kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи»
Цель урока: повторить тему, пройденную в 8 классе, закрепить и скорректировать знания учащихся, осуществить контроль. Помимо основной, предметной цели, данный урок должен быть направлен на развитие речи, стимулировать творческую активность детей.
Задачи урока:
активизировать знания по теме, полученные в средней школе;
установить связь темы урока с общей темой «Обстоятельства»;
организовать самостоятельную тренировочную работу;
организовать творческую самостоятельную индивидуальную работу;
организовать творческую самостоятельную коллективную работу.
Формы работы: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная, индивидуальная и групповая

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи »

Урок в 10 классе с использованием ЭОР .

Общая тема: «Обстоятельства»
Тема урока: «Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи»
 
Цель урока: повторить тему, пройденную в 8 классе, закрепить и скорректировать знания учащихся, осуществить контроль. Помимо основной, предметной цели, данный урок должен быть направлен на развитие речи, стимулировать творческую активность детей.
Задачи урока:
активизировать знания по теме, полученные в средней школе;
установить связь темы урока с общей темой «Обстоятельства»;
организовать самостоятельную тренировочную работу;
организовать творческую самостоятельную индивидуальную работу;
организовать творческую самостоятельную коллективную работу.
Формы работы: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная, индивидуальная и групповая

1 этап урока: Речевая разминка.( показываю слайды-ученики должны определить , что здесь не так.) 1,2,3 слайды-неправильное употребление деепричастного оборота.

мы часто допускаем ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

Итак , чему будет посвящен урок? (деепричастиям и деепричастным оборотам)

Запишите тему нашего урока : «Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи»(ЕГЭ- А- 4, В-5)

2этап-Вспомним, что такое деепричастие ?

( часть речи, которая обозначает добавочное к основному действие , которое совершает одно и тоже лицо)

Деепричастный оборот употреблен неверно:

-если не совпадает деятель основного и дополнительного действия.

- если это безличное предложение и в нем нет инфинитива

Прочитаем предложения. Вы должны определить, нет ли в них ошибок при употреблении деепричастного оборота

- Давайте отредактируем эти предложения, исправим ошибки


1. Подъезжая к лесу, выскочил заяц.

2. Прыгая с ветки на ветку, мы наконец поймали белку.

3. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.

4. На катке всегда всем весело и интересно, но, накатавшись, болят ноги.

5. Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

6. Уезжая из родного города, мне стало грустно

7.Подходя к дому, ярко светили фонари.

8.Возвращаясь домой, пошёл сильный дождь, и я вымок.


1. Когда мы подъезжали к лесу, выскочил заяц. 2. Мы наконец поймали белку, которая прыгала с ветки на ветку. 3. Когда глядишь на Волгу, чувствуешь ширь. 4. На катке всегда всем весело и интересно, но, когда накатаешься, болят ноги.


Учитель:- Что же мы должны знать, чтобы не допускать ошибок при построении предложения с деепричастным оборотом?


Мы должны помнить правило о едином деятеле при основном действии (выраженном глаголом-сказуемым) и добавочном (выраженном деепричастием

Если же производитель действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и производитель действия, обозначенного деепричастием, не совпадают, употребление деепричастного оборота приводит к ошибке.


В безличном предложении, где деятель не мыслится, использование деепричастного оборота возможно только тогда, когда в составе сказуемого имеется инфинитив глагола.

Например:

Не имея часов, можно определить время по цветам.

Уходя из помещения, необходимо погасить свет.


Если же в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, то употребление его неоправданно, например:

Уезжая из родного города, мне стало грустно.


Деепричастный оборот употреблен неверно:

-если не совпадает деятель основного и дополнительного действия.

- если это безличное предложение и в нем нет инфинитива


Деепричастный оборот — это способ сократить придаточное предложение, в котором используется то же подлежащее, что и в главном. Например:

Когда я проснулся, я пошёл умываться. = Проснувшись, я пошёл умываться.

3этап . Урок начинается с постановки проблемной задачи: «Мы повторяем тему «Обстоятельства». Почему перед нами эта таблица?».
Учитель демонстрирует классу интерактивную мультимедийную таблицу «Обособление одиночного деепричастия и деепричастного оборота».


Рис. 1а                                                                Рис. 1б

 

2. Вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты являются в предложении обстоятельствами и обособляются запятыми, формулируется классом и подтверждается (или корректируется) путём открытия одного из вложений таблицы (см. рис. 1б). Последующая демонстрация интерактивной мультимедийной таблицы «Деепричастие в предложении» (см. рис. 2) дает возможность обратить внимание на обстоятельственные вопросы к деепричастиям в правой части таблицы, а затем предложить развернуть одиночные деепричастия в деепричастный оборот, еще раз указав на их обособленную позицию в предложении.


 
3. Учитель ставит новую проблемную задачу: «Всегда ли деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми?». Для её решения мы будем использовать интерактивную пунктограмму «Деепричастие и деепричастные обороты». Информация, появляющаяся в ячейках таблицы после активизации вопросительных знаков (см. фрагмент таблицы на рис. 3б), служит либо поддержкой объяснения учителя, либо подтверждением результатов обсуждения каждого примера учениками.

Рис. 3а                                                                                       Рис. 3б

4. Далее с целью дальнейшего обсуждения и закрепления темы выполняется ряд электронных заданий «Почему выделенные слова не обособляются?». Варианты 1, 2 и 3 (садятся за компьютеры)



 
5. В качестве домашнего задания ученикам можно предложить на выбор или в сочетании:

1.Домашнее задание.
Прочитайте дома рассказ А. П. Чехова «Жалобная книга»
Найдите в рассказе речевую ошибку, неправильное употребление деепричастия. Прокомментируйте её и замените предложение из рассказа А. П. Чехова правильным.
 
2)      выполнить электронные задания на домашнем компьютере или пользуясь раздаточным материалом:
Тест «Деепричастие и деепричастный оборот»;

Тест «Деепричастные обороты-фразеологизмы»;


Тест «Обособление обстоятельств».
 
3)      Мини-проект: обеспечить новым набором примеров гипертекстовое определение «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов» пользуясь словарем примеров «Деепричастные обороты, деепричастия, фразеологизмы, наречия». Определения и словарь можно распечатать и раздать ученикам.
 
. Последующий контроль по данной теме обеспечивают тесты:
Тест «Обособление деепричастных оборотов» 1 и 2;
Тест «Знаки препинания при обособленных членах предложения».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи

Автор: Дударева Ольга Викторовна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138667

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Презентация для урока русского языка по теме"Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи" "
    ["seo_title"] => string(128) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-dieieprichastiie-i-dieieprichastnyi-oborot-ikh-funktsionirovaniie-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "138680"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417591615"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа "Трудный русский. 7 класс." "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-trudnyi-russkii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163368"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422466766"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства