kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская разработка урока русского языка для 6 класса: "Местоимение как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Местоимение как часть речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка урока русского языка для 6 класса: "Местоимение как часть речи"»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 6

Автор УМК: русский язык в 2х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.

Тема урока: «Местоимение как часть речи»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели урока:.

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), коммуникативной.

содержательная: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; научиться узнавать и определять грамматические признаки и роль местоимений в нашей речи; познакомить с основными разрядами местоимений.

развивающая: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений; уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников – учебника, электронных ресурсов.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Познавательные УУД: анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, выполнять учебно-познавательные действия, приобретать умения использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и электронных ресурсах, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, представленную в неявном виде, группировать объекты по определенным признакам, осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики, целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности на учебном занятии.

Личностные УУД: формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала, развитие адекватной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, взаимопомощь, формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, анализ и рефлексия, самооценка деятельности.

Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, умение строить монологическое высказывание, высказывание и обоснование собственной точки зрени





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.


Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Приветственное слово: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний. Сегодня, как и на предыдущих уроках, мы будем путешествовать по одному из королевств этой огромной страны – Морфологии.

А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний.

Не изменяя своим традициям, посмотрим в окно и текст свой мы составим «Сегодня за окном…»


Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.


Личностные: настрой на позитивное начало урока






2.Актуализация знаний

Цель этапа: пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.




Слово учителя: Ребята,мы откроем еще один уголок нашего королевства, то есть изучим еще одну часть речи. А для начала послушайте стихотворение:

Защитник Отечества верен стране,

Присягу давал он Отчизне.

Мужчина к поставленной цели идёт,

Он борется, мир-цель его жизни.



Защитники наши к цели идут.

Они вперёд мчатся и спины не гнут.

В бою не сдаются, к Победе идут,

И Землю свою от нацистов спасут!



Они защищают безудержно и смело

Границы и покой нашей страны.

Задачи сложные решают все умело.

Хранят наш мир, чтоб не было войны.



Мы любим и верим,

Мы ценим и ждём !

С Победой вернётесь вы скоро,

Нам Мир долгожданный ценнее всего,

К нему мы пойдём до упора!

Вопросы:

-Какой частью речи являются выделенные слова? (местоимение)

- Какой теме будет посвящен наш урок?

Запись даты и темы урока «Местоимение как часть речи»


Слушают стихотворение. Формулируют тему урока, работают в тетрадях, записывают дату и тему урока «Местоимение как часть речи»




Регулятивные: определение темы урока.




3.Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Вопросы:

Какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке? (познакомиться с местоимением как частью речи)

Что мы должны для этого сделать? (определить роль местоимений в русском языке, повторить синтаксическую роль местоимений, узнать разряды местоимений и т.д.)

Совершенно верно. И теперь, когда у нас есть цель, когда мы определились с задачами, можем приступать к изучению данной темы.






Формулируют цель и задачи урока








Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса

4.Постановка проблемы.

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем)






Слово учителя:

Изучать местоимение мы будем по следующему плану:

1. Общее значение, вопросы.

2. Морфологические признаки.

3. Синтаксическая функция.

4. Роль и употребление в речи.

- Аида побывала в королевстве Морфологии и кое-что подслушала…

Жили Части речи дружно. Все хорошо было бы, да только стали уставать Существительное, Глагол и Прилагательное от работы. Сами подумайте, можно ли столько трудиться в одном рассказе только: «Петя подарил Тане книгу, но Тане книга не понравилась, и Таня вернула Пете книгу обратно и расстроилась. Петя тоже расстроился и не понимал, почему Тане книга не понравилась. Тогда Петя книгу перечитал, понял, почему книга не понравилась и подарил Тане другую книгу. Тане другая книга понравилась и Таня с Петей помирились.»

 Недовольны были Существительное и Прилагательное. Лишняя работа им не нравилась. Да и люди поняли: говорить так некрасиво, неправильно. Тогда решено было искать заместителя бедным труженикам. Нашлись слова-заместители: «я», «его», «мой», «этот» и другие их помощники. Задумались люди: как же называть их?

 Долго думали об этом они вместе с Существительным и Прилагательным, но никак не могли додуматься. Вдруг Существительное заметило Прилагательному:

 – Эти слова заменяют нас с тобой, то есть встают вместо нас. Так, может, назвать их «вместосуществприлагательными»?

 – Слишком длинно будет. Давай лучше назовем их «вместоимениями» или же просто «местоимением», ведь и ты, и я – имена!

