«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».
«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, грамотно оформлять их на письме; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать личности, способные на самостоятельную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».»
«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».
(урок в 9 классе)
Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, грамотно оформлять их на письме; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать личности, способные на самостоятельную деятельность.
Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2014 год. Часть 2., схема, учебные тексты, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Прогнозируемые результаты: учащиеся определяют смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; знают правила постановки тире между частями бессоюзного сложного предложения; конструируют данные синтаксические конструкции; правильно и уместно используют бессоюзные сложные предложения в речи.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Постановка тире в простом предложении. Работа с таблицей.
Пример (заполнено учителем)
Тире употребляется (заполняют учащиеся)
Тигр – животное чрезвычайно красивое, но крайне опасное.
Дважды два – четыре.
Без дела сидеть – стареть.
Для настоящего музыканта закон – играть часов по шесть в день.
Картины на стенах, чёрный рояль, старинные часы – всё это казалось необычным для меня.
«Я выстрелил, продолжал граф, и, слава Богу, дал промах».
Вариант выполнения задания:
Пример (заполнено учителем)
Тире употребляется (заполняют учащиеся)
Тигр – животное чрезвычайно красивое, но крайне опасное.
Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.
Дважды два – четыре.
Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащее и сказуемое выражены именем числительным.
Без дела сидеть – стареть.
Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом.
Для настоящего музыканта закон – играть часов по шесть в день.
Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащее и сказуемое выражены: один – инфинитивом, другой – именем существительным.
Картины на стенах, чёрный рояль, старинные часы – всё это казалось необычным для меня.
В предложениях с однородными членами перед обобщающим словом.
«Я выстрелил, продолжал граф, и, слава Богу, дал промах».
В предложениях с прямой речью перед словами автора.
2. Беседа.
- Что является средством связи в бессоюзном сложном предложении?
- Какие пунктуационные знаки встречаются в них?
- В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставят запятую?
- В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставят точку с запятой?
- От чего зависит интонация в бессоюзном сложном предложении?
III. Развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов.
1. Анализ информации, представленной в таблице упр. №192 на с. 128-129 учебника.
2. Использование синтаксических синонимов для определения смысловых отношений: упр.193, стр.130 учебника
3. Коллективная работа над составлением схемы (запись на доске и в тетрадях)
Тире в бессоюзном сложном предложении.
- противопоставление
Ввысь взлетит Сокол – (а) жмётся Уж к земле. (М. Горький)
Время -
(Когда) Придёт вечер – поговорим.
Условие -
(Если) Несчастья бояться – счастья не видать. (Пословица)
-
- Вывод, следствие
Дружно за мир стоять – (так что) войне не бывать. (Пословица)
- сравнение
Молвит слово – (словно, будто) соловей поёт.
-быстрая смена действия
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И. А. Крылов)
IV. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.
1. Упр. 195 стр. 130 учебника.
2. Практическая работа: конструирование бессоюзных сложных предложений.
Задание: объедините простые предложения в бессоюзные сложные. Запишите их и расставьте знаки препинания.
1) К вечеру собралась гроза. Над хутором стала бурая туча (М. Шолохов).2) Дунуло лютым холодом. Посыпался снег, началась завируха, смешивая небо с землёй (В. Катаев).3) Вдруг он услышал пение. Это пела бабушка (В. Панова). 4) Женька взял коробку и открыл. В ней были куски пластилина (В. Панова).
3. «Умники и умницы»: работа в парах с раздаточным материалом.
Задание: Определите, как по смыслу различимы данные предложения.
1) В поле потемнело: надвигалась гроза. В поле потемнело, надвигалась гроза. Надвигалась гроза – в поле потемнело.
2) Выйти невозможно: на улице дождь. На улице дождь – выйти невозможно.
3) Будет холодно – поедим домой. Поедим домой: будет холодно.
4) Луны не было видно: она в ту пору поздно всходила. Луна всходила поздно – её не было видно.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Обобщающая беседа:
- Какие смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении обозначают с помощью тире?
- Какими союзами можно проверить эти отношения?
- С какой интонацией произносят бессоюзное сложное предложение, если в нём стоит тире?
- В каких синтаксических конструкциях кроме бессоюзных сложных предложений используют тире?
VI. Домашнее задание:
1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.
2. Выполнить упражнение по выбору в рабочей тетради, часть 2 по изученной теме.
Литература:
1. Учебник «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2014 год. Часть 2.
2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение 2013.
3.Русский язык. 9 класс: II полугодие: планы-конспекты уроков/Г. Е. Фефилова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2013.
4. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя/ Г. А. Богданова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
5. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2004.