Доклад на тему: Использования ИКТ на уроках русского языка и литературы
Доклад на тему: Использования ИКТ на уроках русского языка и литературы
Я, Жумуханбетова Жанбота Адебиетовна учитель русского языка и литературы. Живу в городе Атырау. Стаж работы 5 лет. Работаю в селе Нарын. Классный руководитель 10 класса. Учитель – это не профессия, а образ жизни. Я уверена, что главное в работе учителя – развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Использования ИКТ на уроках русского языка и литературы»
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Атырауская область Исатайский район село Нарын
Нарынская средняя школа
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ПРЕДМЕТУ
Жумуханбетова Жанбота Адебиетовна
учитель русского языка и литературы
Нарын – 2015 год
Аннотация
В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, электролекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.
План
І. Введение
Информационно – коммуникационные технологии в современной школе
ІІ. Основная часть
1.Разнообразный метод на уроках русского языка и литературы
2.Использование тестовой технологии
ІІІ. Вывод
IY. Список использованной литературы
І. Введение
Изучение познавательных интересов учащихся показывает, что в большинстве случаев русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке, большой объём произведений в литературе. Повышать мотивацию необходимо за счёт создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока. К достижению данной цели я иду через реализацию следующих задач:
повышение мотивации обучения,
развитие познавательной активности учащихся,
стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;
совершенствование форм и методов организации учебного процесса.
На своих уроках я использую компьютер как:
средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
средство информационной поддержки учебного процесса;
дополнительный источник информации;
средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала, универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.
ІІ. 1 Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки с использованием ИКТ развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи.
Мультимедиа позволяет мне готовить к урокам разные продукты: тесты, разно уровневые задания, стихотворения и прозу для анализа и сопоставительного анализа, проекты, исследования, рефераты, доклады, небольшие сообщения, презентации. Не менее интересно проходят «разминки» на уроках русского языка и литературы с использованием видеофрагментов для написания ассоциативного ряда..
Работа с презентациями создаёт предпосылки к индивидуализации обучения, что в свою очередь, предполагает появление новых форм взаимодействия обучающего и обучаемого в учебном процессе. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы, - всё это способствует формированию положительного отношения к учёбе.
На данный момент в моей методической копилке есть презентации к урокам русского языка и внеклассным мероприятиям по литературе, построенные с использованием компьютерной техники, созданные в программе Microsoft Power Point.
Для эффективного использования данного электронного пособия достаточно наличие в кабинете ПК и мультимедийный проектора. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности, что очень важно на уроках литературы. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова , начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов, презентации, выходы в Интернет.
Уроки разработаны мною на основе технологий личностно ориентированного образования, интерактивных, игровых технологий. По организационным формам их можно отнести как к индивидуальным, так и групповым.
Тема: СПП с придаточными цели.
Цели:
1) закрепить полученные знания о СПП; формирование понятия СПП с придаточным цели.
2) развивать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие вывод
3)Воспитание любви к труду, интереса к чтению.
Оборудование :Презентация, оценочные жетоны, карточки, флипчарт,видео и т.д
Ход урока
1.Организационный момент.
Психологический настрой к уроку.
Деление на группы
2. Проверка домашнего задания
3. Объяснение новой темы
А) запись числа и темы
Б) слово учителя (видеоурок)
Придаточные предложения цели указывают на цель действия ,о котором говорится в главном предложении. Они отвечают на вопрос зачем? с какой целью? для чего ? и присоединяются к главному при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.
Например: 1.Всякое дело надо любить ,чтобы хорошо его делать.
2.Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе.
4.Закрепление изученного материала. (Работа с учебником.)
Выполнение упражнений Упражнение 103
Мы очистили участок, чтобы можно было посадить цветы.
Надо посадить дерево, чтобы оставить добрую память о себе.
За яблоней нужно терпеливо ухаживать, чтобы выросли хорошие плоды.
Вдоль железных дорог сажают деревья, чтобы укреплялись насыпи.
Отец укрепил ветки яблонь, чтобы они не сломались от ветра.
5. Графический диктант.
(Составляйте схемы данных предложений с помощью флипчарта )
Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку. (чтобы…),[ ]
Мы ходили в школу для того, чтобы получить знания. […для того],(чтобы…)
Кто-то обязан рискнуть собой, чтобы выручить всех. [ ], (чтобы…)
Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук. [ ], (чтобы…)
6. Физминутка
7.Творческое упражнение «Переделкин» .(Работа с карточками )
(Переделайте предложения в Спп с придат цели)
Для расширения кругозора нужно читать книги.
Для усиления звука в зале установили микрофон.
Для сокращения времени Ансар рассказал о результатах исследования.