 Сказано – сделано. Так появились на свет Местоимения – слова, которые работают вместо имен. С тех пор живут Существительное, Прилагательное и Местоимение в мире, друг другу помогают и друг без друга жить не могут.


- А теперь обратимся к этимологическому словарю. Перед вами словарная статья из него. Прочитайте и ответьте на вопрос

-Из какого языка пришло слово «местоимение» ?

-Разберите слово по составу Местоимение.

А теперь переведите на родной язык, разберите его по составу Ц1эпапщ1э

-Дословный перевод – вместо имени .Два разных языка ,а слово означает одно и то же.

-Расскажите, ребята, что же вы знаете о местоимениях?

Ответьте на вопросы:

Какова же роль местоимения в речи?

Назовите грамматические признаки местоимений?

Какими членами предложения могут быть местоимения?

(обучающиеся затрудняются с ответами).

Нам явно не хватаем имеющихся знаний, давайте попытаемся пополнить копилку сведений о местоимениях.



Отвечают на поставленные вопросы.



Сталкиваются с затруднением.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации




5. Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения, получить новые знания о местоимении как части речи.


Слово учителя

-Запишите предложение замените выделенные слова местоимениями.

Алик подошёл к незнакомому дому через два часа (Он подошёл к какому-то дому через несколько часов.)

-Какие части речи мы заменили ?

-На что указывают местоимения?(на предмет, признак ,количество ,но не называют их. )

Попробуйте дать определение местоимению.

- Следующим заданием будет работа над синтаксической ролью местоимения. Вернёмся к нашему стихотворению. Синтаксический разбор предложений у доски :

1.Защитник Отечества верен стране, присягу давал он Отчизне.

2.Защитники наши к цели идут.

3.Мы любим и верим .

4.Нам мир долгожданный нужен.

-На какие вопросы отвечают местоимения ,какими членами они являются?

Сделайте вывод. В предложении местоимения обычно бывают подлежащим. определением и дополнением

-Выпишите местоимения ,определите, где возможно, род, число, падеж.

Вывод (Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения изменяющиеся по родам и числам)

- Местоимения делятся по значению на разряды. У вас на партах лежат таблицы . Более подробно мы поговорим о разрядах местоимений на следующих уроках ,а сегодня только познакомимся с названиями разрядов и местоимениями, которые входят в эти разряды. Выпишите из текста местоимения и определите их разряды.

1.Кто-то ,может, не знает.2. Командир штурмового отряда «Шторм» Тамазов Тимур Мухамедович родился в нашем районе.3. Он с 2008 года служил в воздушно-десантных войсках.4.Участвовал в военной операции в Сирии, затем в СВО на Украине.5.Он имел позывной «Кабарда».6.Его подразделение попало в засаду.7.Этот смелый командир, несмотря на своё ранение, доставил на себе своего раненого товарища до позиций отряда.8.Наш земляк пал смертью храбрых.9.Ему присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.10.Тимур Мухамедович навсегда останется в памяти смелым офицером, которого будет не хватать.11.Никто не забыт , ничто не забыто! 12.Ты будешь вечно жить в наших сердцах.



-Культурный человек должен говорить и писать правильно и грамотно, обогащать свой словарный запас и следить за построением предложений. Сравните два текста .Какой текст больше нравится и почему?

Родина! Она всегда прекрасна! И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!

Родина! Родина всегда прекрасна! Родина чувствуется и в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье. Родина чувствуется в первых весенних цветах. Родина чувствуется в золотом разливе хлебных полей!

Вывод: Местоимения делают нашу речь богаче и красивее, помогают избежать повторов

-А не хочется ли вам сверить открытое самостоятельно с тем , как освещает этот вопрос наука ?

Читаем параграф учебника, составляем опорную схему .

































-






Отвечают на вопросы. Определяют грамматические признаки и синтаксическую роль местоимений.. Учатся давать определения.

Регулятивные: понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные : умение сотрудничать,

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.



Познавательные: умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать информацию.

Личностные: умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других, оценивать себя и своих одноклассников.








6. Физкультминутка.

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.


Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.




7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи


Слово учителя: А сейчас мы разделимся на группы. Первый вариант будет группой №1, второй вариант – группой №2.

1 группа выполняет упражнение учебника 433 и отвечает на вопросы: какие же части речи может заменять местоимения, какие местоимения могут изменяться по падежам (с примерами из текста)

2 группа выполняет упражнение 434 и отвечает на вопрос: какова синтаксическая роль местоимений.




Работают в группах, готовят небольшие сообщения по заданным вопросам, отвечают.







Знакомятся с таблицей разрядов местоимений по значению, выполняют задание.








Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативныеформулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно- познавательные задачи

Почтальон принёс письмо

И увесисто оно

Постараемся задания все решить,

И ошибкой не грешить .

Тест по теме "Местоимение" ( на листах у каждого см. Приложение3)

1. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении: В нашем доме живет известный человек.

А) дополнение;

Б) определение;

В) обстоятельство.



2. Укажите местоимение, которое изменяется по родам:

А) весь;

Б) некто;

В) ты.



3. В каком ряду все слова являются местоимениями?

А) я, кто, любой, второй;

Б) себя, своего, по-моему, прежний;

В) никого, что-либо, их, по-нашему;

Г) ее, всякий, самый, каждый.



4. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной: Ее дом находился за городом.

А) определительное местоимение;

Б) личное местоимение;

В) притяжательное местоимение;



5. Какое из местоимений соотносится с существительным?

А) твой;

Б) туда;

В) кто-то.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполненной работы и оцените своего товарища.

Ответы тестов (1 –б, 2 –а, 3 –г, 4 – в, 5 – в)



Определи разряд местоимения 1 вариант

Унесли ее детенышей___________

Она нашла____________________

Увидел себя___________________

Твоего великана_______________

Наш цветок___________________

Который час?_________________

Нечего делать_________________

Нашел кое – что________________

Свой человек__________________

Всего мира___________________



Определи разряд местоимения 2 вариант

Унесли их_____________________

Был тот день__________________

За несколько минут____________

Все относились________________

Другое измерение_____________

Что видишь?___________________

Любовался собой_______________

Не нужно ничего________________



-А теперь минута творчества, ребята. Вам даны строки из стихотворения. Необходимо собрать их и прочитать получившееся четверостишие.

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи ,

Когда приходится слова другие замещать,

На их значения всегда мне нужно указать.

- А вы докончите строку в рифму

Я о себе такого мнения:

Огромна роль …………….. !

Я делу отдаюсь сполна :

Я заменяю …………


Работают с тестами.

Оценивают свою работу.

Ответы проверяют по ключу.

Сравнивают свою оценку.

Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мыс-ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

9. Итог урока. Домашнее задание

Вопросы: Мы достигли своих целей ,

Знания новые приобрели

И копилку своих знаний

Повторить сейчас должны.

А для этого, друзья мои ,назовём именами своих открытий улицы и переулки города Местоимения.

(Каждый называет признаки местоимения и на доске, на схеме города пишет названия улиц.)

Вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока, достигли ли мы ее?

-Что такое местоимение? Какие части речи заменяют ? Какие разряды местоимений мы узнали? Как изменяются местоимения ? Какими членами предложения обычно бывают местоимения ?

Вы молодцы ,ребята.

А сможете напоследок решить задачу?

Я+Я+Я+Я= ? (МЫ)

Сегодня у нас всё получилось, потому что мы были единой командой, работали все вместе.

«Я, ты, он, она- вместе дружная семья!»

Не забывайте об этом.



Домашнее задание: выполнить упражнение 435, знать теоретический материал, представленный на с. 64 вашего учебника.


Ведут диалог, повторяют основные определения и правила, записывают домашнее задание

Регулятивные: анализ работы на уроке

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации


10. Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Вопросы: Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке?

Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение.



Как вы оцениваете свою работу на уроке и работу одноклассников?

Оцени работу всего класса.

Оценивают свою работу на уроке.

Оценивают работу класса

Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности




























Приложение 3 Тест по теме "Местоимение"

1. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении: В нашем доме живет известный человек.

А) дополнение;

Б) определение;

В) обстоятельство.

2. Укажите местоимение, которое изменяется по родам:

А) весь;

Б) некто;

В) ты.

3. В каком ряду все слова являются местоимениями?

А) я, кто, любой, второй;

Б) себя, своего, по-моему, прежний;

В) никого, что-либо, их, по-нашему;

Г) ее, всякий, самый, каждый.

4. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной: Ее дом находился за городом.

А) определительное местоимение;

Б) личное местоимение;

В) притяжательное местоимение;

5. Какое из местоимений соотносится с существительным?

А) твой;

Б) туда;

В) кто-то.








































т вид






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Авторская разработка урока русского языка для 6 класса: "Местоимение как часть речи"

Автор: Хамукова Мадина Мухтаровна

Дата: 27.05.2024

Номер свидетельства: 651544

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства