kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диалогическая и монологическая речь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детям предлагается представить себя учёными, провести небольшое, но всё же научное исследование, для того чтобы понять, что же это такое «диалогическая и монологическая речь».  В процессе работы заполняется таблица, и пятиклассники готовят устное высказывание, опираясь на таблицу, об отличительных особенностях монологической и диалогической речи. На заключительном этапе урока учащиеся оценивают работу своих одноклассников, присваивают лучшим учащимся учёную степень.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диалогическая и монологическая речь»

Тема урока «Диалогическая и монологическая речь»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Самоопределение к деятельности (орг. момент)

- Прочтите тему урока. Не правда ли, на первый взгляд очень трудная тема? Такие сложные, непонятные слова. - Предлагаю сегодня представить себя учёными, провести небольшое, но всё же научное исследование, для того чтобы понять, что же это такое «диалогическая и монологическая речь».

- В процессе работы на уроке мы заполним таблицу, и вам нужно будет рассказать, опираясь на таблицу, об отличительных особенностях монологической и диалогической речи.

- Оценив работу своих одноклассников на уроке, мы присвоим лучшим учащимся учёную степень.

Подготовка класса к работе.


Читают тему урока.














фронтальная





фронтальная

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные:

смыслообразование;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2. Подготовка к работе на основном этапе.

- Что является объектом нашего исследования?

- Что станет результатом нашей работы?

- В ходе рассуждений будем заполнять таблицу, которая нам поможет в конце урока сделать вывод.

Отвечают на вопросы, самостоятельно формулируют конечный результат своей работы на уроке.



Регулятивные:

прогнозирование результатов.

3. Усвоение новых знаний и способов действия.

- Начинаем работу по исследованию лексического материала, для этого познакомьтесь с рубрикой учебника «Лингвистическая кладовая» (часть 2, с. 11).

- Какие слова содержат в своём составе часть моно- ? - Что общего в значении этих слов?

- Перечислите слова с частью диа-. Что их объединяет?

- Подберите синонимы к слову «диалог», к слову «монолог».

- Вы готовы сделать первый вывод?

- Заполните первую часть таблицы (1. Лексическое значение).












- Вспомните отрывки из сказки К.И. Чуковского «Телефон».

- На основе предложенных отрывков изучим структуру диалога и монолога.



- Кто эти сказочные персонажи-участники диалога?

- Как они выглядят? Опишите их.

- Из чего строится их диалог?

- Связаны ли реплики между собой?





- На что жалуется герой-повествователь в своём монологе?

- Что представляет собой его речь?



- Заполните вторую часть таблицы (2. Структура диалога и монолога).
















- Наши сказочные персонажи беседуют по телефону. При каких речевых ситуациях ещё возможен диалог?

- Перечисленные ситуации характерны для устной или письменной речи?

- Когда и с какой целью мы используем монолог?

- Заполните последнюю часть таблицы (3. Отношение диалога и монолога к устной и письменной речи).

Самостоятельно читают рубрику «Лингвистическая кладовая» (часть 2, с. 11), проводят сравнительный анализ лексического значения слов «монолог», «диалог», делают выводы.




Работа в парах:

подбирают синонимы к словам диалог — беседа, разговор; монолог — выступление, размышление, рассказ.





Заполняют первую часть таблицы (1. Лексическое значение).

диалог

беседа, разговор

монолог

выступле-ние, размышле-ние, рассказ




1-ый учащийся читает наизусть отрывок «У меня зазвонил телефон… он у меня ещё маленький».

Остальные слушают, формулируют вывод.

Фронтально отвечают на вопросы учителя.






2-ой учащийся читает наизусть отрывок «И такая дребедень целый день…то олень».

Остальные слушают, формулируют вывод.


Фронтально отвечают на вопросы учителя.

Формулируют выводы наблюдений.

Заполняют вторую часть таблицы (2. Структура диалога и монолога).

диалог

состоит из реплик, связанных между собой и дополняющих друг друга

монолог

текст на определённую тему





Приводят примеры речевых ситуаций.

фронтально






Формулируют выводы наблюдений.

фронтально

Заполняют последнюю часть таблицы (3. Отношение диалога и монолога к устной и письменной речи).

диалог

Устная + письмен-ная

монолог

Письмен-ная + устная


Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование,

прогнозирование.

Познавательные:

умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации,

смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.




Общеучебные:

Моделирование.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.

Логические:

анализ, сравнение, синтез.



4. Контроль и самооценка новых знаний и способов действия.

- Таблица составлена. Расскажите, опираясь на неё, об отличительных особенностях монологической и диалогической речи.

- На сегодняшнем уроке нашими помощниками стали герои сказки Чуковского. Давайте и мы окажем им ответную помощь. Видимо, собеседники героя-повествователя не знакомы с правилами речевого этикета.

- В парах составьте монолог, в котором вы познакомите сказочных персонажей с образцом правильной речи.

- Составьте в парах диалог — телефонный разговор, учитывая правила речевого этикета.

- Оцените выступление своих одноклассников по следующим критериям:

1) речевая ситуация,

2) правила речевого этикета,

3) артистизм.

Систематизируют материалы наблюдений, подводят итоги исследования, строят научный текст.

Рассказ по цепочке









Работают в парах: Создают монолог и диалог.

Представляют свои работы (по одному с каждого ряда).

Оценивают работы своих одноклассников в соответствии с критериями оценивания.

(критерии оценивания на доске)




Регулятивные:

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить высказывания.

5. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

- Какую цель мы ставили вначале урока?







Домашнее задание (по выбору учащихся).

1. Продолжите сказку К.И. Чуковского «Телефон» ещё одной частью-диалогом повествователя с новым героем.

2. Возьмите интервью у своих друзей, родных на тему: «Мои любимые герои сказок К.И. Чуковского». При оформлении диалогов опирайтесь на теоретический материал п. 17.

3. с.13.упр. 4

Фронтально отвечают на вопросы учителя.

Называют основные позиции нового материала.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Записывают домашнее задание в дневник.















Познавательные:

умение структурировать знания;

оценка процессов и результатов деятельности.

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

5. Рефлексия

- Кому на сегодняшнем уроке вы бы присвоили учёную степень?

- Доволен ли каждый из вас своей работой?

- За что ты хочешь похвалить себя и одноклассников?

Выставление оценок.

Оценивают результаты работы своих одноклассников.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли;

оценивание качества своей и общей учебной деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Диалогическая и монологическая речь

Автор: Покровская Алла Игорьевна

Дата: 18.08.2016

Номер свидетельства: 339876

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(51) "razvitiiesviaznoiriechiudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "307602"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458379746"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Как работать над связной речью у детей 6-7 лет"
    ["seo_title"] => string(52) "kak-rabotat-nad-sviaznoi-riech-iu-u-dietiei-6-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "303156"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457446340"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Презентация по психологии: "Особенности внешней, внутренней и эгоцентрической речи""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_po_psikhologhii_osobiennosti_vnieshniei_vnutrienniei_i_eghotsien"
    ["file_id"] => string(6) "371610"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1482217505"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Особенности изучения диалогической речи на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti-izuchieniia-dialoghichieskoi-riechi-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "303591"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457550774"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Обучение монологической и диалогической речи на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(87) "obuchieniie-monologhichieskoi-i-dialoghichieskoi-riechi-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "231413"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442495469"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства