kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.С. Никитин «Поутру вчера дождь».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал.

.В полдень дождь перестал

И, что белый пушок,

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, -

Где угодно гуляй:

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.С. Никитин «Поутру вчера дождь».»

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО

УРОКА

на тему

И.С. Никитин «Поутру вчера дождь».


учителя русского языка общеобразовательной школы №16

города Каттакургана

Зияевой Нодиры Камариддиновны


Никитин И.С. «Встреча зимы» («Поутру вчера дождь…»)



Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал.


...В полдень дождь перестал

И, что белый пушок,

Начал падать снежок.


Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.


Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.


Есть раздолье у нас, -

Где угодно гуляй:

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.


Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!



Тема : И.С. Никитин «Поутру вчера дождь».


Цели урока:


познакомить учащихся с содержанием стихотворения И.С. Никитина « Поутру вчера дождь»;


учить понимать настроение, мысли поэта;


формировать навыки выразительного чтения; развивать внимание, память ,устную речь; обогащать словарный запас учеников, воспитывать способность, желание увидеть в музыке, в картинах художников всю красоту зимней природы.


Оборудование: учебники; вырезанные из бумаги снежинки; картины художников:


Ход урока:


1. Организационный момент


2.Опрос домашнего задания.



Вопросы:


1.Что хотел показать автор?


2.Какие краски выбрал поэт, чтобы описать зимний лес?


3.Напоминает ли стихотворение сказку?


4. Найдите в тексте «сказочные» слова.


3. Вступительное слово учителя.


1. Введение в тему:


Прочитайте название стихотворения.

Как вы думаете, о чём оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как её встречают.)


Ребята, а кто из вас любит это время года?


Как вы встречаете зиму, расскажите. (Ответы детей . Они делятся своими впечатлениями.)


Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые снежные одежды.


С раннего детства нам запоминаются стихи о весенней, летней, зимней природе. Читая, их мы словно открываем, книгу природы. Мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства , музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму. Сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил зиму в своём стихотворении И. С. Никитин


(на доске – портрет И.С.Никитина и его книги).


Иван Саввич Никитин (1824-1861) родился в древнем городе Воронеже.


Поэт Никитин хорошо знал заботы и тяготы простого русского человека. Его стихи о родной земле, о природе понятны каждому, они удивительно теплы и искренни. Поэтов русской глубинки читать всегда интересно, они умеют подметить то, что жителям крупных городов не удаётся увидеть.


Никитин всего несколько лет учился в школе. Закончить образование ему не удалось – надо было самому зарабатывать на жизнь, помогать семье. Но он много читал и ещё в школе стал писать стихи.


В своих стихах Иван Никитин правдиво и ярко рассказал о жизни трудового народа, о России, о тружениках.

Особенно хорошо Никитин описывал русскую природу. Мы в этом убедимся, прочитав его стихотворение «Встреча зимы».


2. Знакомство со стихотворением.


«Встреча зимы»


Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

О блаками вставал.

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И, Бог знает о чём,

Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, —

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.


(20 ноября 1854)


В стихотворение И. С. Никитина дано описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко.

Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен. Он рад и счастлив от обновления природы: воздух легок и чист, снег блестит разноцветным огнем, весело смотрит лес, как алмазы горят капли. Через настроение природы поэт стремится выразить своё состояние и настроение. Автор хочет сказать, что природа живая, что она может грустить и радоваться и влиять на настроение человека.


3. Чтение отрывка стихотворения «эхом».


-А сейчас мы прочитаем стихотворение ещё раз.


-Я читаю две первые строчки каждого столбика, а вы две последние.


4. Выборочное чтение


– Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создаёт как бы подвижные картины природы? (Да, это действительно так.)

– Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.)

– Какой поре посвящено стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.)

– Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. (Ребята зачитывают эти строки. Первый снег закрывает грязь кругом. Становится чисто, светло и красиво.)

– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе.)

– Ребята, любил ли поэт русскую зиму? (Да, он её любил.)

– А как он относился к русским людям, к простому человеку? (Мы видим из отрывки о мужичке, о маме.)

– Как понимаете слова «искони»? (Издавна, с незапамятных времён.)



5. Словарно-лексическая работа


– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву:



Б) Подберите синонимы.


6. Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения


В стихотворение автор использовал много средств выразительности:

Сравнение: капли как алмазы, снежок что белый пушок

Метафора: снег лежит полотном

Эпитеты: сумрачный лес, воздух легок и чист.

Олицетворение: дождь стучал, туман вставал, веял холод, плакал лес, смотрит лес, гостья зима.


Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты:
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И.С. Никитин «Поутру вчера дождь».

Автор: Зияевой Нодиры Камариддиновны

Дата: 04.04.2020

Номер свидетельства: 545295

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок гостиная:Здравствуй ,гостья зима.И Никитин "Встреча зимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-ghostinaia-zdravstvui-ghost-ia-zima-i-nikitin-vstriecha-zimy"
    ["file_id"] => string(6) "154362"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421153083"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока окружающего мира "Зима в природе" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "141216"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418064106"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства