kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс для 9-11 классов "Правовой всеобуч через участие в работе дискуссионного клуба «Легко ли быть молодым?»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа правового клуба «Легко ли быть молодым?» адресована учащимся 9-11классов. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной обла­сти «Общественные дисциплины», изучаемому в основной и средней школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки личности, связанный с механизма­ми защиты гражданином своих прав.

Особенность данного дискуссионного клуба заключается в том, что уча­щиеся в процессе подготовки и проведения получают сведения практического характера, знакомятся с социально-пра­вовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы казахстанского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержа­ния спектра вопросов в житейских повседневных проблемах, которые касаются широких слоев населения Казахстана и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как посто­янно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, со­ответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законода­тельстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где мож­но найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

 

 

Цель:

  • Максимально способствовать развитию правовой культуры школьников - граждан Республики Казахстан - на основе освоения ими основных правовых норм;

  • Заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

1. Курс ориентируется на содержание образовательного минимума содержания курса право и существенно дополняет его практическими сведениями;

2. Он нацелен на воспитание в духе демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание и правовое поведение личности;

3. Курс построен на неразрывном единстве новых знаний и социального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных жизненных проблем.

4. Представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.

К задачам данного курса, связанным с предпрофильным обучением, относятся, в частности:

- знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;

- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;

- воспитание ответственности за собственное благополучие;

- освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений

в области защиты своих прав.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс для 9-11 классов "Правовой всеобуч через участие в работе дискуссионного клуба «Легко ли быть молодым?»" »

Акмолинское областное управление образованием

Аршалынский районный отдел образования

ГУ «Вячеславская средняя школа»










Правовой всеобуч через участие в работе

дискуссионного клуба

«Легко ли быть молодым?»

Элективный курс для 9-11 классов





Автор: Молешкова Е.А.,

учитель истории и права,

высшей квалификации








2013 год

Современная цивилизация требует от человека умения ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации, не только знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их, привлекать государственные и общественные организации к защите своих прав. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны, чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой стороны, быть стабилизирующим это общество субъектом, обеспечивать в стране правопорядок и основы правового государства. Последнее обстоятельство понимается государством как важнейшая задача. Ее решение включается в процесс модернизации образования.

В постановлении Президента Республики Казахстан от 21 июня 1995г. «О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан» перед государственными органами были четко определены программа правового всебуча и его задачи:

  • Формирование высокой гражданственности человека, его общей правовой культуры и социальной активности;

  • Получение учащейся молодежью специальных правовых знаний в процессе подготовки к избранной трудовой деятельности;

  • Ранняя профилактика правонарушений.

Программа правового клуба «Легко ли быть молодым?» адресована учащимся 10-11классов. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной обла­сти «Общественные дисциплины», изучаемому в основной и средней школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки личности, связанный с механизма­ми защиты гражданином своих прав.

Особенность данного дискуссионного клуба заключается в том, что уча­щиеся в процессе подготовки и проведения получают сведения практического характера, знакомятся с социально-пра­вовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы казахстанского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержа­ния спектра вопросов в житейских повседневных проблемах, которые касаются широких слоев населения Казахстана и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как посто­янно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, со­ответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законода­тельстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где мож­но найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.



Цель:

  • Максимально способствовать развитию правовой культуры школьников - граждан Республики Казахстан - на основе освоения ими основных правовых норм;

  • Заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону.

По сути, речь идет о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

1. Курс ориентируется на содержание образовательного минимума содержания курса право и существенно дополняет его практическими сведениями;

2. Он нацелен на воспитание в духе демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание и правовое поведение личности;

3. Курс построен на неразрывном единстве новых знаний и социального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных жизненных проблем.

4. Представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.

К задачам данного курса, связанным с предпрофильным обучением, относятся, в частности:

- знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;

- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;

- воспитание ответственности за собственное благополучие;

- освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений

в области защиты своих прав.

Формы и методы проведения дискуссии:

  • «Дерево решений»

  • Свободные дебаты (Plenary Debate)
    (Все участники имеют равное право голоса)

  • Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу (Panel Debate)
    (Несколько человек обсуждают проблему в присутствии аудитории)

  • Обсуждение в форме дебатов

  • Дискуссия в форме конференции


Содержание работы правового клуба

«Легко ли быть молодым?»
Курс состоит из 11 разделов, 17 занятий, в которых раскрываются основные права граждан, в том числе и детей в области образования, здравоохранения, свободы от рабства, жилищных отношений, призыва на военную службу, контактов с полицией, судебного процесса, потребительской культуры.

Раздел I . Легко ли быть молодым? (3 часа)

Тема 1. Права ребенка в современном мире. (1час) 1.

Конвенция о правах ребенка. Современное правовое положение детей в Казахстане. Нарушение прав ребенка и их защита.

Мировое движение по защите прав детей.

Международно-правовые стандарты в сфере прав ребенка.

Где можно защитить свои права»

Тема 2. Право на образование. Организация работы школы (1 ч.)

Закон РК «Об образовании». Возможность получения образования. Государственный образовательный стандарт. Формы получения образования.

Правила приема в школу. Прием ученика в 10-й класс. Управление школой. Формы самоуправления в школе.

Некоторые принципы деятельности школы. Организация военной подготовки в школе. Труд в школе. Школа и досуг. Дисциплина в школе. Физическое и психическое насилие в школе. Учебный год. Каникулы. Ступени образования и образовательные программы. Содержание образования. Перевод учащихся в следующий класс. Окончание школы. Платные образовательные услуги. Права и обязанности учащихся.

Тема 3. Права абитуриентов(1 ч.)

Абитуриент. Закон РК «Об образовании». Основной уровень непрерывного образования в РК. Положение о проведении единого национального тестирования Апелляция. Правила подачи заявления в апелляционную комиссию.

Негосударственные вузы. Критерии благонадежности негосударственных вузов. Договор между студентом и негосударственным вузом. Обязательные положения договора. Оплата обучения в вузе. Образовательный грант и кредит для студентов.

Раздел II. Право на охрану здоровья(2 часа).

Тема 1. Правовая защита здорового образа жизни РК (1 ч.)

. Право граждан РК на бесплатную мед. помощь в рамках обязательного мед. страхования. Право на уважительное и гуманное отношение. Право на выбор мед. учреждения. Право на выбор врача. Право на нормальные условия пребывания в мед. учреждении. Право на облегчение боли. Право на тайну личной жизни. Врачебная тайна. Ответственность медработника за разглашение врачебной тайны. Право на информированное согласие на мед. вмешательство. Информация, которую врач должен предоставить пациенту до получения согласия на мед. вмешательство. Право на отказ от мед. вмешательства. Право на получение информации.

Тема 2. Правовое положение детей с ограниченными возможностями (1 час)

Понятие «человек с ограниченными возможностями». Права детей с ограниченными возможностями. Принципы обеспечения равенства инвалидов в образовании. Реабилитация детей инвалидов. Социальная поддержка детей- инвалидов. Правовое положение детей с психическими расстройствами. Как устанавливается инвалидность.

Раздел III. Торговля людьми: профилактика (2ч.)

Тема 1. Знакомство с проблемой торговля людьми. (1ч.)

Что такое «рабство»? Работорговля: история и современное рабство. Законная и незаконная миграция. Виды современного рабства. Масштабы трафикинга. Правила безопасного поведения.

Причины торговли людьми. Стереотипы. Вербовка и перевербовка Эксплуатация. Жертвы работорговли.

Тема 2. Процесс торговли людьми. (1 ч.)

Последствия трудовой и сексуальной эксплуатации. Свобода в браке. Продажа и укрывательство мигрантов

Торговля людьми - нарушение прав человека.

Деятельность международной организации по миграции. Основные направления деятельности. МОМ. Противодействие торговле людьми

Раздел IV. Права потребителей (2 часа).

Тема 1. Право на информацию, безопасность и качество (1 ч.)

Потребитель. Продавец. Изготовитель. Исполнитель. Закон РК «О защите прав потребителей». Право потребителей на информацию. Сведения о продавце (производителе, исполнителе). Сведения о товаре (работе, услуге). Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). Право потребителей на безопасность. Организации, отвечающие за проверку технических товаров на безопасность. Маркировка, подтверждающая безопасность товара. Право потребителей на качество. Обязательная сертификация товаров. Сертификат соответствия качества.

Тема 2. Нарушения прав потребителей (1 ч.)

Обвес покупателей. Обсчет покупателей. Действия потребителей при обвесе и обсчете в целях восстановления нарушенных прав. Последствия продажи товара ненадлежащего качества. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара. Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества. Действия потребителя в случае нарушения его прав. Организации, осуществляющие защиту прав потребителей.

Раздел V. Жилищное право (1 час).

Тема 1. Право собственности на жилье (1 ч.)

Право на жилище. Неприкосновенность жилища. Жилищный кодекс РК.

Частный жилищный фонд. Государственный жилищный фонд. Муниципальный жилищный фонд. Договор социального найма. Перепланировка и переустройство жилого помещения. Плата за квартиру и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений. Порядок внесения платы за квартиру и коммунальные услуги. Виды коммунальных услуг. Тарифы и размеры платы за коммунальные услуги. Место жительства несовершеннолетнего. Правила вселение к родителям детей, не достигших соверше­ннолетия.

Совершение сделок с жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние. Распорядительные действия с жилыми помещениями, требующие согласия проживающих в них несовершеннолетних. Жилищные права детей, оставших­ся без попечения роди­телей. Защита прав несовершеннолетних при выселе­нии из жилого помещения.

Раздел VI. Права призывников (2 часа).

Тема 1. Военная служба (1 ч.)

Закон РК «О воинской обязанности и военной службе». Военная служба по призыву. Военнослужащий. Воинский учет. Военный комиссариат (военкомат). Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности гражданина по обеспечению воинского учета. Медицинское освидетельствование. Правила, которые необходимо соблюдать призывнику для проведения надлежащего медицинского освидетельствования. Обжалование неправомерного решения призывной комиссии.

Этапы учета и прохождения гражданами военной службы по призыву. Возраст граждан, подлежащих призыву. Категории годности граждан к военной службе.

Сроки призыва граждан на военную службу. Срок прохождения военной службы по призыву.

Тема 2. Освобождение и отсрочка от призыва на военную службу (1 ч.)

Категории граждан, освобожденные от военной службы. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Категории граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. Отсрочка от призыва на военную службу, предоставляемая учащимся и студентам. Правила подачи заявления о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.

Ответственность за неявку гражданина в во­енкомат для приписки к при­зывному участку. Ответственность за уклонение гражданина от призыва на военную службу.

Контрактная служба. Закон РК «О службе в РК». Срок прохождения контрактной службы. Особенности прохождения контрактной службы.

Раздел VII. Контакты с правоохранительными органами (1ч.).

Тема 1. Проверка документов и досмотр (1 ч.)

Обязанности полиции.

Правила грамотного поведения при обращении полиции к гражданину. Требование полиции. Просьба полиции. Проверка документов на улице. Правила обращения с удостоверением или паспортом.

Досмотр. Правила проведения досмотра. Протокол о досмотре.

Приглашение гражданина в полицию. Вызов гражданина в полицию по повестке. Порядок передачи повестки гражданину. Привод.

Допрос. Порядок и правила проведения допроса свидетеля. Права подозреваемого или обвиняемого при допросах. Продолжительность допроса. Особенности допроса несовершеннолетнего.

Раздел VIII. Судебный процесс (1 час).

Тема 1. Обращение в суд (1 ч.)

Суд. Прокурор. Адвокат. Истец. Ответчик. Конституционное право граждан РФ на судебную защиту. Независимость суда. Юридическая консультация.

Суд присяжных заседателей. Режим работы судов. Председатель суда.

Способы подачи исковых заявлений в суд. Государственная пошлина. Права участников судебного процесса. Мировое соглашение.

Порядок судебного заседания. Отвод к составу суда. Ходатайство суду. Слушание дела.

Обязательность исполнения решения суда. Судебные приставы. Обжалование решения суда. Правила подачи кассационной жалобы.

Раздел IX. Уголовное право(1 час).

Тема 1. Уголовное законодательство (1 час).

Правонарушение и преступление. Причины правонарушений.

Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений.

Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Административный поступок. Понятие преступления.

Вина и ответственность. Ответственность за правонарушения против собственности. Ответственность за правонарушения против личности. Групповые правонарушения несовершеннолетних.

Как не стать жертвой преступления?

Правопорядок и полиция.

Права задержанного несовершеннолетнего.

Раздел X. Семейное право (1 час).

Тема 1. Семейное законодательство (1 час).

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Недействительность брака.

Права и обязанности супругов. Брачный договор. Имущественные отношения между супругами.

Права и обязанности родителей и детей.

Раздел XI. Трудовое право (1 час).

Тема 1. Трудовое законодательство (1 час).

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу.

Рабочее время и время отдыха

Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Трудовые споры и порядок их рассмотрения.

Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.

Ожидаемые результаты:

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

  • Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.

  • Чёткое осознание того, где, каким образом и для каких целей приобретаемые знания пригодятся и применение их на практике;

  • Умение находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека.

  • Сотрудничество при решении проблем, проявляя при этом коммуникативные умения.

  • Расширение круга общения учащихся со сверстниками

  • Самостоятельное получение информации из нормативно-правовых источников и анализ правовых документов;

  • Умение называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать содержание, а также классифицировать их по различным основаниям;

  • Определение своего правового статуса, определяя права и ответственность на разных этапах возрастного становления;

  • Анализ жизненных случаев, ситуаций с точки зрения правовых норм; Выявление проблем, поиск путей их разрешения, обсуждение результатов;

  • Создание и защита проектов;

Список литературы

1. Административный кодекс РК

2. Балабаева Н.Н. Торговля людьми: профилактика, Алматы 2007

3. Гражданский кодекс РК

4. Думбаев А.Е. Правовое положение детей с ограниченными возможностями -Алматы 2006

5. «О защите прав потребителей», 2009

6. Закон РК «О всеобщей воинской обязанности и военной службе»

7. Закон РК «О воинской службе по контракту»

8. Заморенова Н.Г., Яковлев А.П. Сам себе адвокат. Пособие для граждан по решению конфликтных ситуаций. – М.: Юриспруденция

9. Конституция РК

10. Кудрина Т.Н. Вы покупатель. Поступаем правильно. – М.: Эксмо, 2007

11. Лопатенков Г.Я. Права пациента. Практические рекомендации. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005

12. Маслацова О.Ю.Подросток и правоохранительные органы. Пособие по проведению занятий среди педагогов и родителей.Алматы, 2007

13. Настольная книга покупателя. / Авт.-сост. А.М. Горбов. – М.: АСТ, 2004

14. Основы потребительских знаний. /Виноградова И., Кокорев Р. И др. – М.: Вита-Пресс, - 2001

15. Права абитуриентов. / Сост. В.В.Смирнова. – СПб.: Питер, 2004

Правовой справочник для учеников общеобразовательных школ и их родителей / Сост. Г.Л. Фриш. – М.: УЦ «Перспектива», 2001

16. Семейный кодекс РК

17. Трудовой кодекс РК

18. Тимофеева К.В. Юридический справочник на все случаи жизни. – СПб.: Питер, 2007

19. Уголовный кодекс РК.


По данным темам имеются разработки заседаний клуба, методические рекомендации, видео и фото материал, слайдовые презентации, буклеты, памятки, тестовые задания для социального опроса.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Молешкова Елена Анатольевна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146384


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства