kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Говорим по-русски"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Национальный язык каждого народа - это зеркало его исторического бытия, культуры и развития цивилизации.           Язык – это страницы летописи народа. Здесь его прошлое, настоящее и будущее. Язык может поведать об особенностях народа, его обычаях и традициях, нравах и религии, истории, отношениях между людьми, знаниях и  законах.

       Изучение языка, расширяющее кругозор познания родины, даёт возможность почувствовать место своей страны и народа в мире.

        "Русский язык такой трудный", - часто можно услышать от иностранцев. А мы сами правильно ли пишем и говорим по-русски? Как мы пишем - это разговор отдельный. А вот как мы говорим?
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Говорим по-русски"»

«Говорим по-русски»





Введение

«Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем»

Иоганн Вольфганг фон Гете



Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной…

П.Вяземский

Национальный язык каждого народа - это зеркало его исторического бытия, культуры и развития цивилизации. Язык – это страницы летописи народа. Здесь его прошлое, настоящее и будущее. Язык может поведать об особенностях народа, его обычаях и традициях, нравах и религии, истории, отношениях между людьми, знаниях и законах.

Изучение языка, расширяющее кругозор познания родины, даёт возможность почувствовать место своей страны и народа в мире.

Поразительна жизнестойкость русского языка. Изучая язык, мы, по сути, изучаем историю русского народа. Русский язык богат, велик и могуч.

Каждое слово языка, каждая его форма, это результат мыслей, открытий и творений человечества, развития науки и технического прогресса.

"Русский язык такой трудный", - часто можно услышать от иностранцев. А мы сами правильно ли пишем и говорим по-русски? Как мы пишем - это разговор отдельный. А вот как мы говорим?
Давно известно, что многие слова в своей речи мы говорим неверно, либо не зная правильной постановки ударения, либо неверно употребляем слово,  не зная его значения. Совсем недавно меня заинтересовали некоторые выражения. Вот, например, когда мы приходим в поликлинику, там всегда очередь, и мы спрашиваем: «Кто последний?» Но некоторые спрашивают: «Кто крайний?» Мне это показалось странным. А как же правильно? А может быть существует два варианта,  и оба правильны? Пойти и просто спросить у учителя можно, но мне захотелось узнать историю этих выражений и дать ответ. Тем более, я заметила, что существуют ещё и другие  выражения, требующие выбора одного, правильного ответа. Например, некоторые учителя на уроках говорят нам: «Садитесь», а некоторые – «Присаживайтесь». Почему? Я задумалась и решила узнать, как  же правильно говорить.

Поэтому цель моей работы: определить правильное употребление данных выражений: «Садитесь или присаживайтесь», «Кто крайний или кто последний?»

Задачи:

1.     Просмотреть имеющийся материал в Интернете.

2.     Изучить статьи из книг: О.И.Северской «Говорим по –

русски», «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и др.

3.     Провести анкетирование и устный опрос среди учителей,   родителей и

других взрослых и среди детей.

4.     Понаблюдать за употреблением этих выражений.

Методы исследования:

·         Изучение материалов

·         Анкетирование

·         Личные наблюдения



1.Последний или крайний?

С.И. Ожегов в своем словаре объясняет:

Последний:

1.Крайний в ряду чего-нибудь.

2.По времени, находящийся в конце.

3.Самый новый, только что появившийся.

Тем не менее, мы боимся говорить: Кто последний?  А ведь у слова  крайний, тоже есть негативное значение. Вспомните, как часто мы говорим, если не хотим что-то делать: «Я что крайний что ли?!» Здесь это слово в значении «человек, на которого свалили ответственность за что-то плохое». Но употребить крайний вместо последний наверное лучше.  Видимо, назвать человека «без вины виноватым» лучше, чем назвать «худшим».

   А вот в статье  В.В.Колесова «Культура речи» мы читаем: «Тот, кто полагает, что слово крайний вежливее, чем последний, ошибается. Он утверждает, что называя человека крайним, вы обижаете его, т.к.  говорите не по – русски». ( В словаре Сергея Ивановича Ожегова вообще нет слова «крайний», оно пришло к нам из украинского языка). А ещё вы человека тем самым отстраняете от очереди, уверяя его, что он на краю, т.е. в стороне от ряда и потому нарушает порядок.

    Избегают слова последний,  по статьям Интернета, люди, чьи профессии связаны с постоянным риском для жизни. Они боятся говорить последний полёт, последний месяц отпуска и т.д., но это, как утверждают лингвисты, - грубое нарушение норм русского языка.





















Результаты анкетирования  (анкеты в приложении)

А давайте посмотрим, что ответили обыкновенные люди об употреблении этих выражений. В анкетировании приняли участие 38 человек. Из них: учителя-6, ученики-19, родители-13.

  • Учителя:

50% ответили «последний»

50% ответили «крайний»

  • Ученики:

84% ответили «последний»

16% ответили «крайний»

  • Родители и другие взрослые:

46% ответили «последний»

54% ответили «крайний»

Всего по результатам анкетирования:

«Последний» ответили – 25 человек, что составило 66%

«Крайний» ответили – 13 человек, что составило 34%

3.Садитесь или присаживайтесь?

А теперь посмотрим на употребление слов «садитесь» и «присаживайтесь».

У Ожегова нет словарной статьи слова  - садиться, а  только слово сесть: (Толковый словарь русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, М, 2003г., стр. 714)

Сесть:  

1.Принять сидячее положение.

2.Поместиться где- нибудь.

3.Начать заниматься чем – либо(сесть за уроки).

4.Опуститься с высоты.

Этих значений нам достаточно, чтобы сделать вывод, почему говорят присаживайтесь вместо садитесь, опять же боятся обидеть человека. Но посмотрим, что говорит Ожегов про слово присаживаться («Толковый словарь русского языка»  С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, М, 2003г., стр. 598)

 Присесть:

1. Согнув колени, опуститься.

2. Сесть на короткое время или в неудобной позе.

Тем более, что уже приставка при- обозначает неполноту действия,  т.е. когда учитель  вежливо предлагает нам присаживаться, он тем самым  предлагает  нам выполнить гимнастическое  упражнение, согнуть колени. Либо сесть на короткое время.

 Вот  О.Северская в своей статье про выражение «присаживайтесь»  говорит:

- Меня как будто предупреждают, что я здесь ненадолго….. почему я должна присаживаться только, а не сесть поудобнее ?

Она называет это «ложной вежливостью». Пытаясь быть вежливым, мы можем ещё больше обидеть человека.















Результаты анкетирования:

А что же наши анкеты? 

  • Учителя:

66% ответили «садитесь»

34% ответили «присаживайтесь»

  • Ученики:

42% ответили «садитесь»

58% ответили «присаживайтесь»

  • Родители и другие взрослые:

77% ответили «садитесь»

23% ответили «присаживайтесь»

 Всего по результатам анкетирования:

«Садитесь» ответили – 22 человека, что составило 58%

«Присаживайтесь» ответили – 16человек, что составило 42%

Все, и учителя и ученики ответили по – разному. 

   

























Заключение



И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

  И.Бунин



Таким образом, изучив статьи и высказывания разных лингвистов, я пришла к выводу, что не нужно думать о двусмысленности слов, а просто руководствоваться уже имеющими правилами русского языка и значением слов. Говорите всегда: «Садитесь!». А в очереди всегда спрашивайте: «Кто последний?». Теперь я знаю, как правильно говорить эти слова. Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости. Я рада, что взялась за эту работу, т.к. я изучила словарь Ожегова, прочитала замечательную книгу Успенского, немного из статьи О.Северской «Говорим по - русски», и самое главное- научилась правильно говорить, не всё, конечно, а только эти выражения. Но это только начало!

Я считаю, что мое исследование очень полезно для всех, кто хочет быть грамотными человеком, кто бережёт наш русский язык.















Список литературы:

Колесов В.В. «Культура речи». М., 2004г.

Кронгауз М. Язык мой – враг мой? // Новый мир. 2002. № 10.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.  М., 2003г.

Северская О.И. Говорим по-русски с Ольгой Северской. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004.

Успенский Л. В.Слово о словах, М., 1989г.

Успенский Л. В. Почему не иначе?, М., 1997г.

Вопросы культуры речи. Русский язык в школе. Методический журнал. №3,№4, 2011г.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Говорим по-русски"

Автор: Савченко Наталья Викторовна

Дата: 22.01.2021

Номер свидетельства: 571056

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "конспект урока порусскому языку на тему: "Имя прилагательное обобщение" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-porusskomu-iazyku-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "245880"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446226839"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства