Элективный курс "Основы делового общения и письма"
Элективный курс "Основы делового общения и письма"
Программа элективного курса «Основы делового общения и письма» рассчитана на учащихся 9 класса в объеме 17 часов и направлена в основном на практическую подготовку учащихся в сфере делового и повседневного общения, умение грамотного отбора языкового материала.
Курс «Основы делового общения и письма» создан в целях предпрофильной подготовки учащихся 9 класса и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
Данный курс должен помочь ученикам оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля. Способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний.
В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс «Основы делового общения и письма» актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как систематической работы по развитию умелого делового общения и оформления деловых документов, как правило, в школе не проводится в связи с недостатком времени. Поэтому серьезного представления об этом учащиеся не имеют.
Данный курс призван усилить внимание к проблеме делового общения и письма, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Основы делового общения и письма" »
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ
9 КЛАССА
«ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И ПИСЬМА»
Программа элективного курса «Основы делового общения и письма» рассчитана на учащихся 9 класса в объеме 17 часов и направлена в основном на практическую подготовку учащихся в сфере делового и повседневного общения, умение грамотного отбора языкового материала.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Соответствие курса целям и задачам предпрофильной подготовки
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся…»
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
В связи с этим, наряду с базовыми общеобразовательными предметами, предусматриваются и элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Целесообразность, актуальность и новизна курса
Курс «Основы делового общения и письма» создан в целях предпрофильной подготовки учащихся 9 класса и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
Данный курс должен помочь ученикам оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля. Способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний.
В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс «Основы делового общения и письма» актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как систематической работы по развитию умелого делового общения и оформления деловых документов, как правило, в школе не проводится в связи с недостатком времени. Поэтому серьезного представления об этом учащиеся не имеют.
Данный курс призван усилить внимание к проблеме делового общения и письма, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.
Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.
Цель и задачи курса
Цель: овладение учащимися компетенциями делового общения и оформления деловых документов, способствующих эффективности повседневного социального взаимодействия и успешности в будущем карьерном росте.
Задачи:
1)в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего:
научить учащихся общению в учебной, учебно-научной и деловой сферах деятельности;
научить практическому применению официально-делового стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности.
2)врамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи, овладеть способностью к анализу и оценке языковых явлений и фактов в сфере делового письма и общения, для чего:
показать на примерах сущность делового общения и его виды, дать понимание сути делового письма;
вывести учащихся к осознанию содержательной роли различных компонентов и параметров делового письма;
развить умение ориентироваться в структуре текста официально-делового стиля, отличать его от текстов других функциональных стилей;
сформировать умение составлять собственные тексты официально-делового стиля, применяя знания и умения в практике правописания, лексических норм современного русского языка, оценки своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
3) врамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры делового общения, для чего:
сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;
выявить единицы языка, обеспечивающие формирование устной монологической речи и навыков делового письма.
Характеристика учебного материала, методы и формы обучения
Учебный материал курса «Основы делового общения и письма» направлен на поддержание изучения профильного предмета, русского языка, позволяет изучить, обобщить и систематизировать компетенцию учащихся при официально-деловом общении как в устной, так и в письменной формах.
Планирование занятий по данному курсу воспитывает стремление учащихся к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие возможности. Особое внимание уделяется развитию практических умений делового письма, оформлению деловых документов, которое ведет к раздумьям над окружающей действительностью, способствует социализации личности, стремлению занять достойное место в обществе.
Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику делового письма, его основные признаки, роль выразительных средств языка в создании деловых документов.
Данный курс предполагает следующие формы работы:
изучение различных видов делового общения;
анализ справочного материала в официально-деловом стиле;
ролевые и деловые игры;
выполнение домашних заданий;
пробное написание собственных вариантов деловых документов;
повторение орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка.
Основная модель построения занятий:
лекции, практические занятия, индивидуальные задания, домашние задания, дополнительные задания, работа в группах, деловое моделирование, выполнение творческих заданий различных видов.
Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:
промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ деловых документов; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно;
итоговые – контрольные работы; защита мини-проекта.
Ожидаемые результаты при изучении элективного курса:
Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
Приобретение учащимися навыков составления резюме и собеседования при устройстве на работу.
Знание учащимися действующих норм и требований по оформлению деловой документации.
Повторение, систематизация и закрепление знаний алгоритма рецензии, эссе; алгоритма анализа текста и составления деловых документов; правил орфографии и пунктуации; синтаксиса простого и сложного предложений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 час).
Вводный урок. Презентация курса.
Функциональные стили современного русского языка (1 час).
Особенности официально-делового стиля.
Развитие монологической речи (5 часов).
Особенности делового общения. Основные правила, на которых строится деловое общение. Деловой и речевой этикет. Зрительный контакт между собеседниками. Составление диалогов этикетного характера. Виды делового общения. Основные правила построения деловой беседы. Деловые переговоры. Телефонные переговоры. Тест «Культура телефонного общения». Знакомство. Рассказ о себе. Заполнение анкеты. Развитие навыка при заполнении анкетных данных. Ролевая игра. Устройство на работу. Устная автобиография. Развитие монологической и диалогической речи. Умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, достигать цели диалога в соответствии с ситуацией общения. Ролевая игра. Решение устроиться на работу (разговор с родителями). Развитие умений выражать и аргументировать свою точку зрения во время беседы.
Деловая переписка (4 часа).
Правила оформления конверта и письма. Развитие письменной речи учащихся. Правила оформления писем различного назначения. Анализ текста официально-делового стиля. Правила пунктуации при оформлении конверта, обращениях. Синтаксис простого и сложного предложений. Правильное употребление официально-делового стиля. Анализ текстов на заданную тему. Исследовательская деятельность при анализе текстов официально-делового стиля. Рекламное письмо. Развитие письменной речи учащихся. Умение письменно аргументировать свою точку зрения с достижением цели в соответствии с ситуацией общения. Интернет-переписка. Знание особенностей ведения Интернет-переписки. Составление Интернет-письма. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений. Групповая работа по рецензированию различных видов деловой переписки.
Оформление официально-деловых документов (5 часов).
Объявление, заявление, докладная и объяснительная записка, прошение. Оформление официально-деловых бумаг. Анализ образцов. Составление собственных текстов. Составление собственной биографии и автобиографии, основные правила при этом. Анализ текстов данного вида. Составление собственных текстов. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений. Составление и оформление резюме, основные правила и требования при этом. Анализ образцов резюме. Составление собственного резюме. Составление и оформление портфолио учащегося. Основные разделы портфолио. Анализ образца портфолио. Работа над собственным портфолио. Самостоятельная работа по теме.
Итоговый урок (1 час).
Контрольно-зачётный урок.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Наименование раздела, название темы
Кол. час.
Введение (1 час)
1
Вводный урок. Презентация курса.
1
Функциональные стили современного русского языка (1 час)
2
Функциональные стили современного русского языка. Особенности официально-делового стиля.
1
Развитие монологической речи (5 часов).
3
Особенности делового общения. Виды делового общения.
4
Знакомство. Устный рассказ о себе. Заполнение анкеты.
1
5
Ролевая игра. Устройство на работу. Устная автобиография.
1
6
Ролевая игра. Разговор с родителями о решении устроиться на работу.
Оформление официально-деловых документов (5 часов)
12
Требования к лексико-грамматическому и орфографическому оформлению документов.
1
13
Объявление, заявление, докладная и объяснительная записка.
1
14
Составление биографии и автобиографии.
1
15
Составление и оформление резюме.
1
16
Составление и оформление портфолио учащихся.
1
Итоговый урок (1 час)
17
Контрольно-зачётный урок.
1
Всего:
17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материала. М.: Просвещение, 1998.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Р-на-Д: Феникс, 2005.
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 1993.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
Голуб И.Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 2000.
Смирнова Л.Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. М.: Русское слово, 2004.
Ожегов С.И. Орфографический словарь русского языка в 2 т. – М., 2001.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Быстрова Е.А., Львова С.И. и др. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004.
Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Томск, 2006.
Болотнова Н.С. Стилистический анализ текста в школе // Русский язык в школе. – 2002, № .
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006.
Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003, № 2.
Ворожбитова А.А. Лингвориторическая теория сильной языковой личности как общая стратегия языкового образования и воспитания // Русский филологический вестник. – 1996, № 3 – 4.
Екименко В.Ю., Николенко Т.В. Управление офисом. Делопроизводство. Томск, 2005
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник: Практикум: Для самообразования. М.: Флинта: Наука, 1998.
Панасюк А.Ю. Как убедить в своей правоте: современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М., 2001.
Розенталь Д.Э. Справочник. Управление в русском языке. – М., 2002.
Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.