Просмотр содержимого документа
«Дистанционный урок русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи"»
Дистанционный урок русского языка в 5 классе на тему:
«Глагол как часть речи»
Цель урока: повторить изученное о глаголе, углубить знания о глаголе как о части речи, о его морфологических признаках, о его роли в предложении; развивать умение употреблять глагол в речи.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся определять глагол по его морфологическим признакам, научатся отличать глагол от других частей речи, использовать глаголы в речи, узнавать синтаксическую роль глагола.
Необходимое оборудование и материалы для дистанционногоурока: компьютер с выходом в интернет, веб-камера, микрофон, программное обеспечение (Skype, Microsoft Office PowerPoint)
Тип дистанционного урока: урок с использованием видеоконференцсвязи.
1. Организационный момент
Включение программы «Skype». Обучающимся необходимо подтвердить свою готовность к уроку или отметить обстоятельства, которые мешают полноценному восприятию информации (отсутствие изображения, звука). Приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Проверьте все, пожалуйста, свою готовность к уроку. Перед вами должны быть: тетрадь, ручка, карандаш. Мы начинаем урок.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Давайте вспомним, что изучает наука морфология? (Ученики пишут ответы в чат. Правильный ответ – различные части речи.)
Какие части речи мы уже изучили? (Имя существительное, имя прилагательное)
А чтобы узнать, о какой части речи мы будем говорить сегодня, отгадайте загадку.
Что без меня предметы?Лишь названья.
А я приду - все в действие придет:
Летит ракета.Люди строят здания.
Цветут сады.И хлеб в полях растет.
(Ученики пишут варианты ответов в чат) Это глагол.
Тема нашего урока сегодня: «Глагол как часть речи».
(на экране программы «Skype» начинается демонстрация презентации)
Слайд 1.
Наш мир находится в постоянном развитии, изменении, и это отражается в речи с помощью глаголов. Благодаря глаголам передаются действия людей, движение жизни.
Глагол – одна из трудных для изучения частей речи. В каждом учебном году мы будем расширять знания об этой части речи.
Запишите в тетрадях число, тему урока.
3. Работа по теме урока
Слайд 2. Послушайте и сравните два текста.
Текст 1. Раннее утро. Улицы города. Фонари. Одинокие прохожие. Дворник, метущий асфальт. Первый троллейбус.
Текст 2. Наступило раннее утро. Просыпаются улицы города. Гаснут фонари. Появляются одинокие прохожие. Зевает дворник, метущий асфальт. Дребезжит первый автобус.
Оба текста рисуют картину наступающего утра в городе.
Как вы думаете, какой текст более живой, более динамичный? (Ученики пишут ответы в чат)
Правильно, в тексте № 2 слова «наступило», «просыпаются», «гаснут», «появляются», «зевает», «дребезжит» оживляют картину, они помогли нам уточнить то, что названо именами существительными.
Слайд 3. Эти слова обозначают действия предметов и называются глаголами.
Запишите в тетрадь, что такое глагол. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предметов.
На какие вопросы может отвечать глагол?
Утро (что сделало?) наступило.
Улицы (что делают?) просыпаются
Дворник (что делает?) зевает
4. Физ. минутка
Мы немного устали, давайте немного отдохнем.
Быстро поморгаем (10 секунд), закроем глазки и посидим спокойно, медленно считая про себя до 5. Открываем глазки, а теперь снова крепко их зажмурим и откроем (повторить несколько раз). Посмотрим на свой носик, а теперь вдаль (повторим 5 раз). А теперь встряхнули ручки, несколько раз сжали-разжали кулачки. Выпрямили спинки и продолжаем работать.
Продолжение этапа 3. Работа по теме урока
Слайд 4
Глаголы в русском языке могут обозначать не только реальные действия, но и самые разнообразные явления:
- изменение признаков. Например, темнеть, краснеть.
- процесс речи и мысли. Думать, решать.
- состояние. Спать, веселиться.
- звуковые явления: кричать, шуршать, лаять
- взаимоотношения людей: дружить, уважать.
Слайд 5
Слово «глагол» в старославянском языке обозначало «слово, речь»
Наши предки рассматривали его как «слово из слов», важнейший вид слова. Ведь глагол – это одна из двух частей речи, без которых не построишь предложение, не передашь собеседнику никаких сообщений.
Слово «глаголь», то есть говори, было в старославянской азбуке названием буквы «Г».
Слайд 6
Термин «глагол» для обозначения части речи впервые ввёл известный русский языковед Александр Матвеевич Пешковский. Он утверждал, что «глаголы – это слова, оживляющие всё, что к ним приложено».
Слайд 7
Валентина Волина, автор занимательных книг для детей говорит, что глагол – живая, деловая и деятельная часть речи, которая никогда не сидит на месте (да и на печи не лежит), вся в движении, суетится, бегает.
Слайд 8
Глагол – это вторая по численности часть речи в нашем языке. Самыми употребительными являются глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, понимать, сделать, значить.
Слайд 9
Теперь рассмотрим морфологические признаки глагола.
Действие, которое обозначает глагол, может происходить в разное время: вчера, позавчера, в прошлом году, сегодня, завтра, послезавтра и так далее. Рассмотрим пример:
Вчера на уроке математики мы выполняли контрольную работу. Сейчас у нас урок русского языка. Мы пишем сочинение. Завтра мы всем классом поедем на экскурсию.
Мы (что делали?) выполняли – это действие совершилось вчера. Глагол «выполняли» стоит в прошедшем времени.
Мы (что делаем?) пишем – это действие совершается сейчас. Глагол «пишем» стоит в настоящем времени.
Мы (что сделаем?) поедем – это действие совершится завтра. Глагол «поедем» стоит в будущем времени.
Время – признак, которого нет ни у существительных, ни у прилагательных, ни у местоимений, он характерен только для глагола.
Слайд 10
Кроме того, как и у других самостоятельных частей речи, мы можем определить у глагола:
- число единственное и множественное (рисует – рисую, думал – думали);
- лицо (я пишу, ты пишешь, он пишет);
- род в прошедшем времени (он ходил, она ходила, оно ходило).
5. Закрепление изученного материала
Слайд 11
На экране вы видите текст, вам необходимо выписать из него глаголы, определить их грамматические признаки (число, время, лицо).
Люди заметили, что морские котики уже перед рассветом знают , какая будет погода днем. Если они толпами лезут в воду, резвятся, можно не слушать по радио сводку погоды. Будет тихо. Котиковая метеорология безошибочна.
Проверяем:
Заметили – мн.ч., прош.вр.
Знают, лезут – во мн. ч., в наст.вр., в 3 л.
Резвятся – мн.ч, наст.вр, 3 л.
Будет – ед.ч, буд.вр. 3 л.
Слушать – неопр. ф.
6. Подведение итогов.
Таким образом, сегодня на уроке мы с вами вспомнили, что глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действия предметов.
Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?
По частоте употребления глагол занимает в нашей речи второе место после имени существительного.
У глагола мы можем определить морфологические признаки: время, лицо, число, а также род в прошедшем времени.
Домашнее задание: выполнение карточек на интерактивной образовательной онлайн-платформе Учи.ру (Русский язык – 5 класс – Повторение – Глагол как часть речи). Названия карточек:
1) Что такое глагол?
2) Зачем нужны глаголы
3) Какова роль глаголов
4) Учим словарные слова
Список использованных источников:
1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М. : ВАКО, 2018. – 416 с.
2. Онлайн-школа будущего «Знайка.ру». Видеоурок «Глагол как часть речи. Режим доступа: https://znaika.ru/catalog/3-klass/russian/Glagol-kak-chast-rechi.html
3. Панова Г. И. Морфология русского языка. Энциклопедический словарь-справочник. - КомКнига, 2010 . – 448с.
4. Питерская Т.И. Сборник основных правил морфологии школьного курса русского языка. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 96 с.
5. Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка глагол! – М.: ВАКО, 2012. – 176 с.
6. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. Ч.2 / Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский. М. : Просвещение, 2015. – 175 с.
7. Учи.ру – интерактивная образовательная онлайн-платформа. Режим доступа: https://uchi.ru