Для общения с друзьями нужна электронная почта.
8. Игра «Быстро соображаем»
(Соберите и прочитай те рассыпавшееся предложение. Составляйте к ним схемы.)
1. Копье стальное взял он в руки, чтоб чем- нибудь играть от скуки.
2. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
3. Желаю славы я, чтоб именем моим гордилась ты.
9.«Я начну, а ты продолжи…» (Дополните предложения)
Чтобы хорошо учиться….
Чтобы развивать память…
Чтобы добиться успеха…
Чтобы быть здоровым и выносливым…
10. Блиц-опрос «Крестики-нолики»
Задание: Первая команда выбирает цифр. Я прочитаю вопрос. Если команда ответит правильно, то ставите крестик, если не знаете правильный ответ, тогда отвечает вторая команда
1)Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков?
2)Что такое сложноподчиненное предложение?
3)Что такое сложносочиненное предложение?
4)На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения? 5) При помощи каких союзов присоединяются придаточные цели?
6) На какой вопрос отвечают придаточные цели?
11.Рефлексия «Оцени себя на уроке»
Учащимся дается индивидуальная карточка на компьютере, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на урокеИтог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял
12.Домашнее задание. Упр 108
13.Подведение итогов урока. Выставление оценок .
(Оценивание жетонами: красный -«5»,синий -«4», желтый -«3»)
ІІ. 2 В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, один из них – тестирование. Меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Тесты я применяю не только при индивидуальной работе, но и при работе учащихся в группах, в парах. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний. Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля. Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. Предложенные ученикам 25 вопроса по теме «Сложноподчинённое предложение» (9 класс) были выполнены за 30 минут с качеством знаний – 83% - это хороший показатель систематического использования информационных технологий в учебном процессе.Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Анализируя проведенные уроки, могу сказать, что работа с компьютером вызывает большой интерес, очень нравится ребятам. Общение с компьютером на уроках русского языка не утомляет учащихся, наоборот, они хотят продлить свою работу. Вот один из тестов которая я готовила для учащихся 9 класса на закрепление тему СПП.
1.Определите вид придаточного в предложений:
Давно известно, что из слов, даже самых красивых, шубы не сошьёшь.
A) Определительный
B) Изъяснительный
C) Времени
D) Причины
E) Образа действия
Ответ: B
2. Укажите сложноподчиненное предложение с разделительными союзами:
А) На реке было холодно и ветрено, зато рыба хорошо клевала. В) Конец мая и в поле еще прохладно.
С) То доносится крик птиц, то какой-то неопределенный звук нарушит тишину.
D) Дубы распустились, дубы же стояли обнаженными.
Е) Последние тени сливались, да мгла синела.
Ответ: С
3. Укажите предложение с противительными союзами:
А) Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось.
В) Я старался взглянуть в окно, да оно всё было бело от снега и льда.
С) Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
D) То ветер подует, то птица закричит.
Е) Прохладой дунуло, и прошлогодний лист зашелестел в дубах.
Ответ: В
ІІІ. В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, электролекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.
Я уверена, что ИКТ на уроках русского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.
Литература, ссылки:
1. Айтмухамбетов С. Боранбаев С. Применение новых инфрмационных технологий в обучении.// Высшая школа К-на 1999, №5.с37-39 2. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // Инф-ка и обр- е 1986 №1,с18-22 3. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.// Пособие для учителя. 4. Мокеев Н. Информационное общество как этап новейшей истории//Свободная мысль,1996,№1,с81-83 5. Новые педагогические и информационные технологии в сис¬теме образования / Под. редакцией Е.С. Полат. — М.: Академия, 1999.-2 72 с. 6. Севрук А.И., Юнина Е.А. Здоровьесберегающий урок. // Школь¬ные технологии. - М., 2004. № 2. С. 200-208. 7. Стратегия модернизации содержания общего образования: Ма¬териалы для разработки документов по обновлению общего образования.- М.: 2001. 8 .Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.
9.Пилюгин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях.
10.Розов Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и технологий при обучении в средней школе // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». № 1 (1). – М.: МГПУ, 2003. С. 102-106.
11.Селявка Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
12.Гиматдинова, С.А. «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» [Текст] / Литература в школе: научно-методический журнал. – Издатель ООО «Редакция журнала «Уроки литературы»». – М., 2005, №7.
13.Керн, А.П. Воспоминания о Пушкине [Текст] / А.П. Керн. – М.: Советская Россия, 1987. – 414 с.
14.Кузнецова, Т.А. Любовная лирика А.С. Пушкина [Текст] / Литература в школе: научно-методический журнал. – Издатель ООО «Редакция журнала «Уроки литературы»». – М., 2006, №4.
15.Bloom, B.S. (1977). Favorable learning conditions for all