Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Проверка готовности рабочих мест к началу урока. Приветственное слово: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний. Сегодня, как и на предыдущих уроках, мы будем путешествовать по одному из королевств этой огромной страны – Морфологии. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний. Не изменяя своим традициям, посмотрим в окно и текст свой мы составим «Сегодня за окном…» | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. | Личностные: настрой на позитивное начало урока |
2.Актуализация знаний Цель этапа: пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения. | Слово учителя: Ребята,мы откроем еще один уголок нашего королевства, то есть изучим еще одну часть речи. А для начала послушайте стихотворение: Защитник Отечества верен стране, Присягу давал он Отчизне. Мужчина к поставленной цели идёт, Он борется, мир-цель его жизни. Защитники наши к цели идут. Они вперёд мчатся и спины не гнут. В бою не сдаются, к Победе идут, И Землю свою от нацистов спасут! Они защищают безудержно и смело Границы и покой нашей страны. Задачи сложные решают все умело. Хранят наш мир, чтоб не было войны. Мы любим и верим, Мы ценим и ждём ! С Победой вернётесь вы скоро, Нам Мир долгожданный ценнее всего, К нему мы пойдём до упора! Вопросы: -Какой частью речи являются выделенные слова? (местоимение) - Какой теме будет посвящен наш урок? Запись даты и темы урока «Местоимение как часть речи» | Слушают стихотворение. Формулируют тему урока, работают в тетрадях, записывают дату и тему урока «Местоимение как часть речи» | Регулятивные: определение темы урока. |
3.Постановка учебной задачи Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации | Вопросы: Какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке? (познакомиться с местоимением как частью речи) Что мы должны для этого сделать? (определить роль местоимений в русском языке, повторить синтаксическую роль местоимений, узнать разряды местоимений и т.д.) Совершенно верно. И теперь, когда у нас есть цель, когда мы определились с задачами, можем приступать к изучению данной темы. | Формулируют цель и задачи урока | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса |
4.Постановка проблемы. Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем) | Слово учителя: Изучать местоимение мы будем по следующему плану: 1. Общее значение, вопросы. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическая функция. 4. Роль и употребление в речи. - Аида побывала в королевстве Морфологии и кое-что подслушала… Жили Части речи дружно. Все хорошо было бы, да только стали уставать Существительное, Глагол и Прилагательное от работы. Сами подумайте, можно ли столько трудиться в одном рассказе только: «Петя подарил Тане книгу, но Тане книга не понравилась, и Таня вернула Пете книгу обратно и расстроилась. Петя тоже расстроился и не понимал, почему Тане книга не понравилась. Тогда Петя книгу перечитал, понял, почему книга не понравилась и подарил Тане другую книгу. Тане другая книга понравилась и Таня с Петей помирились.» Недовольны были Существительное и Прилагательное. Лишняя работа им не нравилась. Да и люди поняли: говорить так некрасиво, неправильно. Тогда решено было искать заместителя бедным труженикам. Нашлись слова-заместители: «я», «его», «мой», «этот» и другие их помощники. Задумались люди: как же называть их? Долго думали об этом они вместе с Существительным и Прилагательным, но никак не могли додуматься. Вдруг Существительное заметило Прилагательному: – Эти слова заменяют нас с тобой, то есть встают вместо нас. Так, может, назвать их «вместосуществприлагательными»? – Слишком длинно будет. Давай лучше назовем их «вместоимениями» или же просто «местоимением», ведь и ты, и я – имена! Сказано – сделано. Так появились на свет Местоимения – слова, которые работают вместо имен. С тех пор живут Существительное, Прилагательное и Местоимение в мире, друг другу помогают и друг без друга жить не могут. - А теперь обратимся к этимологическому словарю. Перед вами словарная статья из него. Прочитайте и ответьте на вопрос -Из какого языка пришло слово «местоимение» ? -Разберите слово по составу Местоимение. А теперь переведите на родной язык, разберите его по составу Ц1эпапщ1э -Дословный перевод – вместо имени .Два разных языка ,а слово означает одно и то же. -Расскажите, ребята, что же вы знаете о местоимениях? Ответьте на вопросы: Какова же роль местоимения в речи? Назовите грамматические признаки местоимений? Какими членами предложения могут быть местоимения? (обучающиеся затрудняются с ответами). Нам явно не хватаем имеющихся знаний, давайте попытаемся пополнить копилку сведений о местоимениях. | Отвечают на поставленные вопросы. Сталкиваются с затруднением. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
5. Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения, получить новые знания о местоимении как части речи. | Слово учителя -Запишите предложение замените выделенные слова местоимениями. Алик подошёл к незнакомому дому через два часа (Он подошёл к какому-то дому через несколько часов.) -Какие части речи мы заменили ? -На что указывают местоимения?(на предмет, признак ,количество ,но не называют их. ) Попробуйте дать определение местоимению. - Следующим заданием будет работа над синтаксической ролью местоимения. Вернёмся к нашему стихотворению. Синтаксический разбор предложений у доски : 1.Защитник Отечества верен стране, присягу давал он Отчизне. 2.Защитники наши к цели идут. 3.Мы любим и верим . 4.Нам мир долгожданный нужен. -На какие вопросы отвечают местоимения ,какими членами они являются? Сделайте вывод. В предложении местоимения обычно бывают подлежащим. определением и дополнением -Выпишите местоимения ,определите, где возможно, род, число, падеж. Вывод (Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения изменяющиеся по родам и числам) - Местоимения делятся по значению на разряды. У вас на партах лежат таблицы . Более подробно мы поговорим о разрядах местоимений на следующих уроках ,а сегодня только познакомимся с названиями разрядов и местоимениями, которые входят в эти разряды. Выпишите из текста местоимения и определите их разряды. 1.Кто-то ,может, не знает.2. Командир штурмового отряда «Шторм» Тамазов Тимур Мухамедович родился в нашем районе.3. Он с 2008 года служил в воздушно-десантных войсках.4.Участвовал в военной операции в Сирии, затем в СВО на Украине.5.Он имел позывной «Кабарда».6.Его подразделение попало в засаду.7.Этот смелый командир, несмотря на своё ранение, доставил на себе своего раненого товарища до позиций отряда.8.Наш земляк пал смертью храбрых.9.Ему присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.10.Тимур Мухамедович навсегда останется в памяти смелым офицером, которого будет не хватать.11.Никто не забыт , ничто не забыто! 12.Ты будешь вечно жить в наших сердцах. -Культурный человек должен говорить и писать правильно и грамотно, обогащать свой словарный запас и следить за построением предложений. Сравните два текста .Какой текст больше нравится и почему? Родина! Она всегда прекрасна! И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей! Родина! Родина всегда прекрасна! Родина чувствуется и в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье. Родина чувствуется в первых весенних цветах. Родина чувствуется в золотом разливе хлебных полей! Вывод: Местоимения делают нашу речь богаче и красивее, помогают избежать повторов -А не хочется ли вам сверить открытое самостоятельно с тем , как освещает этот вопрос наука ? Читаем параграф учебника, составляем опорную схему . - | Отвечают на вопросы. Определяют грамматические признаки и синтаксическую роль местоимений.. Учатся давать определения. | Регулятивные: понимание цели этого этапа работы. Коммуникативные : умение сотрудничать, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Познавательные: умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать информацию. Личностные: умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других, оценивать себя и своих одноклассников. |
6. Физкультминутка. Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. | Мы, друзья, не знаем скуки, Дружно вверх поднимем руки. Вниз опустим, а затем Вдох глубокий сделать всем. А теперь и ты, и я Приседайте – ка, друзья. Руки за спину – она Распрямиться вмиг должна. Дружно в сторону наклон, Сбросить лень поможет он. Вправо, влево наклонитесь. И, конечно, не ленитесь. Что же в классе есть оно? Посмотрите на окно. Смотрим прямо. А теперь Посмотрите все на дверь. Вы похлопайте тихонько И попрыгайте легонько. Глубоко сейчас вдохнуть, Выдох без сомнения. Помогли нам отдохнуть Все местоимения. | | |
7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи | Слово учителя: А сейчас мы разделимся на группы. Первый вариант будет группой №1, второй вариант – группой №2. 1 группа выполняет упражнение учебника 433 и отвечает на вопросы: какие же части речи может заменять местоимения, какие местоимения могут изменяться по падежам (с примерами из текста) 2 группа выполняет упражнение 434 и отвечает на вопрос: какова синтаксическая роль местоимений. | Работают в группах, готовят небольшие сообщения по заданным вопросам, отвечают. Знакомятся с таблицей разрядов местоимений по значению, выполняют задание. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: развитие умения решать учебно- познавательные задачи | Почтальон принёс письмо И увесисто оно Постараемся задания все решить, И ошибкой не грешить . Тест по теме "Местоимение" ( на листах у каждого см. Приложение3) 1. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении: В нашем доме живет известный человек. А) дополнение; Б) определение; В) обстоятельство. 2. Укажите местоимение, которое изменяется по родам: А) весь; Б) некто; В) ты. 3. В каком ряду все слова являются местоимениями? А) я, кто, любой, второй; Б) себя, своего, по-моему, прежний; В) никого, что-либо, их, по-нашему; Г) ее, всякий, самый, каждый. 4. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной: Ее дом находился за городом. А) определительное местоимение; Б) личное местоимение; В) притяжательное местоимение; 5. Какое из местоимений соотносится с существительным? А) твой; Б) туда; В) кто-то. Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполненной работы и оцените своего товарища. Ответы тестов (1 –б, 2 –а, 3 –г, 4 – в, 5 – в) Определи разряд местоимения 1 вариант Унесли ее детенышей___________ Она нашла____________________ Увидел себя___________________ Твоего великана_______________ Наш цветок___________________ Который час?_________________ Нечего делать_________________ Нашел кое – что________________ Свой человек__________________ Всего мира___________________ Определи разряд местоимения 2 вариант Унесли их_____________________ Был тот день__________________ За несколько минут____________ Все относились________________ Другое измерение_____________ Что видишь?___________________ Любовался собой_______________ Не нужно ничего________________ -А теперь минута творчества, ребята. Вам даны строки из стихотворения. Необходимо собрать их и прочитать получившееся четверостишие. Я заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи , Когда приходится слова другие замещать, На их значения всегда мне нужно указать. - А вы докончите строку в рифму Я о себе такого мнения: Огромна роль …………….. ! Я делу отдаюсь сполна : Я заменяю ………… | Работают с тестами. Оценивают свою работу. Ответы проверяют по ключу. Сравнивают свою оценку. | Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мыс-ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
9. Итог урока. Домашнее задание | Вопросы: Мы достигли своих целей , Знания новые приобрели И копилку своих знаний Повторить сейчас должны. А для этого, друзья мои ,назовём именами своих открытий улицы и переулки города Местоимения. (Каждый называет признаки местоимения и на доске, на схеме города пишет названия улиц.) Вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока, достигли ли мы ее? -Что такое местоимение? Какие части речи заменяют ? Какие разряды местоимений мы узнали? Как изменяются местоимения ? Какими членами предложения обычно бывают местоимения ? Вы молодцы ,ребята. А сможете напоследок решить задачу? Я+Я+Я+Я= ? (МЫ) Сегодня у нас всё получилось, потому что мы были единой командой, работали все вместе. «Я, ты, он, она- вместе дружная семья!» Не забывайте об этом. Домашнее задание: выполнить упражнение 435, знать теоретический материал, представленный на с. 64 вашего учебника. | Ведут диалог, повторяют основные определения и правила, записывают домашнее задание | Регулятивные: анализ работы на уроке Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации |
10. Этап рефлексии учебной деятельности. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | Вопросы: Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке? Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение. Как вы оцениваете свою работу на уроке и работу одноклассников? Оцени работу всего класса. | Оценивают свою работу на уроке. Оценивают работу класса | Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
1. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении: В нашем доме живет известный человек.
В) обстоятельство.
2. Укажите местоимение, которое изменяется по родам:
В) ты.
3. В каком ряду все слова являются местоимениями?
Г) ее, всякий, самый, каждый.
4. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной: Ее дом находился за городом.
5. Какое из местоимений соотносится с существительным?
В) кто-то.