07.02. Тема | Имя существительное, как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного. |
Педагогические цели | Способствовать развитию умения находить имена существительные среди других частей речи, расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; навыков правописания словарных слов. |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи |
Личностные результаты | Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: общеучебные – оперируют базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию. Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
Основное содержание темы, понятия и термины | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Лексическое значение слов – имен существительных. Предметы и явления окружающего мира. |
Образовательные ресурсы | Схема «Имя существительное», эл. приложение к учебнику, презентация |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Все вы готовы к уроку. Проверим готовность к уроку Настроение у всех хорошее. ( На партах лежат листы достижений с этапами урока) | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Сигналят готовность. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Отмечают в листах достижений |
II. Проверка выполнения домашнего задания.** Работа в рабочей тетради (№ 50) Эл.приложение | Парная | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения. Один ребёнок выполняет задание в эл.приложении по своей тетради. Учитель оценивает её работу. Далее дети сверяют выполнение д/з по эл.приложению. | Оценивают выполнение д/з. | Осуществляют контроль, оценивают д/з по эталону. | Правильное написание Отмечают в листах достижений |
III. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | -С чего начинаем урок? Объясните орфограммы. -Какой следующий этап урока? Как вы думаете, легко ли без отрыва написать такое соединение элементов и букв? -Можно мне дать вам совет, как написать без отрыва? Надо писать по два элемента и у вас всё получится. -Дайте характеристику звукам, которые обозначают данные буквы. -Вместо петелек вставьте буквы и вы расшифруете слово. Ниже запишите слово существительное. Поставьте ударение, разделите слово на слоги. | С даты, классной работы. Доказывают правильность написания орфограмм. Отгадывают слово. Дают характеристику звукам. Записывают слово, делят на слоги, ставят ударение. Оценивают чистописание. | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Вырабатывают каллиграфический почерк. Отмечают в листах достижений |
IV. Словарно-орфографическая работа(презентация) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Письмо | Т..варищ, м..тель, м..рковь, н..род, мес..ц, ..нварь. - Предложите форму работы. | Вставляют буквы, проверяют по эталону, оценивают. | Усваивают написание непроверяемых слов и их значение | Письмо Отмечают в листах достижений |
V. Определение темы урока. Постановка учебной задачи(презентация) | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | -Что объединяет эти слова? -Что мы уже знаем про имя существительное? Давайте составим кластер. - Предположите, зачем нам эти знания? Определите тему урока. Какую задачу мы себе поставим? | Отвечают на вопросы учителя. Составляют кластер( по -очереди выходят к доске и выбирают нужную карточку). Имя существительное. Учиться находить имена существительные | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем | Отмечают в листах самооценки Вывешиваю задачу и тему на доску. |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Радуга | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
VI .Усвоение новых знаний и способов действий. Составление правила. 1. Работа с пословицами. Вопрос: что? (упр. 76). Правило (учебник, с. 46) | Фронтальная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Какой следующий этап урока? –Какое задание предлагают нам авторы учебника? Прочитайте. Почему так говорят? – Что обозначают выделенные существительные? Измените их так, чтобы они отвечали на вопрос: что? А на какие вопросы они отвечают? Оказывается сущ. могут отвечать на и другие вопросы. -Попробуйте сформулировать свои мысли. -Дети, оказывается, вы составили СВОЁ правило по русскому языку. Давайте его сверим с правилом в учебнике на с.46. Совпадает наше правило с правилом в учебнике? – Спишите пословицу. Надпишите имена существительные. | Отвечают на вопросы. – Зимы – зима, весне – весна, январю – январь, февралю – февраль. Списывают пословицу. Подчеркивают имена существительные. Выводят своё правило по русскому языку. Знакомятся с правилом | Размышляют, высказывают свое мнение. Анализируют смысл пословиц. Объясняют лексическое значение слов – имен существительных. Правильно списывают пословицу. Находят в предложении имена существительные | Беседа по вопросам, письмо, правило Отмечают в листах самооценки |
3. Слова-синонимы в стихотворении С. Маршака. Явления природы (упр. 77)(устно) | Коллективная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа. | – Прочитайте. Какие слова в стихотворении имеют значение сильный ветер со снегом, метель, снежная буря? – Прочитайте имена существительные, обозначающие явления природы (что?) | Читают выразительно стихотворение. – Вьюга, снежная пурга. Правильно называют слова. | Распознают в тексте стихотворения слова – синонимы данных слов. Находят слова – имена существительные, обозначающие явления природы и отвечающие на вопрос: что? | Беседа по вопросам. |
VII. Закрепление знаний и способов действий.*** | Групповая Практический. Письмо, работа со словарем | - А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вы не против? 1гр Т.с.25 № 52 2гр. Т.с.25 № 53 3гр. Выписать из словаря в учебнике7слов, отвечающих на вопрос: что? 4гр. Выписать из словаря в учебнике7слов, отвечающих на вопрос: кто? 5гр.Из данного предложения выписать сущ. И выполнить звуко-буквенный разбор. Посадил дед репку. | Группы получают конверты с инструкциями и приступают к заданию. По окончанию задания, получают эталон и делают сверку. Далее каждая группа кратко отчитывается о своей работе и оценивают её. | Умеют работать с орфографическим словарем, находить слова, отвечающие на вопрос: что? | Письмо, работа со словарем Отмечают в листах достижений |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Чем занимались сегодня на уроке? – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция Отмечают в листах достижений |
Домашнее задание. Письмо слов из стихотворения | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Предлагает выписать из любимого стихотворения 5 слов, отвечающих на вопрос: что? | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |