Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Неопределенная форма глагола (7 класс)»
Русский язык
Морфология
Урок № 11
Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Неопределенная форма глагола
Цель:
познакомить с морфологическими признаками глагола как части речи; формировать навык определения грамматических признаков неопределенной формы глагола.
Задачи:
обогащение словаря учащихся глаголами, с помощью которых точно, верно, динамично излагается мысль в тексте;
способствовать воспитанию бережного отношения к слову.
Учебно-методическое обеспечение:
Русский язык и литература. 7 кл. : примерное календарно-тематическое планирование : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования / Л. А. Мурина [и др.]. ― Минск : НИО : Аверсэв, 2019. ― 43 с. ―(Библиотека учителя).
Русский язык : учеб. для 7 кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л. А. Мурина [и др.]. ― Минск : НИО, 2015.
Ткачёва Т. Л. Русский язык. 5―7 классы : Диктанты. Изложения. Тренировочные задания / Т. Л. Ткачёва. ― Минск : Аверсэв, 2017. ― 320 с.
Этапы урока
Организационный момент.
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока им будет предложено разместить соответствующие цветы в вазе. «Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой».
Целемотивационный этап.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно и для этого вам необходимо быть очень внимательными.
Актуализация знаний и умений учащихся.
Предлагаю приступить к выполнению словарной работы. Спишите словарные слова в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы.
В..Р..БЕЙ, П..НАЛ, Р..БЁНОК, ЖУЖЖ..Т
А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов в тетради с их написанием на доске (самопроверка)
Посмотрите на слова. Найдите лишнее.
Почему оно лишнее? (Слова воробей, пенал, ребёнок ― существительные. Слово жужжит ― обозначает действие предмета. Это слово лишнее.)
Изучение новой темы.
Послушайте отрывок текста «Удивительные глаголы».
Глагол ― это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.
― О чём рассказывается в тексте? ( О глаголах.)
― Что было известно?
Составим с вами кластер по теме глагол (кластер соотносим с правилом на странице 38).
Проверка понимания изученного.
Мы обязательно подробно изучим тему «Неопределенная форма глагола», но это будет позже. Чтобы вы легко усвоили эту тему, для начала необходимо безошибочно находить глаголы в речи и тексте. Выполним упражнение 57. Наша с вами задача найти в тексте глаголы и определить, что они обозначают (действие или состояние).
Физкультминутка.
Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти
Исходное положение – сидя, руки подняты вверх.
1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти.
Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.
Выполнение задания на стр. 156 (Ткачёва Т. Л. Русский язык. 5―7 классы : Диктанты. Изложения. Тренировочные задания).
Запишем предложения. Указать глаголы в неопределенной форме. Определить их вид, переходность, возвратность. Устно объяснить, как они понимают смысл высказываний и пословиц.
1. Ум надо тренировать, а склонность и способности развивать. 2. Смерти бояться ― на свете не жить. 3. Не бойтесь посвящать целые часы школьных занятий книге.
Закрепление изученного.
Учащиеся получают распечатанные задания с текстом (страница 153, Ткачёва Т. Л. Русский язык. 5―7 классы : Диктанты. Изложения. Тренировочные задания)
Мама ― самый лучший друг!
Это знают все вокруг.
Если нам совсем невмочь,
Мама сможет нам помочь…
Плакать станем ― приголубят,
Мамочки нас очень любят!
Даже самый верный друг
Может нас обидеть вдруг,
Только мамы наши беды
Могут превратить в победы.
Выписать из стихотворения глаголы.
Указать в какой форме они употреблены (время, лицо, число, род, если есть).
Информация о домашнем задании.
Упражнение 60. Вам надо списать текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Подведение итогов.
Обратимся вновь к нашему учебнику. Упражнение 64 (устно). Прочитаем текст, выделим главное и ответим на вопросы.
Почему глагол называют великим тружеником?
Какие богатства таятся в глагольном слове?
Как оценивает автор роль глагола в слове? Согласны ли вы с ним или нет? Свой ответ обоснуйте.
Рефлексия.
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздали бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. Сейчас им необходимо разместить соответствующие цветы в вазе. «Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой».