Методическая разработка урока Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Обоснование используемых дидактических средств с точки зрения достижения поставленных целей | 1.Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сейчас вы ученики 10 класса, а скоро станете выпускниками. Вам предстоит сдать ЕГЭ, поступить в какое-либо учебное заведение, получить профессию и начать трудовую жизнь. Дальнейшее развитие и процветание России во многом будет зависеть от вашего профессионализма и мастерства. Помните: вы очень нужны своей стране! Я могу обратиться к вам так, а могу немного по-другому: Приветствие(слайд 2) Текст №2: «Здравствуй, племя, младое, незнакомое!» От всей души приветствую я вас! Гранит науки мы грызём сейчас в десятом, Не за горами и одиннадцатый класс! Но оглянуться даже не успеем, Как промелькнёт горячая пора, И вы покинете родную альма-матер, Что вам счастливую путёвку в жизнь дала: Откроются пред вами все дороги, Вам предстоят великие дела, Ведь ждёт вас с распростёртыми объятьями Огромная, великая страна!!!. | Готовность к восприятию | Вступительное слово учителя обеспечивает подготовку обучающихся к работе на уроке. | 2. Этап актуализации знаний | Какое из моих приветствий вам понравилось больше? В чём сходство и в чём различие этих 2-х текстов? (информация та же, но передана по-другому) Текст №1 Форма: прозаическое приветствие Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране. Стиль речи: публицистический Средства выразительности: обращение, торжественный тон. Образные средства выразительности речи отсутствуют. Предложения строятся на основе свободных словосочетаний Текст №2 Форма: стихотворное приветствие Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране Стиль речи: художественный Средства выразительности: образное, шутливо-ироническое обращение-цитата (афоризм А.С.Пушкина), фразеологизмы: («Грызть гранит науки» – из речи Троцкого), другие фразеологизмы. Предложения строятся на основе несвободных, фразеологических словосочетаний. Вывод: в зависимости от речевой ситуации мы либо употребляем изобразительно- выразительные средства, либо нет, но с их помощью мы делаем нашу речь образной, интересной, запоминающейся. В данном случае в качестве изобразительного средства использовались фразеологизмы Попробуем сформулировать тему нашего урока. | Работа с изученными ранее понятиями, способность воспринимать информацию на слух. | Анализ текстов разных стилей позволяет повторить основные понятия, изученные ранее, оценить уровень владения терминами, степень владения изученными понятиями. Позволяют учителю подвести обучающихся к новой теме | 3. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала | Без них, конечно, можно обойтись, Но сможем ли от них мы отказаться? (метапредмет «Проблема») Ответить на этот вопрос нам поможет анализ выразительных средств (фразеологизмов), использованных во 2-м тексте. Найдите в нём все фразеологические сочетания и подчеркните. А теперь проверим себя Выяснение происхождения и значений данных фразеологизмов Позволяет ли нам проведённая работа перечислить основные источники попадания фразеологизмов в наш язык и нашу речь? Это: -художественная литература (афоризмы) -история (афоризмы) -кино -иностранные языки -реалии русского быта -народные обычаи | Наблюдение и анализ предложения по вопросу учителя. Ответ на поставленные вопросы. | Совместное использование метода наблюдения и беседы помогает обучающимся самостоятельно проанализировать синтаксическую ситуацию, способствует повторению изученного материала и развитию устной речи школьников. Позволяют учителю подвести обучающихся к новой теме. | 4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности | Вопрос: Так сможем ли от них мы отказаться? Нет, так как это накопленное веками богатство языка, его украшение. Многие из них настолько прочно вошли в нашу речь, что мы даже не замечаем, как автоматически, непроизвольно употребляем их. Но иногда мы делаем это не совсем уместно или неграмотно. Часто ошибки в употреблении фразеологических оборотов связаны с тем, что мы путаем их с омонимичными свободными словосочетаниями Работа с таблицей (метапредмет «Знак») Выявить неизвестное, дополнить таблицу. Предлагаю вам поработать с фрагментом таблицы, где представлены примеры свободных словосочетаний и фразеологического. Опираясь на приведённые примеры, давайте попробуем дополнить таблицу необходимыми компонентами. Какой из признаков фразеологизмов является убедительным доказательством их принадлежности к изобразительно-выразительным средствам языка? (2. Переносное значение, основаны на переносе значения) А какой не