kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативное занятие "Фразеологизмы и их роль в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ЕГЭ в рамках факультативного курса "Практическая стилистика"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие "Фразеологизмы и их роль в речи"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»





Проект факультативного занятия по русскому языку в 10 классе










Фразеологизмы и их использование в речи




Выполнил:

учитель русского языка и литературы

Дриневский Николай Федорович




Занятие «Фразеологизмы и их использование в речи»

Тема: Фразеологизмы и их использование в речи

Практикум. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Цели:

Образовательные:

  • формировать понятие фразеологизмов как устойчивых словосочетаний, употребляемых в переносном значении;

  • формировать умения отличать фразеологические сочетания от свободных словосочетаний;

  • формировать и закреплять знания и умения о фразеологизмах как средстве языковой выразительности, позволяющему усиливать наглядность и образность текста, создавать нужную стилистическую тональность.

Развивающие:

  • развивать связную речь, умение доказывать свое мнение;

  • развивать мышление, концентрацию внимания и память;

  • способствовать развитию адекватной самооценки учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения;

  • воспитывать патриотические чувства к своей стране через любовь к родному языку;

  • формировать устойчивый интереса к образной системе русского языка;

  • мотивирование на серьёзную подготовку к экзаменам.

Здоровьесберегающая:

  • создать условия для успешного усвоения нового материала

Применяемые технологии:

  • ИКТ Компьютерная презентация иллюстрирует отдельные этапы урока и задания к уроку; способствует повышению интереса к предмету и мотивации к его изучению;

  • технология разноуровневого обучения дает возможность создать условия для развития каждого ученика;

  • технология формирования учебной деятельности направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач, позволяет учащимся самостоятельно вырабатывать алгоритм выполнения задания по заданной теме;

  • технология развития критического мышления позволяет вовлечь учащихся в процесс изучения материала на основе уже имеющихся учебных и жизненных знаний, способствует развитию речи учащихся

  • здоровьесберегающие технологии- создание условий для включения учащихся в учебный процесс , помощь в формировании позитивного мышления.

Реализуемые принципы:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения – работа с предложениями из художественных произведений направлена на всестороннее развитие личности, на формирование не только знаний и умений, но и воспитание патриотизма;

  • принцип сознательности и активности учащихся в обучениивовлечение учащихся в активную деятельность на уроке (диалог, дискуссия)

  • принцип доступности – использование в работе разноуровневовых заданий, что позволяет избежать интеллектуальных, моральных, физических перегрузок учащихся.

  • принцип наглядности - использование опорных конспектов способствует формированию определенных знаний и умений, а использование иллюстраций и презентаций повышает интерес к предмету, способствует развитию мышления.


Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: мультимедиа проектор, мультимедиа доска, компьютер

Методы и приёмы:

  • Эвристические (беседа, наблюдение языкового явления);

  • Методы закрепления знаний (вопросы для осмысления; разбор языкового явления)

  • Методы формирования учебно-познавательных умений (нахождение изучаемого языкового явления, подбор примеров)

  • Методы контроля (написание сочинения, устный фронтальный опрос, самостоятельное выполнение задания, поиское домашнее задание).

Обратная связь на уроке

Достижение поставленных целей планируется проверить в ходе выполнения заданий учителя и ответов обучающихся во время урока. Учитель в ходе урока наблюдает, как активно работают дети, как происходит взаимо- и самоконтроль, а затем, при подведении, итогов вместе с ребятами обсуждает данную информацию. Как средство обратной связи используются беседа по вопросам.






































Методическая разработка урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Обоснование используемых дидактических средств

с точки зрения достижения поставленных целей

1.Организационный момент


- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сейчас вы ученики 10 класса, а скоро станете выпускниками. Вам предстоит сдать ЕГЭ, поступить в какое-либо учебное заведение, получить профессию и начать трудовую жизнь. Дальнейшее развитие и процветание России во многом будет зависеть от вашего профессионализма и мастерства. Помните: вы очень нужны своей стране!

Я могу обратиться к вам так, а могу немного по-другому:

Приветствие(слайд 2) Текст №2:

«Здравствуй, племя, младое, незнакомое!»

От всей души приветствую я вас!

Гранит науки мы грызём сейчас в десятом,

Не за горами и одиннадцатый класс!

Но оглянуться даже не успеем,

Как промелькнёт горячая пора,

И вы покинете родную альма-матер,

Что вам счастливую путёвку в жизнь дала:

Откроются пред вами все дороги,

Вам предстоят великие дела,

Ведь ждёт вас с распростёртыми объятьями

Огромная, великая страна!!!.

Готовность к восприятию

Вступительное слово учителя обеспечивает подготовку обучающихся к работе на уроке.

2. Этап актуализации знаний

Какое из моих приветствий вам понравилось больше? В чём сходство и в чём различие этих 2-х текстов?

(информация та же, но передана по-другому)

Текст №1

Форма: прозаическое приветствие

Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране.

Стиль речи: публицистический

Средства выразительности: обращение, торжественный тон. Образные средства выразительности речи отсутствуют. Предложения строятся на основе свободных словосочетаний

Текст №2

Форма: стихотворное приветствие

Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране

Стиль речи: художественный

Средства выразительности: образное, шутливо-ироническое обращение-цитата (афоризм А.С.Пушкина), фразеологизмы: («Грызть гранит науки» – из речи Троцкого), другие фразеологизмы. Предложения строятся на основе несвободных, фразеологических словосочетаний.

Вывод: в зависимости от речевой ситуации мы либо употребляем изобразительно- выразительные средства, либо нет, но с их помощью мы делаем нашу речь образной, интересной, запоминающейся. В данном случае в качестве изобразительного средства использовались фразеологизмы

Попробуем сформулировать тему нашего урока.

Работа с изученными ранее понятиями, способность воспринимать информацию на слух.












Анализ текстов разных стилей позволяет повторить основные понятия, изученные ранее, оценить уровень владения терминами, степень владения изученными понятиями.

Позволяют учителю подвести обучающихся к новой теме








3. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала

Без них, конечно, можно обойтись,

Но сможем ли от них мы отказаться? (метапредмет «Проблема»)

Ответить на этот вопрос нам поможет анализ выразительных средств (фразеологизмов), использованных во 2-м тексте. Найдите в нём все фразеологические сочетания и подчеркните. А теперь проверим себя

Выяснение происхождения и значений данных фразеологизмов

Позволяет ли нам проведённая работа перечислить основные источники попадания фразеологизмов в наш язык и нашу речь? Это:

-художественная литература (афоризмы)

-история (афоризмы)

-кино

-иностранные языки

-реалии русского быта

-народные обычаи

Наблюдение и анализ предложения по вопросу учителя. Ответ на поставленные вопросы.

Совместное использование метода наблюдения и беседы помогает обучающимся самостоятельно проанализировать синтаксическую ситуацию, способствует повторению изученного материала и развитию устной речи школьников. Позволяют учителю подвести обучающихся к новой теме.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности



Вопрос: Так сможем ли от них мы отказаться? Нет, так как это накопленное веками богатство языка, его украшение. Многие из них настолько прочно вошли в нашу речь, что мы даже не замечаем, как автоматически, непроизвольно употребляем их. Но иногда мы делаем это не совсем уместно или неграмотно. Часто ошибки в употреблении фразеологических оборотов связаны с тем, что мы путаем их с омонимичными свободными словосочетаниями

Работа с таблицей (метапредмет «Знак») Выявить неизвестное, дополнить таблицу.

Предлагаю вам поработать с фрагментом таблицы, где представлены примеры свободных словосочетаний и фразеологического.

Опираясь на приведённые примеры, давайте попробуем дополнить таблицу необходимыми компонентами.


Какой из признаков фразеологизмов является убедительным доказательством их принадлежности к изобразительно-выразительным средствам языка? (2. Переносное значение, основаны на переносе значения)

А какой не позволяет отказываться от их употребления? (3. Готовые фразы, их не надо придумывать, подбирать слова, главное – употреблять в правильном значении).

Вывод: мы не можем отказаться от использования фразеологизмов в речи, так как они прочно вошли в наш словарный запас, они не требуют запоминания, их очень удобно использовать в речи, так как это уже готовые фразы, способные украсить высказывание. Но вот научиться их отличать от свободных словосочетаний необходимо

Работа с таблицей: выявить неизвестное, дополнить таблицу

















Используются словесные методы обучения, анализ и сравнение (наблюдение, беседа, работа с таблицей).


Устная работа на уроке способствует развитию речи обучающихся. Задание проблемного характера направлено на развитие аналитических способностей обучающихся, их умение применять на практике полученные знания.

.

5. Физкультминутка



Выполнение указаний учителя

Физкультминутка направлена на снятие напряжения с глаз. Введение паузы в ход урока способствует снятию усталости.

Смена вида деятельности способствует повышению работоспособности

6. Этап применения знаний и умений в новой ситуации

Внимание на экран:

Без пяти минут Откуда ветер дует Красной нитью Правая рука На разных языках На глаз

Намылить голову

Вопрос: в каком значении употреблены данные словосочетания? Это свободные словосочетания или это фразеологизмы? Нельзя ответить однозначно. Что нужно сделать, чтобы понять значение? Нужен контекст.


Работа в парах. Используя таблицу, составить предложения с указанными словосочетаниями так, чтобы в первом случае оно употреблялось в прямом значении, а во втором- в переносном. Готовые предложения комментируем.

Ожидаемый результат:

1.Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.

2.На моих часах - без пяти минут одиннадцать.

3.Дымом пахнет оттуда, откуда ветер дует.

4.Он догадывался, откуда ветер дует.

5.Ребёнку намылили голову, но мыло попало и в глаза.

6.За то, что я не погулял с собакой, мне намылили голову.

7.Размер одежды я определяю на глаз.

8.Пострадавшему наложили повязку на глаз.



Создание собственного речевого высказывания на тему «Подготовка к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов.

Задание: напишите миниатюру на тему «Как я готовлюсь к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов (раздаточный материал):

Выбор профессии – это самое главное, над чем думает любой старшеклассник.

Ведь именно сейчас мы приобретаем знания и умения, которые так пригодятся нам в трудовой деятельности.

Подготовку к ней не стоит переносить на длительное время, поэтому я принял решение, что не буду бесцельно тратить время, а решительно приступлю к изучению всех школьных предметов, буду много читать.

Это мне поможет успешно сдать экзамены, поступить в ВУЗ, получить хорошее образование. Мне очень хочется многого добиться, стать успешным, перспективным работником, чтобы приносить пользу своей стране

Самостоятельное выполнение задания. Работа в парах.











Написание сочинения.











При совместной работе, каждый ребенок получает возможность проверить не только одноклассника, но и себя. По ходу проверки появляется возможность устранения пробелов в понимании обучающимися материала. На данном этапе реализуются развивающие цели урока.




Задание даётся дифференцированно: для тех, кто затрудняется составить собственное высказывание на указанную тему, предлагается «текст-подсказка», в который следует только внести коррективы, творчески переделать, используя предложенный языковой материал

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.)

Чтение и анализ сочинений с акцентом на характеристику использованного изобразительного приёма, выраженного фразеологизмом

Анализ ошибок в сочинениях.

Позволяет оценить степень усвоения материала, обобщить знания о роли фразеологизмов.

Содержание текстов позволяет оценить степень усвоения нового материала и уровень удовлетворенности обучающихся проведенным уроком.

8.Заключительная часть урока.


Проанализируйте тексты «Банка заданий» на сайте ФИПИ в разделе «Выразительность русской речи», выполните задания по употреблению фразеологизмов в речи.

- В завершение нашего урока хотелось бы отметить вашу работу. Оценки сегодня получают … (Выставление оценок). Большое спасибо за работу на уроке.


Запись домашнего задания в дневник, осмысление домашнего задания.

Домашнее задание включает в себя проблемный метод, основанный на поиске необходимого материала по заданной проблеме.

Выставление оценок в конце урока является методом поощрения и стимулирования обучающихся за проделанную работу, а также методом повышения мотивации для тех, кто оценку не заработал.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Факультативное занятие "Фразеологизмы и их роль в речи"

Автор: Дриневский Николай Федорович

Дата: 18.10.2017

Номер свидетельства: 433232

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса «По страницам орфографии» "
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-dlia-8-klassa-po-stranitsam-orfoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "143092"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418449341"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства