Просмотр содержимого документа
«Диалог и монолог. Как отличить диалог от монолога?»
Тема: Как отличить диалог от монолога?
Цели: познакомить с терминами диалог и монолог; формировать умение оформлять диалог.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать диалог и монолог; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; аргументировать свою позицию; оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.
Ход урока
Актуализация знаний:(запись на доске)
ВОЛКИ РЫЩУТ, ПИЩУ ИЩУТ.
- Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов?. (предложение, так как есть смысл. Мы понимаем, что в нем говорится о волках. Предложение написано с большой буквы, в конце стоит точка).
- Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в предложении.
- Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (ЩУ пишу с буквой У)
- Какое похожее правило вы знаете? (ЧУ пишу с буквой У)
- Назовите еще слова, в которых есть эта орфограмма. Запишите три слова. Подчеркните орфограмму.
Самоопределние к деятельности.
-Сравните два вида речи.
1) – Ты чего такой хмурый?
- Кафтан прожег.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
2) Я прожег кафтан так, что один ворот остался.
- Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том же. Отличаются тем, что в первом варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает).
Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется речь одного человека.
- На какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (Как отличить диалог от монолога).
Упр. 6 (с. 10-11)
- Прочитайте задание.
- Как называется сказка? (Терем-теремок)
-Докажи, что это диалог (говорят два действующих лица)
-Кто спрашивает? (блоха-попрыгуха)
- Кто отвечает? (муха-горюха) (чтение в парах)
- Кто догодался, для чего используется знак «-« (отделяет слова каждого разговаривающегося)
- Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
- Спишите диалог. Найдите слова с орфограммой «Сочетания ЖИ и ШИ». Обозначьте орфограмму.
- В каких словах подчеркнули орфограмму? (живет, жить)
Упр. 7 (с.11)
(Работа в парах: вариант1 – Колобок, вариант 2 – Лиса. Затем инсценировка сказки «Колобок»)
- Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных» самостоятельно.
- Из какого языка пришли к нам слова «диалог» и «монолог»?
-Из каких частей они состоят и что они обозначают?
Упр. 8 (с. 12)
-Прочитайте отрывок из сказки.
-Это диалог или монолог? (монолог, так как говорит один человек)
- К кому обращен монолог? (к птичке)
=- Спишите первое предложение с проговариванием.
Словарная работа.
-Какое «вежливое» слово говорит Дюймовочка? (Прощай)
- Почему выделена буква О? (слышим звук А, пишем букву О)
-Ккое близкое по значению слово мы говорим при прощании? (До свидания)
- Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении.
-Прочитайте текст.
(текст читает ученик с хоорошим авыком чтения)
- Что это – диалог или монолог? (это диалог, говорят трое действующих лиц)
- Как понимаете последнюю реплику? (нельзя укорять, не надо жадничать и обижать человека)
-Спишите ее.
Рефлексия
Упр. 10 (с.13)
- По какому рисунку можно составить монолог? (по второму рисунку: один заяц хвастается, другие слушают)
- По какому рисунку можно составить диалог? (по первому рисунку, так как разговаривают двое: Колобок и Волк)
(первый ряд составляет диалог к первому рисунку, второй ряд готовит ответ на вопрос: в каких случаях мы используем в речи диалог, а в каких- монолог? Дети зачитывают по 2-3 ответа от каждого ряда. Учитель оценивает ответы).
Подведение итогов урока.
-как отличить диалог от монолога? (в устной речи: если говорят два или больше действующих лиц – это диалог. В письменной речи диалог можно отличить по тире, которое отделает слова каждого говорящего.).