позволяет отказываться от их употребления? (3. Готовые фразы, их не надо придумывать, подбирать слова, главное – употреблять в правильном значении). Вывод: мы не можем отказаться от использования фразеологизмов в речи, так как они прочно вошли в наш словарный запас, они не требуют запоминания, их очень удобно использовать в речи, так как это уже готовые фразы, способные украсить высказывание. Но вот научиться их отличать от свободных словосочетаний необходимо | Работа с таблицей: выявить неизвестное, дополнить таблицу | Используются словесные методы обучения, анализ и сравнение (наблюдение, беседа, работа с таблицей). Устная работа на уроке способствует развитию речи обучающихся. Задание проблемного характера направлено на развитие аналитических способностей обучающихся, их умение применять на практике полученные знания. . | 5. Физкультминутка | | Выполнение указаний учителя | Физкультминутка направлена на снятие напряжения с глаз. Введение паузы в ход урока способствует снятию усталости. Смена вида деятельности способствует повышению работоспособности | 6. Этап применения знаний и умений в новой ситуации | Внимание на экран: Без пяти минут Откуда ветер дует Красной нитью Правая рука На разных языках На глаз Намылить голову Вопрос: в каком значении употреблены данные словосочетания? Это свободные словосочетания или это фразеологизмы? Нельзя ответить однозначно. Что нужно сделать, чтобы понять значение? Нужен контекст. Работа в парах. Используя таблицу, составить предложения с указанными словосочетаниями так, чтобы в первом случае оно употреблялось в прямом значении, а во втором- в переносном. Готовые предложения комментируем. Ожидаемый результат: 1.Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач. 2.На моих часах - без пяти минут одиннадцать. 3.Дымом пахнет оттуда, откуда ветер дует. 4.Он догадывался, откуда ветер дует. 5.Ребёнку намылили голову, но мыло попало и в глаза. 6.За то, что я не погулял с собакой, мне намылили голову. 7.Размер одежды я определяю на глаз. 8.Пострадавшему наложили повязку на глаз. Создание собственного речевого высказывания на тему «Подготовка к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов. Задание: напишите миниатюру на тему «Как я готовлюсь к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов (раздаточный материал): Выбор профессии – это самое главное, над чем думает любой старшеклассник. Ведь именно сейчас мы приобретаем знания и умения, которые так пригодятся нам в трудовой деятельности. Подготовку к ней не стоит переносить на длительное время, поэтому я принял решение, что не буду бесцельно тратить время, а решительно приступлю к изучению всех школьных предметов, буду много читать. Это мне поможет успешно сдать экзамены, поступить в ВУЗ, получить хорошее образование. Мне очень хочется многого добиться, стать успешным, перспективным работником, чтобы приносить пользу своей стране | Самостоятельное выполнение задания. Работа в парах. Написание сочинения. | При совместной работе, каждый ребенок получает возможность проверить не только одноклассника, но и себя. По ходу проверки появляется возможность устранения пробелов в понимании обучающимися материала. На данном этапе реализуются развивающие цели урока. Задание даётся дифференцированно: для тех, кто затрудняется составить собственное высказывание на указанную тему, предлагается «текст-подсказка», в который следует только внести коррективы, творчески переделать, используя предложенный языковой материал | 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.) | Чтение и анализ сочинений с акцентом на характеристику использованного изобразительного приёма, выраженного фразеологизмом | Анализ ошибок в сочинениях. | Позволяет оценить степень усвоения материала, обобщить знания о роли фразеологизмов. Содержание текстов позволяет оценить степень усвоения нового материала и уровень удовлетворенности обучающихся проведенным уроком. | 8.Заключительная часть урока. | Проанализируйте тексты «Банка заданий» на сайте ФИПИ в разделе «Выразительность русской речи», выполните задания по употреблению фразеологизмов в речи. - В завершение нашего урока хотелось бы отметить вашу работу. Оценки сегодня получают … (Выставление оценок). Большое спасибо за работу на уроке. | Запись домашнего задания в дневник, осмысление домашнего задания. | Домашнее задание включает в себя проблемный метод, основанный на поиске необходимого материала по заданной проблеме. Выставление оценок в конце урока является методом поощрения и стимулирования обучающихся за проделанную работу, а также методом повышения мотивации для тех, кто оценку не заработал. | |