Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи
Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи
Тема урока: «Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи» Цель урока: повторить тему, пройденную в 8 классе, закрепить и скорректировать знания учащихся, осуществить контроль. Помимо основной, предметной цели, данный урок должен быть направлен на развитие речи, стимулировать творческую активность детей. Задачи урока:
активизировать знания по теме, полученные в средней школе;
установить связь темы урока с общей темой «Обстоятельства»;
организовать самостоятельную тренировочную работу;
организовать творческую самостоятельную индивидуальную работу;
организовать творческую самостоятельную коллективную работу. Формы работы: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная, индивидуальная и групповая
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи »
Урок в 10 классе с использованием ЭОР .
Общая тема: «Обстоятельства» Тема урока: «Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи»
Цель урока: повторить тему, пройденную в 8 классе, закрепить и скорректировать знания учащихся, осуществить контроль. Помимо основной, предметной цели, данный урок должен быть направлен на развитие речи, стимулировать творческую активность детей. Задачи урока: активизировать знания по теме, полученные в средней школе; установить связь темы урока с общей темой «Обстоятельства»; организовать самостоятельную тренировочную работу; организовать творческую самостоятельную индивидуальную работу; организовать творческую самостоятельную коллективную работу. Формы работы: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная, индивидуальная и групповая
1 этап урока: Речевая разминка.( показываю слайды-ученики должны определить , что здесь не так.) 1,2,3 слайды-неправильное употребление деепричастного оборота.
мы часто допускаем ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.
Итак , чему будет посвящен урок? (деепричастиям и деепричастным оборотам)
Запишите тему нашего урока : «Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи»(ЕГЭ- А- 4, В-5)
2этап-Вспомним, что такое деепричастие ?
( часть речи, которая обозначает добавочное к основному действие , которое совершает одно и тоже лицо)
Деепричастный оборот употреблен неверно:
-если не совпадает деятель основного и дополнительного действия.
- если это безличное предложение и в нем нет инфинитива
Прочитаем предложения. Вы должны определить, нет ли в них ошибок при употреблении деепричастного оборота
- Давайте отредактируем эти предложения, исправим ошибки
1. Подъезжая к лесу, выскочил заяц.
2. Прыгая с ветки на ветку, мы наконец поймали белку.
3. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
4. На катке всегда всем весело и интересно, но, накатавшись, болят ноги.
5. Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.
6. Уезжая из родного города, мне стало грустно
7.Подходя к дому, ярко светили фонари.
8.Возвращаясь домой, пошёл сильный дождь, и я вымок.
1. Когда мы подъезжали к лесу, выскочил заяц. 2. Мы наконец поймали белку, которая прыгала с ветки на ветку. 3. Когда глядишь на Волгу, чувствуешь ширь. 4. На катке всегда всем весело и интересно, но, когда накатаешься, болят ноги.
Учитель:- Что же мы должны знать, чтобы не допускать ошибок при построении предложения с деепричастным оборотом?
Мы должны помнить правило о едином деятеле при основном действии (выраженном глаголом-сказуемым) и добавочном (выраженном деепричастием
Если же производитель действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и производитель действия, обозначенного деепричастием, не совпадают, употребление деепричастного оборота приводит к ошибке.
В безличном предложении, где деятель не мыслится, использование деепричастного оборота возможно только тогда, когда в составе сказуемого имеется инфинитив глагола.
Например:
Не имея часов, можно определить время по цветам.
Уходя из помещения, необходимо погасить свет.
Если же в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, то употребление его неоправданно, например:
Уезжая из родного города, мне стало грустно.
Деепричастный оборот употреблен неверно:
-если не совпадает деятель основного и дополнительного действия.
- если это безличное предложение и в нем нет инфинитива
Деепричастный оборот — это способ сократить придаточное предложение, в котором используется то же подлежащее, что и в главном. Например:
Когда я проснулся, я пошёл умываться. = Проснувшись, я пошёл умываться.
3этап . Урок начинается с постановки проблемной задачи: «Мы повторяем тему «Обстоятельства». Почему перед нами эта таблица?». Учитель демонстрирует классу интерактивную мультимедийную таблицу«Обособление одиночного деепричастия и деепричастного оборота».
Рис. 1а Рис. 1б
2. Вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты являются в предложении обстоятельствами и обособляются запятыми, формулируется классом и подтверждается (или корректируется) путём открытия одного из вложений таблицы (см. рис. 1б). Последующая демонстрация интерактивной мультимедийной таблицы«Деепричастие в предложении» (см. рис. 2) дает возможность обратить внимание на обстоятельственные вопросы к деепричастиям в правой части таблицы, а затем предложить развернуть одиночные деепричастия в деепричастный оборот, еще раз указав на их обособленную позицию в предложении.
3. Учитель ставит новую проблемную задачу: «Всегда ли деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми?». Для её решения мы будем использовать интерактивную пунктограмму «Деепричастие и деепричастные обороты». Информация, появляющаяся в ячейках таблицы после активизации вопросительных знаков (см. фрагмент таблицы на рис. 3б), служит либо поддержкой объяснения учителя, либо подтверждением результатов обсуждения каждого примера учениками.
Рис. 3а Рис. 3б
4. Далее с целью дальнейшего обсуждения и закрепления темы выполняется ряд электронных заданий «Почему выделенные слова не обособляются?». Варианты 1, 2 и 3 (садятся за компьютеры)
5. В качестве домашнего задания ученикам можно предложить на выбор или в сочетании:
1.Домашнее задание. Прочитайте дома рассказ А. П. Чехова «Жалобная книга» Найдите в рассказе речевую ошибку, неправильное употребление деепричастия. Прокомментируйте её и замените предложение из рассказа А. П. Чехова правильным.
2) выполнить электронные задания на домашнем компьютере или пользуясь раздаточным материалом: Тест «Деепричастие и деепричастный оборот»;
Тест «Деепричастные обороты-фразеологизмы»;
Тест «Обособление обстоятельств».
3) Мини-проект: обеспечить новым набором примеров гипертекстовое определение«Обособление деепричастий и деепричастных оборотов» пользуясь словарем примеров«Деепричастные обороты, деепричастия, фразеологизмы, наречия». Определения и словарь можно распечатать и раздать ученикам.
. Последующий контроль по данной теме обеспечивают тесты: Тест «Обособление деепричастных оборотов» 1 и 2; Тест «Знаки препинания при обособленных членах предложения».