Конспект факультативного занятия по русскому языку в 6 классе
Учитель Малинина Н.С.
Тема: Правописание суффиксов имен существительных
Цель занятия:
-предполагается, что к концу факультативного занятия учащиеся будут успешно выполнять тест на знание правописания суффиксов имен существительных;
-создать условия формирования и закрепления навыка выбора букв в суффиксах имен существительных.
Ход занятия
Постановка целей занятия, установка на восприятие материала
Слово учителя.
- Известная актриса Фаина Раневская как-то сказала: «Орфографическая ошибка, что клоп на белоснежной блузе». И действительно, в наше «компьютерное» время люди становятся все более и более безграмотными. Кто-то из вас, наверное, думает: «Ну зачем я буду учить столько правил по русскому языку. Компьютер мне все исправит». Но представьте ситуацию: вам нужно написать письмо или заявление – приятно ли вам будет обнаружить свою неграмотность?
Ребята, сегодня я хочу вам показать, что быть грамотным на самом деле не так уж трудно, а уроки изучения орфографических правил – это не самые скучные уроки в школе. Для этого я приглашаю вас в лингвистическую лабораторию, в которой мы будем заниматься научной работой. В ходе этой работы мы:
1) встретимся с определенным языковым явлением;
2) соберем о нем как можно больше материала;
3) проанализируем собранный материал;
4) выработаем рекомендации поведения при встрече с данным явлением в обычной жизни;
5) проверим рекомендации на практике
- Итак, явление, с которым нам предстоит встретиться, вы назовёте сами, когда мы выполним следующее задание.
Актуализация имеющихся знаний.
Задание 1.(Повторение пройденного)
Пишет, голодный, чинит, рассказ…ик, уютный, прицеп…ик.
- Разделите слова на три группы в порядке увеличения в них морфем и напишите их.
Пишет
чинит
Голодный
уютный
Рассказ..ик…
Прицеп..ик…
(-чик- или –щик-.)
Что слышится на месте пропущенных букв? ( [ш´]
А что вы напишете? Для этого давайте вспомним условия выбора согласных для данных суффиксов и создадим кластер.(Групповая работа)
Ребята получают элементы кластера, которые они должны поместить в нужное место на плакате.
1. а ) Создание 1кластера Правописание суффиксов –чик-, -щик-
д
-ЧИК-
Ж т
с з
Помнить!
1. б) Занимательная страничка.
- Суффиксы –чик- и –щик- помогают нам называть людей по профессии. Названий профессии - великое множество. С возникновением новых технологий появляются новые слова, обозначающие профессии, род деятельности человека. А вот какие профессии существовали в далеком прошлом, расскажут ребята.
Сообщение 1. «Лудильщик» (Стихотворение Джанни Родари)
Стишок про лудильщик, парня веселого.
Он плавит свинец и блестящее олово.
Он варит лекарства в походной аптеке
Больной сковородке, кастрюле-калеке.
Он чайник исправит – и чайник здоров.
Он врач сковородок, профессор котлов.
Он лечит кофейнику носик и донце,
И старый кофейник сверкает на солнце.
- Чем же занимался лудильщик? (Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду.)
- Есть ли в нашем словарном обиходе это слово? Почему? Как называется такое слово? (Устаревшее.)
Сообщение 2. Старьевщик. ( «Старье берем» Джанни Родари)
- Эй, старичок «Старье берем»!
Что ты несешь в мешке своем?
-Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник,
Да котелок из чугуна,
Насквозь проржавленный, без дна.
- Чем занимались люди по профессии старьевщик? (Ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали : «Старье берем!» Сейчас сбором ненужных вещей занимаются организации.
Сообщение 3. «Точильщик»(Джанни Родари)
На педаль нажимая ногою,
Он вращал колесо ремешком.
Колесо он носил за спиною,
А ходил по дорогам пешком.
- Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: «Точу ножи! Топоры точу!». Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный круг, который приводился в движение ремнем или вручную.)
- Вот какие интересные истории мы услышали.
1. в ) - Ребята, а только ли лицо по профессии может обозначать суффикс –чик-? Приведите примеры.
1. г) Игра «Корректор». Найти слово с ошибкой в изучаемой орфограмме исправить её. Обозначить графически орфограмму.
Барабанчики яростно колотили в барабаны.
Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
Рабочие передавали сменчикам станки.
Жестянчики работали на глазах всей улицы.
Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.
1. д) Работа с программой «Фраза»
Класс 6
Тема №9 «Суффиксы существительных»
Вариант 299
2. а ) – Следующее правило нам помогут вспомнить два предмета – ключик и замочек. Дополните схему недостающими элементами.
- О каких суффиксах идет речь?
(Ученики получают пустые схемы, которые они должны закончить.)
Создание 2 кластера Правописание суффиксов –ек-, -ик-
Р.п.
ключ – ключИка замок - замочка
ключик замочек
2.б ) Занимательная страничка.
- А знаете ли вы, что слово зонтик в русском языке старше слова зонт! Слово зонтик заимствовано в 18 веке из голландского языка. Zondek «тент, навес от солнца» образовано сложением существительных zon и dek « покрывало». Но поскольку в русском языке слова на –ик обычно имеют уменьшительное значение ( дом- домик, мост – мостик), так же стало восприниматься и слово зонтик. В результате изменения словообразовательной структуры этого слова (зонт-ик) появилось слово зонт. (Из журнала «Русский язык в школе»)
2. в) Игра «Засели слово в домик»
- Поселите слова в домики, на крышах которых написаны суффиксы. В окошко соответствующего дома поставьте только цифру слова. - ИК-
- ЕК-
Сыноч…к
мяч..к
самолёт…к
звоноч…к
дружоч…к
ключ…к
карандаш…к
ореш…к
пузырёч…к
кирпич…к
огонёч…к
огурч..к.
- Назовите слова, в которых два суффикса.
2. г) Фотомозаика
Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:-чик, -ик, -ек или -ик
Жираф – жирафчик,
попугай - попугайчик
крокодил - крокодильчик
бегемот - бегемотик
кот – котик, котеночек.
заяц - зайчик
лев – львеночек
тигр – тигреночек
2. д) Работа с программой «Фраза»
Класс 6
Тема №9 «Суффиксы существительных»
Вариант 301
Изучение нового материала (поисково-исследовательская работа)
1. а. Слово учителя.
- Сегодня мы говорили о суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением. А как вы назовете небольшое ружьё, а кукольное платье? Одинаковые ли суффиксы будут в этих словах? Об этом вы узнаете, проведя лингвистическое исследование.
Составление совместного кластера
Правописание суффиксов –ец-, -иц-
Странница в платьице,
Гвардеец с ружьецом.
- Прежде чем составлять следующий кластер, давайте выделим в первых словах каждого ряда суффиксы. Определим род.
Заполним 1 часть кластера (перенести слова в кластер).
-В оставшихся словах выделим суффиксы. Определим род. Поставим ударение.
Заполним 2 часть кластера.
- Озвучьте кластер.
-..ц
ср.р.: окончание
ж.р.
м.р.
безударное
ударное
-ЕЦ- -ИЦ- -ЕЦ- ИЦ-
гвардеец странница платьице ружьецо
2.б. Решение орфографической задачи (на карточках). Проверка «по цепочке».
Образец рассуждения: ущель-иц-е . Написали суффикс –иц-, т.к. слово ср.р., окончание безударное.
Счастлив..ц, ленив..ц, имень…це, ружь..цо, строень..це, выражень..це, красав..ца, растень..це, письм..цо, плать..це, красав..ца, счастлив..ца, умел..ца, мороз..ц, владел..ц, луж..ца, бель..цо, путан..ца, безум..ц.
Закрепление (проверка рекомендаций на практике)
1.а. Игра «Крестики – нолики»
Согласны – 0
не согласны – Х
1. Буфетчик
2. старьёвчик
3. грузчик
4.подарочек
5. василёчек
6. кусочек
7. лужица
8. стариц
9.торговец.
1.0 | 2.Х | 3.0 | 4.0 | 5.0 | 6.0 | 7.0 | 8.Х | 9.0 | 1.0 | 2.Х | 3.0 |
4.0 | 5.0 | 6.0 |
7.0 | 8.Х | 9.0 |
- Соедините нолики и тем самым вы оцените свою работу на уроке. Какая буква получилась? (М)
- Это значит, что вы молодцы!
2.б. Работа с компьютерной программой «Фраза»
Класс 6
Тема № 9
Вариант 306
Рефлексия «Три ромашки»
- Если вам понятно написание суффикса, указанного в середине ромашки, посадите на лепесток со своим именем бабочку. Если что-то осталось непонятным, пусть лепесток останется пустым.
8