1.Самоопределение к деятельности (орг. момент) | - Прочтите тему урока. Не правда ли, на первый взгляд очень трудная тема? Такие сложные, непонятные слова. - Предлагаю сегодня представить себя учёными, провести небольшое, но всё же научное исследование, для того чтобы понять, что же это такое «диалогическая и монологическая речь». - В процессе работы на уроке мы заполним таблицу, и вам нужно будет рассказать, опираясь на таблицу, об отличительных особенностях монологической и диалогической речи. - Оценив работу своих одноклассников на уроке, мы присвоим лучшим учащимся учёную степень. | Подготовка класса к работе. Читают тему урока. фронтальная фронтальная | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: смыслообразование; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
2. Подготовка к работе на основном этапе. | - Что является объектом нашего исследования? - Что станет результатом нашей работы? - В ходе рассуждений будем заполнять таблицу, которая нам поможет в конце урока сделать вывод. | Отвечают на вопросы, самостоятельно формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Регулятивные: прогнозирование результатов. |
3. Усвоение новых знаний и способов действия. | - Начинаем работу по исследованию лексического материала, для этого познакомьтесь с рубрикой учебника «Лингвистическая кладовая» (часть 2, с. 11). - Какие слова содержат в своём составе часть моно- ? - Что общего в значении этих слов? - Перечислите слова с частью диа-. Что их объединяет? - Подберите синонимы к слову «диалог», к слову «монолог». - Вы готовы сделать первый вывод? - Заполните первую часть таблицы (1. Лексическое значение). - Вспомните отрывки из сказки К.И. Чуковского «Телефон». - На основе предложенных отрывков изучим структуру диалога и монолога. - Кто эти сказочные персонажи-участники диалога? - Как они выглядят? Опишите их. - Из чего строится их диалог? - Связаны ли реплики между собой? - На что жалуется герой-повествователь в своём монологе? - Что представляет собой его речь? - Заполните вторую часть таблицы (2. Структура диалога и монолога). - Наши сказочные персонажи беседуют по телефону. При каких речевых ситуациях ещё возможен диалог? - Перечисленные ситуации характерны для устной или письменной речи? - Когда и с какой целью мы используем монолог? - Заполните последнюю часть таблицы (3. Отношение диалога и монолога к устной и письменной речи). | Самостоятельно читают рубрику «Лингвистическая кладовая» (часть 2, с. 11), проводят сравнительный анализ лексического значения слов «монолог», «диалог», делают выводы. Работа в парах: подбирают синонимы к словам диалог — беседа, разговор; монолог — выступление, размышление, рассказ. Заполняют первую часть таблицы (1. Лексическое значение). диалог | беседа, разговор | монолог | выступле-ние, размышле-ние, рассказ | 1-ый учащийся читает наизусть отрывок «У меня зазвонил телефон… он у меня ещё маленький». Остальные слушают, формулируют вывод. Фронтально отвечают на вопросы учителя. 2-ой учащийся читает наизусть отрывок «И такая дребедень целый день…то олень». Остальные слушают, формулируют вывод. Фронтально отвечают на вопросы учителя. Формулируют выводы наблюдений. Заполняют вторую часть таблицы (2. Структура диалога и монолога). диалог | состоит из реплик, связанных между собой и дополняющих друг друга | монолог | текст на определённую тему | Приводят примеры речевых ситуаций. фронтально Формулируют выводы наблюдений. фронтально Заполняют последнюю часть таблицы (3. Отношение диалога и монолога к устной и письменной речи). диалог | Устная + письмен-ная | монолог | Письмен-ная + устная | | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения. Общеучебные: Моделирование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Логические: анализ, сравнение, синтез. |
4. Контроль и самооценка новых знаний и способов действия. | - Таблица составлена. Расскажите, опираясь на неё, об отличительных особенностях монологической и диалогической речи. - На сегодняшнем уроке нашими помощниками стали герои сказки Чуковского. Давайте и мы окажем им ответную помощь. Видимо, собеседники героя-повествователя не знакомы с правилами речевого этикета. - В парах составьте монолог, в котором вы познакомите сказочных персонажей с образцом правильной речи. - Составьте в парах диалог — телефонный разговор, учитывая правила речевого этикета. - Оцените выступление своих одноклассников по следующим критериям: 1) речевая ситуация, 2) правила речевого этикета, 3) артистизм. | Систематизируют материалы наблюдений, подводят итоги исследования, строят научный текст. Рассказ по цепочке Работают в парах: Создают монолог и диалог. Представляют свои работы (по одному с каждого ряда). Оценивают работы своих одноклассников в соответствии с критериями оценивания. (критерии оценивания на доске) | Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
5. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. | - Какую цель мы ставили вначале урока? Домашнее задание (по выбору учащихся). 1. Продолжите сказку К.И. Чуковского «Телефон» ещё одной частью-диалогом повествователя с новым героем. 2. Возьмите интервью у своих друзей, родных на тему: «Мои любимые герои сказок К.И. Чуковского». При оформлении диалогов опирайтесь на теоретический материал п. 17. 3. с.13.упр. 4 | Фронтально отвечают на вопросы учителя. Называют основные позиции нового материала. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Записывают домашнее задание в дневник. | Познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |