kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, грамотно оформлять их на письме; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать личности, способные на самостоятельную деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».»

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

(урок в 9 классе)

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, грамотно оформлять их на письме; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать личности, способные на самостоятельную деятельность.

Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2014 год. Часть 2., схема, учебные тексты, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Прогнозируемые результаты: учащиеся определяют смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; знают правила постановки тире между частями бессоюзного сложного предложения; конструируют данные синтаксические конструкции; правильно и уместно используют бессоюзные сложные предложения в речи.

Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Постановка тире в простом предложении. Работа с таблицей.

Пример (заполнено учителем)

Тире употребляется (заполняют учащиеся)

Тигр – животное чрезвычайно красивое, но крайне опасное.


Дважды два – четыре.


Без дела сидеть – стареть.


Для настоящего музыканта закон – играть часов по шесть в день.


Картины на стенах, чёрный рояль, старинные часы – всё это казалось необычным для меня.


«Я выстрелил, продолжал граф, и, слава Богу, дал промах».




Вариант выполнения задания:

Пример (заполнено учителем)

Тире употребляется (заполняют учащиеся)

Тигр – животное чрезвычайно красивое, но крайне опасное.

Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.

Дважды два – четыре.

Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащее и сказуемое выражены именем числительным.

Без дела сидеть – стареть.

Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом.

Для настоящего музыканта закон – играть часов по шесть в день.

Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащее и сказуемое выражены: один – инфинитивом, другой – именем существительным.

Картины на стенах, чёрный рояль, старинные часы – всё это казалось необычным для меня.

В предложениях с однородными членами перед обобщающим словом.

«Я выстрелил, продолжал граф, и, слава Богу, дал промах».

В предложениях с прямой речью перед словами автора.



2. Беседа.

- Что является средством связи в бессоюзном сложном предложении?

- Какие пунктуационные знаки встречаются в них?

- В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставят запятую?

- В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставят точку с запятой?

- От чего зависит интонация в бессоюзном сложном предложении?

III. Развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов.

1. Анализ информации, представленной в таблице упр. №192 на с. 128-129 учебника.

2. Использование синтаксических синонимов для определения смысловых отношений: упр.193, стр.130 учебника

3. Коллективная работа над составлением схемы (запись на доске и в тетрадях)

Тире в бессоюзном сложном предложении.


- противопоставление

Ввысь взлетит Сокол – (а) жмётся Уж к земле. (М. Горький)



Время -

(Когда) Придёт вечер поговорим.


Условие -

(Если) Несчастья бояться – счастья не видать. (Пословица)

-

- Вывод, следствие

Дружно за мир стоять – (так что) войне не бывать. (Пословица)

- сравнение


Молвит слово – (словно, будто) соловей поёт.

-быстрая смена действия


Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И. А. Крылов)



IV. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.

1. Упр. 195 стр. 130 учебника.

2. Практическая работа: конструирование бессоюзных сложных предложений.

Задание: объедините простые предложения в бессоюзные сложные. Запишите их и расставьте знаки препинания.

1) К вечеру собралась гроза. Над хутором стала бурая туча (М. Шолохов).2) Дунуло лютым холодом. Посыпался снег, началась завируха, смешивая небо с землёй (В. Катаев).3) Вдруг он услышал пение. Это пела бабушка (В. Панова). 4) Женька взял коробку и открыл. В ней были куски пластилина (В. Панова).

3. «Умники и умницы»: работа в парах с раздаточным материалом.

Задание: Определите, как по смыслу различимы данные предложения.

1) В поле потемнело: надвигалась гроза. В поле потемнело, надвигалась гроза. Надвигалась гроза – в поле потемнело.

2) Выйти невозможно: на улице дождь. На улице дождь – выйти невозможно.

3) Будет холодно – поедим домой. Поедим домой: будет холодно.

4) Луны не было видно: она в ту пору поздно всходила. Луна всходила поздно – её не было видно.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Обобщающая беседа:

- Какие смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении обозначают с помощью тире?

- Какими союзами можно проверить эти отношения?

- С какой интонацией произносят бессоюзное сложное предложение, если в нём стоит тире?

- В каких синтаксических конструкциях кроме бессоюзных сложных предложений используют тире?

VI. Домашнее задание:

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить упражнение по выбору в рабочей тетради, часть 2 по изученной теме.

Литература:

1. Учебник «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2014 год. Часть 2.

2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение 2013.

3.Русский язык. 9 класс: II полугодие: планы-конспекты уроков/Г. Е. Фефилова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2013.

4. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя/ Г. А. Богданова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

5. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2004.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Горбачева Анна Александровна

Дата: 23.04.2015

Номер свидетельства: 204993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства