Данный урок "Языковой гибрид "-мастерская построения знаний и ценностных ориентаций. Тип данного урока -повторительно-обобщающий. Цель урока -повторить материал по теме "Причастие ". В ходе урока класс делится на четыре творческие группы : исследователи,конструкторы,ученые,стилисты.Каждая творческая группа получает индивидуальное задание,содержащее повторительный материал по теме "Причастие ". На заключительном этапе урока учащиеся выполняют творческое задание по созданию текста с использованием причастий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Мы образовали маленькое содружество. Меня зовут Э.А., я - эмоциональная, а вас? (Назовите имя и прилагательное на первую букву имени,
характеризующее вас).
Очень приятно, нас ждет сегодня сотворчество, содружество.
- Что обозначает приставка со-? ( вместе)
Какие чувства мы испытываем друг к другу? Назовите слова с приставкой со- (сопереживание, сострадание, сочувствие, сопричастность)
1.Мотивационно-ориентационный блок.
-Наше тепло растопило снег, и мы очутились в тропическом саду. (Слайд 2)
-Что изображено на слайде? Какое субтропическое растение? (грейпфрут)
- Кто его родители? (лимон и апельсин).
-Это грейпфрут. Талисман нашего сегодняшнего урока. ( слайд 3)
-Есть ли для таких фруктов общее название? (гибрид)
-Что оно обозначает? (помесь, смешение)
1.1.Проблематизация знаний.
-Послушайте сказку и догадайтесь, о чем идет речь.
Старый ученый-языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не ягоды, не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и вывел уже несколько сортов.
-Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного?- размышлял как- то ученый- садовник.- Только будет ли толк, они так далеки друг от друга?!
Сказано, сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные, а самостоятельная часть речи, у которой были признаки» папы» - глагола и «мамы»- прилагательного.
-Так какую же часть речи в русском языке можно назвать «гибридом»? Почему?
- Какова тема нашего занятия? ( Лингвистический гибрид. Причастие).
1.2. Целеполагание - формулировка цели предстоящей деятельности.
-Какова цель нашего урока? Что необходимо повторить? На какие вопросы ответить? Сформулируйте их.
-Что такое причастие?
-Каковы его морфологические признаки?
-Какова его синтаксическая роль?
-Какие орфограммы и пунктограммы по теме «Причастие» мы знаем?
-С какой целью мы используем причастия в речи?
2. Организационно-деятельностный блок.
- А для этого поработаем в группах. У каждой группы свое задание на листах.
Прочитайте его. Распределите роли.
1 группа - ученые, 2 группа - исследователи, 3 группа- конструкторы, 4 группа- стилисты (задания группам даны в приложении).
-Заслушиваем выступления групп. Спасибо за работу!
2.1. Этап конструирования - переход от системы теоретического мышления к системе практического и создание собственного образовательного продукта.
Выполнение творческого задания: ( слайд 4-5)
Продолжите описание волшебного сада, в котором растут грейпфрутовые деревья, используя причастия. Пусть вам подскажет их ваше воображение, волшебная музыка и, конечно же, ваши зрительные и предстоящие вкусовые ощущения (после прочтения ваших миниатюр мы попробуем этот загадочный гибрид).
-Чтение 2-3 миниатюр.
3.Рефлексивно-оценочный блок. (Слайд 6)
-Чем мы с вами занимались?
-Для чего это необходимо?
-Каков главный результат?
- Осилили мы этот лингвистический гибрид?
-Каков он на вкус? ( горек, как и само причастие).
-А чтобы прибавить сладости давайте заедим его конфетами!
--Спасибо за работу, за ваши знания. Я была рада встрече с вами.
Приложения к уроку.
1 группа – «Ученые»
Определите лексическое значение слова «причастие» по толковому словарю В.И.Даля , назвать синонимы к слову « причастие» (смотри лист «Материал для справок»)
Дать определение причастия.
Причастие – это --------------------------------- --------------------, которая--------------------------
2 группа - «Исследователи»
Составить автобиографию причастия «знающий»
Я, причастие ----------------------, обозначаю -----------------------------------------------------------, происхожу из семьи частей речи: ----------------------------- и ----------------------------------------. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки. Я причастие --------------------- времени, ----------------------------- вида. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос ---------------------------------, свою синтаксическую роль -------------------------------- . Научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме ---------------------------рода, --------------------------- падежа, ---------------------- числа. В предложении выполняю роль -------------------------- .
3 группа – «Конструкторы»
1.Составить схему выделения причастного оборота.
2.Заполнить таблицу «Суффиксы действительных и страдательных причастий».
Действительные причастия
Страдательные причастия
Настоящее время
Прошедшее время
Настоящее время
Прошедшее время
4 группа – «Стилисты»
1. Как вы понимаете высказывание М.В.Ломоносова: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу…»?
2.В какой речи ( книжной или разговорной) используются причастия?
Ответьте на этот вопрос, опираясь на высказывание А.С.Пушкина: «Мы не говорим карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».
1.Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объяснив правописание причастий. Определите, с какой целью они используются в данном тексте.
Вот видит купец в окна растворен..ые, что кругом разведен..ы сады диковинные, плодовитые и цветы цветут красоты (не)описанной. Захотелось ему по тем садам прогулятися.
Сходит он по другой лестнице из мрамора зеленого, из малахита медного, с перилами позолочен..ыми, сходит прямо в зелены сады. Гуляет он и любуется: на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот так и просятся, инда, глядя на них, слюнки текут.
2. Продолжите описание волшебного сада, в котором растут грейпфрутовые деревья, используя причастия. Пусть вам подскажет их ваше воображение, волшебная музыка и, конечно же, ваши зрительные и предстоящие вкусовые ощущения (после прочтения ваших миниатюр мы попробуем этот загадочный гибрид).
Подходит купец к грейпфрутовому дереву, ------------------------------- на пригорочке. Срывает------------------------------ плод,------------------------------------ чудеснейшим запахом. Захотелось ему отведать эту------------------------------------- диковину. Разломил он ---------------------------------грейпфрут и насладился -------------------------------- , ----------------------------------------------------- ароматом. Прилег под диковинным деревом да заснул под звуки-------------------------------------------музыки.