«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце…». Интегрированный урок
«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце…». Интегрированный урок
Конспект интегрированного урока "Я в этот мир пришел, чтобы видеть солнце". Урок включает в себя метапредметный анализ текста, мини-исследование. Может использоваться на уроках русского языка, литературы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Какие выразительные средства языка вы использовали? (олицетворение)
Олицетворе́ние— троп, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
3. - Ребята, а что вы знаете о Солнце?
4.Мини-исследование «Солнце в мифологии разных народов».
Мини-проект «Энциклопедия слова»
- Как вы считаете, какие еще можно исследования или проекты сделать о солнце.
5.Метапредметный анализ текста
Солнце
С олнце – это самое главное в нашей системе, ее центр. Своим тяготением оно удерживает около себя планеты, кометы и астероиды, не давая им разбегаться в разные стороны. Оно в 109 раз больше Земли по размеру и в 750 раз тяжелее всех тел нашей системы, вместе взятых. Оно излучает тепло и свет, благодаря которым и существует на Земле жизнь. Недаром же у многих народов Солнце было великим божеством, которому строили прекрасные храмы и возносили молитвы. В честь Солнца, каждую весну пробуждающего жизнь, на масленицу пекут блины. Каждый блин – как маленькое солнышко. Как делается блинчик, тебе, наверное, известно. А как же устроено наше Солнце?
Галилео Галилей, направив свой телескоп на Солнце, увидел на нём тёмные пятна. Кроме того, он обнаружил, что эти пятна перемещаются по солнечному диску. Его открытие подтвердило, что Солнце вращается вокруг своей оси. Один оборот оно совершает за 27 суток, то есть почти за месяц. Пятна на Солнце, их форма и количество постоянно меняются.
Солнце – это гигантский раскалённый шар. На его поверхности температура составляет шесть тысяч градусов. А в центре она доходит до 15 миллионов градусов! Поэтому на Солнце мы не полетим. Погулять по нему нельзя. Никакое вещество не способно вынести такую огромную температуру. Звёзды нужно изучать с почтительного расстояния.
Откуда же этот жар? Источником его является центральная часть Солнца, которая есть не что иное, как гигантский термоядерный реактор, который люди мечтают, но пока не могут построить на Земле. Термоядерные реакции – это самый мощный источник энергии, известный звёздам и людям. Именно их природа использовала для того, чтобы зажечь все звёзды, в том числе и наше Солнце. В недрах Солнца из водорода образуется гелий, при этом выделяется огромное количество энергии. Солнце состоит в основном из водорода, своего «горючего», и гелия – «отходов» его сгорания.
В периоды солнечной активности часто наблюдаются солнечные вспышки - мощные локальные выбросы энергии с поверхности Солнца. Эти вспышки сопровождаются не только кратковременным усилением излучения определённого участка Солнца, но и выбросами заряженных частиц, которые, достигая Земли, вызывают его возмущения, неблагоприятно сказывающиеся на здоровье некоторых людей.
Е сли посмотреть на Солнце (днём это трудно сделать, потому что больно глазам, да и не нужно, потому что это вредно для них, но можно смотреть при закате), то оно кажется ровным кружком. На самом деле Солнце окружено довольно толстым и очень неровным слоем атмосферы, которая просто так невидима. Полностью её можно увидеть только во время затмения, когда Луна загораживает для нас центральную, самую яркую часть Солнца.
Для нас, жителей планеты Земля, Солнце – это звезда совершенно нам необходимая. Без Солнца никого из нас просто бы не было. Солнце – это главный двигатель всех жизненных процессов, происходящих на Земле. Уничтожьте его лучи хотя бы на один месяц - и жизнь на нашей планете прекратится.
1. Укажите утверждения, которые соответствуют содержанию текста.
1) Солнце – это гигантский раскалённый шар.
2) Солнце окружено довольно тонким и очень ровным слоем атмосферы.
3) Солнце – это главный двигатель всех жизненных процессов, происходящих на Земле.
4) В периоды солнечной активности можно наблюдать солнечные затмения.
2. Какое из утверждений не соответствует тексту:
Источником жара является центральная часть Солнца.
Солнце в 109 раз больше Земли.
Солнце в 750 раз легче всех тел нашей системы, вместе взятых.
Солнце – это самое главное в нашей системе, ее центр.
3. Открытие Галилео Галилея подтвердило, что:
1) Солнце – это самое главное в нашей системе. 2) Солнце в 750 раз тяжелее всех тел нашей системы, вместе взятых. 3) Солнце вращается вокруг своей оси. 4) Солнце – это гигантский раскалённый шар.
4. Какие два основных вещества входят в состав Солнца?
5. Какой из этих химических элементов назван в честь Солнца?
6. В результате, какого процесса температура на Солнце достигает 15 миллионов градусов? 7. На какой из перечисленных вопросов нельзя получить ответ, используя
информацию из текста?
За сколько суток Солнце совершает оборот вокруг своей оси?
Во сколько раз Солнце по размеру больше Земли?
Как и когда образовалось Солнце?
Влияют ли солнечные вспышки на здоровье людей?
8. Выберите утверждения, соответствующие содержанию текста.
Для нас, жителей планеты Земля, Солнце – это звезда совершенно нам необходимая.
Пятна на Солнце, их форма и количество никогда не меняются.
У многих народов Солнце было великим божеством.
Без Солнца жизнь на нашей планете прекратится.
9. Чтобы пересказать текст о Солнце своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположите пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.
А) Солнце окружено слоем атмосферы.
Б) Солнце – это самое главное в нашей системе, ее центр.
В) Солнце – это гигантский раскалённый шар.
Д) Солнце – это главный двигатель всех жизненных процессов на Земле.
Г) Открытие Галилео Галилея.
10. Вам встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно. Для каждого слова из первого столбца найдите верное толкование его значения из второго столбца.
слово
толкование слова
А) реактор
1) газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты, Солнце и звёзды
Б) атмосфера
2) астрономический прибор для изучения небесных светил по их электромагнитному излучению
В) телескоп
3) аппарат или установка, в которой протекает физическая (ядерная) или химическая реакция
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
С1. Прочитав текст, вы узнали, что… (Сформулируйте свою мысль в 2-3 предложениях).
6. Солнце - обязательный герой большинства сказок и преданий, где оно выполняет роль мудрого советчика и наставника, судьи и защитника.
Ветер и солнце (К.Д.Ушинский)
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. «Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ». Сказал и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом. Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. «Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом».
- Какова главная мысль этой сказки?
- Что есть солнце в этой сказке? (Доброта)
- К какому стилю относится этот текст?
- Какой тип речи?
7. Хочется закончить урок строчками из стихотворения К.Бальмонта:
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас, Я буду петь ... Я буду петь о Солнце…
Раскройте себя для солнечного света. Будьте яркими, сияющими и щедрыми.
Очень важно, чтобы каждое утро и у вас, ребята, начиналось с улыбки, с хорошего настроения. Солнышко дарит свои лучики каждому из нас. И oт этого мы становимся добрее, теплее, внимательнее. У доброго человека лучистая, солнечная улыбка. Подарите друг другу улыбки
Пусть солнце всегда будет с нами и с вами и со всеми.