формировать навыки выразительного чтения; развивать внимание, память ,устную речь; обогащать словарный запас учеников, воспитывать способность, желание увидеть в музыке, в картинах художников всю красоту зимней природы.
Оборудование: учебники; вырезанные из бумаги снежинки; картины художников:
Ход урока:
1. Организационный момент
2.Опрос домашнего задания.
Вопросы:
1.Что хотел показать автор?
2.Какие краски выбрал поэт, чтобы описать зимний лес?
3.Напоминает ли стихотворение сказку?
4. Найдите в тексте «сказочные» слова.
3. Вступительное слово учителя.
1. Введение в тему:
Прочитайте название стихотворения.
Как вы думаете, о чём оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как её встречают.)
Ребята, а кто из вас любит это время года?
Как вы встречаете зиму, расскажите. (Ответы детей . Они делятся своими впечатлениями.)
Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые снежные одежды.
С раннего детства нам запоминаются стихи о весенней, летней, зимней природе. Читая, их мы словно открываем, книгу природы. Мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства , музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму. Сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил зиму в своём стихотворении И. С. Никитин
(на доске – портрет И.С.Никитина и его книги).
Иван Саввич Никитин (1824-1861) родился в древнем городе Воронеже.
Поэт Никитин хорошо знал заботы и тяготы простого русского человека. Его стихи о родной земле, о природе понятны каждому, они удивительно теплы и искренни. Поэтов русской глубинки читать всегда интересно, они умеют подметить то, что жителям крупных городов не удаётся увидеть.
Никитин всего несколько лет учился в школе. Закончить образование ему не удалось – надо было самому зарабатывать на жизнь, помогать семье. Но он много читал и ещё в школе стал писать стихи.
В своих стихах Иван Никитин правдиво и ярко рассказал о жизни трудового народа, о России, о тружениках.
Особенно хорошо Никитин описывал русскую природу. Мы в этом убедимся, прочитав его стихотворение «Встреча зимы».
2. Знакомство со стихотворением.
«Встреча зимы»
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
О блаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
(20 ноября 1854)
В стихотворение И. С. Никитина дано описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко.
Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен. Он рад и счастлив от обновления природы: воздух легок и чист, снег блестит разноцветным огнем, весело смотрит лес, как алмазы горят капли. Через настроение природы поэт стремится выразить своё состояние и настроение. Автор хочет сказать, что природа живая, что она может грустить и радоваться и влиять на настроение человека.
3. Чтение отрывка стихотворения «эхом».
-А сейчас мы прочитаем стихотворение ещё раз.
-Я читаю две первые строчки каждого столбика, а вы две последние.
4. Выборочное чтение
– Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создаёт как бы подвижные картины природы? (Да, это действительно так.)
– Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.)
– Какой поре посвящено стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.)
– Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. (Ребята зачитывают эти строки. Первый снег закрывает грязь кругом. Становится чисто, светло и красиво.)
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе.)
– Ребята, любил ли поэт русскую зиму? (Да, он её любил.)
– А как он относился к русским людям, к простому человеку? (Мы видим из отрывки о мужичке, о маме.)
– Как понимаете слова «искони»? (Издавна, с незапамятных времён.)
5. Словарно-лексическая работа
– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву:
Б) Подберите синонимы.
6. Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения
В стихотворение автор использовал много средств выразительности:
Сравнение: капли как алмазы, снежок что белый пушок