Во все времена люди рисовали портреты. У древних это были по большей части наскальные изображения, в средние века стали изображать лицо, одежду. Позже, в 18 веке жанр портрета в живописи оформился окончательно. Бытовали такие виды портрета, как парадный и камерный. Давайте подумаем над значением слов «парадный» и «камерный». Что означает слово «парадный? Д.: от слова «парад» – праздничный, показательный. У.: Действительно, прилагательное «парадный» произошло от слова «парад». Вспомните, как люди выглядят на парадах. Парадный портрет изображали знатных людей. Роскошная одежда, достойная, величественная поза, различные знаки высокого сословного положения – все это обязательные элементы парадного портрета. Посмотрите, пожалуйста, перед вами пример классического парадного портрета, принадлежащий перу известного русского художника Дмитрия Григорьевича Левицкого, который жил в конце 18 века. Это портрет Екатерины Романовны Дашковой. Она помогла великой императрице Екатерине Второй взойти на престол, а позже она стала Президентом Российской Академии Наук. Посмотрите, пожалуйста, как она одета? Д.: В красивое, дорогое платье из тяжелого материала, через плечо красная лента. У.: Это так называемая екатерининская лента, т.е. указывающая на придворное положение. А что вы можете сказать об этой женщине, глядя на ее лицо? Д.: Она умная, решительная, смелая, гордая, с прямой осанкой, У.: Совершенно верно. А теперь давайте подумаем, что означает слово «камерный» и какие портреты называли камерными. Д.: «Камерный» – от слова «камера», маленькое, закрытое помещение. У.: Вспомните, какие театры называют камерными? Д.: Такие театры, которые рассчитаны на маленькое количество зрителей. У.: Хорошо. Как вы думаете, а почему портреты могли быть камерными? Д.: Они были рассчитаны на домашнюю, доверительную обстановку, которая не требовала пышных одежд, напряжения во время позирования. У.: Да, камерные портреты по сравнению с парадными более скромные. Поза достаточно естественная и свидетельствует о высокой культуре поведения, сдержанности чувств модели. Перед вами портрет Федора Степановича Рокотова «Портрет А.П. Струйской, выполненный в 1722 году. Посмотрите на эту женщину, что вы можете сказать о ней? Д.: У нее усталое лицо, но ее усталость, скорее, приятная, такое ощущение, что она вот-вот улыбнется, у нее красивые глаза. Она одета богато, но без лишней парадности, ее прическа тоже не парадная: волосы спускаются по плечам. Кажется, что она добрая, очень интересная в общении. У.: Именно этому портрету поэт Николай Заболоцкий посвятил стихотворение. Посмотрите, как он «прочитал» этот портрет (выразительное чтение): Любите живопись, поэты! Лишь ей единственной дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач. Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук, Когда потемки наступают И приближается гроза Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. У.: Перед вами женщина-загадка, и невозможно до конца понять, о чем же на самом деле она думает, но взгляд ее «прекрасных глаз» проникает глубоко в душу. Судьба А.П. Струйской была печальной, как тонко уловил это Заболоцкий. На какие детали портрета обратил внимание поэт? Д.: Поэт обратил внимание на глаза, а глаза – это зеркало души. Мы можем по глазам понять душевное состояние человека. У.: Какие сравнения использует поэт? Д.: Глаза как два обмана, как два тумана, полуулыбка, полуплач и т.д. Ее эмоциональное состояние непонятно до конца зрителю. У.: А как художнику удается передать это состояние героини? Д.: Через туманный фон, контуры портрета расплывчаты. Неяркие краски. У.: «Портрет А.П. Струйской» Ф. Рокотова был первым шагом в истории искусства к изображению душевного состояния модели. В 19 веке художники стали писать такие портреты, по которым можно было увидеть не просто внешность, но даже заглянуть в душу человеку. Такой портрет можно назвать психологическим. Посмотрите на этот портрет (И.Н. Крамской «Неизвестная», 1883)? Что можете сказать об этой женщине? Д.: Она надменная, смотрит как будто свысока, она хорошо одета. У.: Действительно Иван Николаевич Крамской, русский живописец, один из создателей Товарищества передвижных выставок, изобразил ее в такой позе, как будто бы она смотрит свысока, но посмотрите внимательнее на ее лицо. Что вы можете «прочитать»? Д.: У нее печальные глаза, она сжала губы, у нее лицо несчастливой женщины. Ее высокомерие всего лишь маска. У.: Верно. Посмотрите, как художник смог передать чувства героини? Мы с вами посмотрели три портрета, за ними три человеческих судьбы. Вы смогли «прочитать эти портреты. Что помогло вам? На что нужно обращать внимание, когда «читаешь» живописный портрет? Д.: На выражение лица: на глаза, улыбку. У.: Во многих портретах многое могут сказать руки: чем занимается человек, каково его душевное состояние. Эти детали несут особую психологическую характеристику. Д.: Внимание к деталям одежды, фону картины и ее цветовой гамме, колориту. У.: Обратимся теперь к литературному портрету. Прочитаем текст на распечатках, которые лежат у вас на столах По выходе отца своего Оксана долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою. «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? – говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы о чем-нибудь поболтать с собою. – Лгут люди, я совсем не хороша». Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное. «Разве черные брови и очи мои, - продолжала красавица, не выпуская зеркала, - так хороши, что уже равных им нет на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! – и, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: - Нет, хороша! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость я принесу тому, кого буду я женою! Как будет любоваться мною муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть». «Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня, - продолжала хорошенькая кокетка, - как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!» У.: Из какого произведения взят этот отрывок? Д.: «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя. Скажите, какое впечатление производит на вас человек, внешность которого описана? Д.: Очень красивая девушка, которой нравится любоваться собой, молодая, очень эмоциональная. У.: А что во внешности Оксаны вас поразило, запомнилось? Д.: Брови, очи, длинные, как змеи, косы. У.: А почему вам запомнились именно эти черты ее портрета? Д.: Потому что именно с ними употребляется прилагательное «черный». Это как символ магии, как будто она колдунья, она словно знает заклинания, которыми можно приворожить к себе человека. У.: А чьими глазами мы смотрим на портрет? Д.: Глазами автора и глазами героини У.: Прочитайте текст, который принадлежит автору. Д.: «По выходе отца своего Оксана долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою», «Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное». У.: Как вы думаете, зачем автор использует такой прием? Д.: Чтобы показать особенности характера девушки, ее некоторую самовлюбленность. У.: Перед нами очень необычный, яркий портрет. А что делает этот портрет по-настоящему ярким? Д.: Художественные средства. У.: Давайте не будем торопиться и начнем анализировать портрет детально с самого начала. Итак, как оценивает свою внешность Оксана с самого начала? Д.: Сначала она говорит, что некрасива, удивляется, почему же она всем нравится. У.: А она действительно считает себя некрасивой? Почему она так говорит? Д.: Она так не считает, она словно «подогревает» свое самолюбие. Ощущения становятся острее, если сначала сказать, что она некрасива, а затем убедиться, что это не так. У.: Хорошо. А что помогает нам убедиться в искренности ее слов? Д.: Большое количество восклицательных предложений. Она радуется тому, что красива и не может сдержать своих эмоций. У.: А как мы понимаем, что Оксана действительно красива? Д.: Автор использует сравнения (косы, как длинные змеи), эпитеты (черные очи, черные брови). У.: Для того чтобы разобраться, в чем же особенности портретов в гоголевских произведениях обратимся к еще одному описанию. Подумайте, что объединяет эти два описания, а что их отличает. У старого Коржа была дочка-красавица, какую, я думаю, вряд ли доставалось вам видывать. Тетка покойного деда рассказывала, - а женщине, сами знаете, легче поцеловаться с чертом, не во гнев будь сказано, нежели назвать кого красавицей, - что полненькие щечки казачки были свежи и ярки, как мак самого тонкого розового цвета, когда, умывшись божьею росою, горит он, распрямляет листики и охорашивается перед только что поднявшимся солнышком; что брови словно черные шнурочки, какие покупают теперь для кресов и дукатов девушки наши у проходящих по селам с коробками москалей, ровно нагнувшись, как будто гляделись в ясные очи; что ротик, на который глядя облизывалась тогдашняя молодежь, кажись, на то и создан был, чтобы выводить соловьиные песни; что волосы ее, черные, как крылья ворона, и мягкие, как молодой лен ( тогда еще девушки наши не заплетали их в дрибушки, перевивая красивыми, ярких цветов синдячками), падали курчавыми кудрями на шитой золотом кунтуш. Дрибушки – мелкие косы Синдячки – узкие ленты Дукат – род медали, носится на шее. Кунтуш – верхнее старинное платье. («Вечер накануне Ивана Купала») Д.: Эти портреты объединяет многое. Здесь тоже описывается молодая красавица. Только она не сама себя описывает, а ее внешность передается со слов «тетки покойного деда». У.: Как вы думаете, почему снова используется этот прием: дается портрет глазами героя произведения? Д.: Так автор подчеркивает достоверность слов, характеризуется не только тот, кто описан, но и тот, кто описывает. У.: Хорошо, что еще объединяет эти портреты? Д.: Много эпитетов, сравнений, ярких красок. У.: Какие цвета нам встречаются здесь? Д.: тонкий розовый цвет, черный, золотой. У.: Действительно, очень разнообразная палитра. Что еще привлекает наше внимание. Почему мы понимаем, что девушка молодая и действительно очень красивая. Как вы думаете, сколько ей лет? Д.: Может быть, 16 или 18. Она еще совсем юная. У.: А что же в тексте все время говорит нам о ее юности? Д.: Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: щечки, листики, солнышко, шнурочки, ротик. У.: Верное наблюдение. Действительно, нежность, юная красота девушки передается этими словами. Суффиксы не только «уменьшают» слова, делают их мягче, но и словно «уменьшают» саму девушку. Что еще указывает на то, что два этих портретов написаны одним автором Д.: Очень много сравнений, они распространенные. У.: Давайте посмотрим, с чем же сравнивается героиня? Д.: Ее щечки как мак, который распрямляется под лучами солнца. Так же и девушка растет, становится все красивее, как цветок. Ее брови, как шнурочки, такие же аккуратные, маленькие, волосы черны, как крылья ворона, волосы мягкие, как лен. У.: А как построены предложения? О чем это говорит? Д.: Весь текст состоит из двух предложений. Второе очень сильно распространено засчет сравнений. Точки предполагают паузу, а здесь создается ощущение, что все говорится на одном дыхании. Красота настолько очевидна, что даже не приходится задумываться о том, с чем ее можно сравнить. У.: Итак, давайте сделаем вывод. Мы обратились к двум портретам из произведений одного писателя. Каковы особенности портретного мастерства Гоголя? Д.: Яркие, красочные эпитеты, распространенные сравнения. В описаниях много экспрессии. Портрет дан глазами героя произведения – это портрет-впечатление. Создается идеальный образ, которого, может, и не существует на самом деле. У.: Портреты юных красавиц из произведений Н.В. Гоголя удивительно похожи. Давайте попробуем создать «универсальный портрет» одной красавицы. Для этого вам предлагаются еще описания девушек из произведений Н.В. Гоголя: …Стоило только поднять глаза немного вверх, чтоб увидеть причину такой почтительности: на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые вместе с длинными косами и пучком полевых цветов, богатою корону покоились на ее очаровательной головке. Все, казалось, занимало ее; все было ей чудно ново… и хорошенькие глазки беспрестанно бегали с одного предмета на другой. Дверь распахнулась, и девушка на поре семнадцатой весны, обвитая сумерками, робко оглядываясь, переступила через порог. В полуясном мраке горели приветно, будто звездочки, ясные очи; блистало красное коралловое монисто, и от орлиных очей парубка не могла укрыться даже краска, стыдливо вспыхнувшая на щеках ее. Выбирая самые характерные портретные детали, создайте портрет юной красавицы. Пример из детского сочинения: Это была такая красавица, которую вам вряд ли приходилось видывать. Когда поднимала она свои черные, как ночь, очи, все меркло перед ее взглядом. Щечки ее всегда свежи и румяны, как свет утренней зари. Глядя на такую красоту, ни один парубок не мог не мечтать о поцелуе в эти алые, как налитое яблочко, губы. У.: Молодцы. Рассмотренные нами портреты мы можем назвать идеализирующими. Прочитаем еще одно портретное описание и подумаем, чем этот портрет отличается от предыдущих. Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги – не отцовские. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов. Лицо третьего, Илюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белесые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет. Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке по крайней мере, - не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь. У.: Итак, привычный наш вопрос: из какого произведения эти портреты и кто автор. Д.: «Бежин луг» И.С. Тургенева. У.: Итак, чем же отличаются эти портреты от предыдущих двух? Д.: Портреты Гоголя очень яркие, образные, лишенные подробностей. А портреты героев Тургенева очень подробные, детальные. У.: Вспомните, чьими глазами мы смотрели на портреты Гоголя и кто здесь описывает мальчиков. Д.: На героев Гоголя мы смотрим, как правило, глазами других персонажей. Героев Тургенева описывает автор-повествователь. У.: Что вы можете сказать об авторе-повествователе? Какой он человек? Д.: Он очень наблюдательный, подмечает все детали в одежде мальчиков. У.: Обратите внимание, в каком порядке описывает внешность мальчиков автор? Д.: Возраст, внешность, черты лица, одежда. У.: Зачем автор так подробно описывает героев? Д.: Чтобы читатель имел точное представление, о ком идет речь. У.: Что помогает нам понять, что автор очень наблюдательный? Д.: Очень подробно описана внешность. Он замечает, что Федя из состоятельной семьи и с мальчишками пасет коней для забавы. Обращает внимание на сапоги – они не отцовские, а Федины. Когда он описывает мальчиков, то выражает свое мнение – очень много вводных слов: «Что и говорить!», «на его языке, по крайней мере». У.: Чем костюм Илюши отличается от других? Как вы думаете, из какой семьи он? Д.: Из бедной, на нем лапти, свитка. У.: Давайте запишем, что такое онучи и свитка. Онучи - это длинная широкая полоса ткани для обмотки ноги, запишите. А свитка - это род кафтана. У.: Повествователь просто перечисляет черты внешности? Не видит в них ничего примечательного? Д.: Нет, он выражает свою оценку увиденному. У.: Как он это делает? Д.: Подбирает точные эпитеты, сравнения. У.: Докажите это, обращаясь к тексту. Д.: У Павлуши голова огромная, с пивной котел; лицо Кости заострено снизу, как у белки. У.: Почему именно такие сравнения подбирает автор? Вспомните сравнения Н.В. Гоголя! Д.: С помощью сравнений Гоголь идеализирует своих героев. Сравнения Тургенева реалистичны. У.: Теперь посмотрите, какие эпитеты использует автор. Сравните цветовую гамму? Д.: Здесь тоже часто используется цвет. У Гоголя – яркие, контрастные, у Тургенева – приглушенные, чаще встречающиеся в реальности. Эпитеты: полувеселая, полурассеянная улыбка, неказистый малый, горбоносое, вытянутое лицо – такими эпитетами автор создает достоверное описание мальчиков. У.: Скажите любой ли мальчик подойдет под это описание? Какое это описание? Д.: Нет, конкретное, индивидуальное. У.: Такие портреты мы назовем реалистическими. Как бы вы отличили текст И.С. Тургенева от других писателей? Д.: Тургенев очень подробно, без эмоций, в деталях, обращая внимание на мелочи, описывает внешность, одежду персонажей. У.: На картине Алексея Гавриловича Венецианова «Захарка» изображен мальчик-подросток. Возраст его примерно соответствует возрасту героев И.С. Тургенева из рассказа «Бежин луг». Опишите его портрет в той же манере, что и И.С. Тургенев. Пример из детского сочинения: Это был мальчик с вьющимися русыми волосами, карими глазами и пухлыми губами. На вид Захарке было лет десять, но весь его внешний вид говорил о самостоятельной взрослой жизни. На нем был старый, изношенный тулуп и меховая шапка. Рукавицы, видно, были ему велики, но в руках он уверенно держал топор. Особенно во внешности мальчика поражал взгляд: из-под нахмуренных бровей смотрел маленький мужчина. У.: Но есть и еще один вид портретов, с которым мы с вами сейчас и познакомимся. Посмотрите, пожалуйста, в чем особенность следующих описаний? Пришибеев, сморщенный унтер с колючим лицом, делает руки по швам и отвечает хриплым придушенным голосом, отчеканивая каждое слово, точно командуя. («Унтер Пришибеев») [ ] Иван Капитоныч – маленькое, пришибленное, приплюснутое создание, живущее для того только, чтобы поднимать уроненные платки и поздравлять с праздником. Он молод, но спина его согнута в дугу, колени вечно подогнуты, руки запачканы и по швам… Лицо его точно дверью прищемлено или мокрой тряпкой побито. («Двое в одном»)[ ] У.: Перед вами портреты героев Антона Павловича Чехова. Какое впечатление произвел портрет? У.: Какое же? Д.: Описаны очень неприятные люди. У.: Затем что нас интересует? Д.: Какие детали запомнились? Пришибеев – сморщенный, с колючим лицом и придушенным голосом. Иван Капитоныч – маленькое, пришибленное, приплюснутое создание, живущее для того только, чтобы поднимать уроненные платки и поздравлять с праздником. Он молод, но спина его согнута в дугу, колени вечно подогнуты, руки запачканы и по швам… Лицо его точно дверью прищемлено или мокрой тряпкой побито. У.: Обратите внимание, что вам запомнились портреты полностью. И сейчас мы разберемся, почему. Как вы понимаете выражение «сморщенный человек»? Д.: Недовольный, сухой, неприятный, маленького роста. У.: Хорошо. А как вы понимаете «колючее лицо», «колючий взгляд»? Д.: Колючий взгляд, значит, жесткий, пробирающий насквозь, злой. А колючее лицо – неприятное, злое, жесткое, некрасивое. У.: Какой же образ создает автор? Д.: Неприятный, омерзительный, это человек, с которым не хочется разговаривать. У.: Обратимся ко второму портрету. Посмотрите: «Иван Капитоныч – маленькое, пришибленное, приплюснутое создание». В чем смысл такой тройной характеристики? Д.: Герой совсем уничтожен У.: Такой прием нагнетания отрицательных характеристик называется ниспадающей градацией. У.:. Что еще бросается в его облике в глаза читателю? Д.: Его лицо словно дверью прищемлено и мокрой тряпкой прибито. У.: В чем смысл такого сравнения? Д.: Образ героя снижается еще больше. У.: Как вы думаете, а почему Чехов не описывает подробно волосы, цвет глаз, одежду, окружение героев? Почему же вы запомнили портреты героев почти полностью? Д.: Писатель находит только самые важные детали внешности и заостряет на них внимание. У.: А как сам Чехов относится к свои персонажам? Д.: Он высмеивает их и заставляет других смеяться над ними. У.: Такой портрет можно назвать сатирическим. |