.: Портреты юных красавиц из произведений Н.В. Гоголя удивительно похожи. Давайте попробуем создать «универсальный портрет» одной красавицы. Для этого вам предлагаются еще описания девушек из произведений Н.В. Гоголя:

Стоило только поднять глаза немного вверх, чтоб увидеть причину такой почтительности: на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые вместе с длинными косами и пучком полевых цветов, богатою корону покоились на ее очаровательной головке. Все, казалось, занимало ее; все было ей чудно ново… и хорошенькие глазки беспрестанно бегали с одного предмета на другой.


Дверь распахнулась, и девушка на поре семнадцатой весны, обвитая сумерками, робко оглядываясь, переступила через порог. В полуясном мраке горели приветно, будто звездочки, ясные очи; блистало красное коралловое монисто, и от орлиных очей парубка не могла укрыться даже краска, стыдливо вспыхнувшая на щеках ее.

Выбирая самые характерные портретные детали, создайте портрет юной красавицы.

Пример из детского сочинения:

Это была такая красавица, которую вам вряд ли приходилось видывать. Когда поднимала она свои черные, как ночь, очи, все меркло перед ее взглядом. Щечки ее всегда свежи и румяны, как свет утренней зари. Глядя на такую красоту, ни один парубок не мог не мечтать о поцелуе в эти алые, как налитое яблочко, губы.


У.: Молодцы. Рассмотренные нами портреты мы можем назвать идеализирующими. Прочитаем еще одно портретное описание и подумаем, чем этот портрет отличается от предыдущих.

Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги – не отцовские. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов. Лицо третьего, Илюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белесые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет. Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке по крайней мере, - не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.

У.: Итак, привычный наш вопрос: из какого произведения эти портреты и кто автор.

Д.: «Бежин луг» И.С. Тургенева.

У.: Итак, чем же отличаются эти портреты от предыдущих двух?

Д.: Портреты Гоголя очень яркие, образные, лишенные подробностей. А портреты героев Тургенева очень подробные, детальные.

У.: Вспомните, чьими глазами мы смотрели на портреты Гоголя и кто здесь описывает мальчиков.

Д.: На героев Гоголя мы смотрим, как правило, глазами других персонажей. Героев Тургенева описывает автор-повествователь.

У.: Что вы можете сказать об авторе-повествователе? Какой он человек?

Д.: Он очень наблюдательный, подмечает все детали в одежде мальчиков.

У.: Обратите внимание, в каком порядке описывает внешность мальчиков автор?

Д.: Возраст, внешность, черты лица, одежда.

У.: Зачем автор так подробно описывает героев?

Д.: Чтобы читатель имел точное представление, о ком идет речь.

У.: Что помогает нам понять, что автор очень наблюдательный?

Д.: Очень подробно описана внешность. Он замечает, что Федя из состоятельной семьи и с мальчишками пасет коней для забавы. Обращает внимание на сапоги – они не отцовские, а Федины. Когда он описывает мальчиков, то выражает свое мнение – очень много вводных слов: «Что и говорить!», «на его языке, по крайней мере».

У.: Чем костюм Илюши отличается от других? Как вы думаете, из какой семьи он?

Д.: Из бедной, на нем лапти, свитка.

У.: Давайте запишем, что такое онучи и свитка. Онучи - это длинная широкая полоса ткани для обмотки ноги, запишите. А свитка - это род кафтана.

У.: Повествователь просто перечисляет черты внешности? Не видит в них ничего примечательного? Д.: Нет, он выражает свою оценку увиденному.

У.: Как он это делает?

Д.: Подбирает точные эпитеты, сравнения.

У.: Докажите это, обращаясь к тексту.

Д.: У Павлуши голова огромная, с пивной котел; лицо Кости заострено снизу, как у белки.

У.: Почему именно такие сравнения подбирает автор? Вспомните сравнения Н.В. Гоголя!

Д.: С помощью сравнений Гоголь идеализирует своих героев. Сравнения Тургенева реалистичны.

У.: Теперь посмотрите, какие эпитеты использует автор. Сравните цветовую гамму?

Д.: Здесь тоже часто используется цвет. У Гоголя – яркие, контрастные, у Тургенева – приглушенные, чаще встречающиеся в реальности. Эпитеты: полувеселая, полурассеянная улыбка, неказистый малый, горбоносое, вытянутое лицо – такими эпитетами автор создает достоверное описание мальчиков.

У.: Скажите любой ли мальчик подойдет под это описание? Какое это описание?

Д.: Нет, конкретное, индивидуальное.

У.: Такие портреты мы назовем реалистическими. Как бы вы отличили текст И.С. Тургенева от других писателей?

Д.: Тургенев очень подробно, без эмоций, в деталях, обращая внимание на мелочи, описывает внешность, одежду персонажей.

У.: На картине Алексея Гавриловича Венецианова «Захарка» изображен мальчик-подросток. Возраст его примерно соответствует возрасту героев И.С. Тургенева из рассказа «Бежин луг». Опишите его портрет в той же манере, что и И.С. Тургенев.

Пример из детского сочинения:

Это был мальчик с вьющимися русыми волосами, карими глазами и пухлыми губами. На вид Захарке было лет десять, но весь его внешний вид говорил о самостоятельной взрослой жизни. На нем был старый, изношенный тулуп и меховая шапка. Рукавицы, видно, были ему велики, но в руках он уверенно держал топор. Особенно во внешности мальчика поражал взгляд: из-под нахмуренных бровей смотрел маленький мужчина.

У.: Но есть и еще один вид портретов, с которым мы с вами сейчас и познакомимся. Посмотрите, пожалуйста, в чем особенность следующих описаний?

Пришибеев, сморщенный унтер с колючим лицом, делает руки по швам и отвечает хриплым придушенным голосом, отчеканивая каждое слово, точно командуя.

(«Унтер Пришибеев») [ ]

Иван Капитоныч – маленькое, пришибленное, приплюснутое создание, живущее для того только, чтобы поднимать уроненные платки и поздравлять с праздником. Он молод, но спина его согнута в дугу, колени вечно подогнуты, руки запачканы и по швам… Лицо его точно дверью прищемлено или мокрой тряпкой побито.

(«Двое в одном»)[ ]


У.: Перед вами портреты героев Антона Павловича Чехова. Какое впечатление произвел портрет?

У.: Какое же?

Д.: Описаны очень неприятные люди.

У.: Затем что нас интересует?

Д.: Какие детали запомнились? Пришибеев – сморщенный, с колючим лицом и придушенным голосом. Иван Капитоныч – маленькое, пришибленное, приплюснутое создание, живущее для того только, чтобы поднимать уроненные платки и поздравлять с праздником. Он молод, но спина его согнута в дугу, колени вечно подогнуты, руки запачканы и по швам… Лицо его точно дверью прищемлено или мокрой тряпкой побито.

У.: Обратите внимание, что вам запомнились портреты полностью. И сейчас мы разберемся, почему. Как вы понимаете выражение «сморщенный человек»?

Д.: Недовольный, сухой, неприятный, маленького роста.

У.: Хорошо. А как вы понимаете «колючее лицо», «колючий взгляд»?

Д.: Колючий взгляд, значит, жесткий, пробирающий насквозь, злой. А колючее лицо – неприятное, злое, жесткое, некрасивое.

У.: Какой же образ создает автор?

Д.: Неприятный, омерзительный, это человек, с которым не хочется разговаривать.

У.: Обратимся ко второму портрету. Посмотрите: «Иван Капитоныч – маленькое, пришибленное, приплюснутое создание». В чем смысл такой тройной характеристики?

Д.: Герой совсем уничтожен

У.: Такой прием нагнетания отрицательных характеристик называется ниспадающей градацией.

У.:. Что еще бросается в его облике в глаза читателю?

Д.: Его лицо словно дверью прищемлено и мокрой тряпкой прибито.

У.: В чем смысл такого сравнения?

Д.: Образ героя снижается еще больше.

У.: Как вы думаете, а почему Чехов не описывает подробно волосы, цвет глаз, одежду, окружение героев? Почему же вы запомнили портреты героев почти полностью?

Д.: Писатель находит только самые важные детали внешности и заостряет на них внимание.

У.: А как сам Чехов относится к свои персонажам?

Д.: Он высмеивает их и заставляет других смеяться над ними.

У.: Такой портрет можно назвать сатирическим.

  1. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

Итак, подведем итоги. С какими типами портретов мы сегодня познакомились?

Д.: Идеализирующие, реалистические, сатирические.

У.: Сегодня мы пытались с вами работать по определенному ключу. Давайте вспомним и запишем, на какие вопросы необходимо обязательно ответить, приступая к анализу портрета?

  1. Что запомнилось, поразило во внешности героя?

  2. Что можно сказать о возрасте, национальности, привычках, характере героя?

  3. Чьими глазами дана портретная характеристика?

  4. Развернутый или краткий портрет?

  5. Мастерство писателя в изображении портрета?

У.: Несомненно, мы с вами плодотворно поработали.

Сегодня на уроке мы попробовали с вами создать идеализирующий и реалистический портрет. А теперь напишите сатирический (иллюстрация П. Боклевского к произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души» портрет Плюшкина).

Данное задание дается детям не с целью угадать, как на самом деле описан этот герой, а с целью применить полученные знания о портрете, о стилях разных авторов на практике. С этими произведениями дети познакомятся только в старших классах, но таким образом, мы проводим пропедевтическую работу по ознакомлению детей с историей русской литературы, по расширению ученического кругозора. Кроме того, предлагая портреты героев известных произведений, у нас есть возможность показать детям, правильно ли они поняли портрет, смог ли художник изобразить портрет героев по словесному описанию, а также мы предоставляем настоящее описание данного героя и разные варианты портрета одного и того же персонажа.

Дети сразу уловили, что портрет Плюшкина сатирический. Ученики пытались подобрать яркие сравнения для описания образа этого персонажа. Вот некоторые из работ, на мой взгляд, наиболее интересные:

Весь облик этого человечишки напоминает заморскую птицу, попугая: скрюченный нос-клюв, маленькие, почти неживые глазки, незаметные, вероятно, никогда не улыбающиеся губы. И в довершении всего излюбленная деталь туалета: ночной колпак, похожий на птичий хохолок. Того и гляди, клюнет в голову и не пожалеет об этом, схватит, что плохо лежит и унесет к себе в гнездо.

(Татьяна Ч.)

Этот старик как знак вопроса. Он очень сгорблен. И даже нос его тоже знак вопроса. Он как будто у всех спрашивает: а зачем вы сюда пришли? У меня все равно ничего нет!. А под халатом прячет деньги.

(Саша Ч.)

Не мужчина, а Баба Яга – морщинистый, скукоженный, страшный. Все в его облике говорит о жадности и нехороших качествах. Лицо у него злое, колючее.

(Оля О.)

Описывая Плюшкина, дети используют точные портретные замечания А.П. Чехова («колючее лицо») или прилагательные, характеризующие героя, напоминающие чеховские («морщинистый», «скукоженный»). Засчет такой попытки заимствования некоторых определений известного писателя ребята и пытаются создать сатирический портрет. При этом они опираются на ключ к анализу, составленный на уроке: пытаются сделать портрет запоминающимся, ориентируются на эмоциональное восприятие портрета другими.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Федотова Екатерина Викторовна

Дата: 27.08.2015

Номер свидетельства: 227389


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства